Одним из главных достижений г-на Путина называют ликвидацию соглашений о разделе продукции. В рамках данной статьи хотелось бы остановиться на принципиальном вопросе. Вопросе, который должен помочь в ответе на другие немаловажные вопросы, должен помочь в определении "своих" и "врагов" во власти. Вопросе, от ответа на который зависит, ни много, ни мало, судьба нашей страны!
Что же за "чудище" эти Соглашения о разделе продукции?
В ФЗ от 1995 года № 225 (
О СОГЛАШЕНИЯХ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ) читаем: "Соглашение о разделе продукции (далее - соглашение) является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее - инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск." В бюджет РФ идут налоги и платежи при выполнении соглашений, плюс принадлежащая государству в соответствии с условиями соглашения часть произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента.
Существует много точек зрения на данный вид соглашений, порой прямо противоположные:
- Евгений Федоров: "Российской стране не принадлежат ее природные ресурсы."
- В.В. Путин: "Соглашение о разделе продукции и для нас является важнейшей частью инвестиционной политики."
Да, товарищи! Вы только представьте... Но может быть Путин "шифруется"? Всё-таки дело было в далеком 2000-м году, а на улице 2013 год!.. Увы!
- В 2010 году Путин выступал в Госдуме с докладом о работе Правительства и поведал об успехах в рамках проекта СРП "Сахалин 2": «Важно, что в российский ТЭК все активнее приходят передовые технологии. Так, на Сахалине запущен первый в России завод по производству сжиженного природного газа, что открывает для нас перспективные рынки сбыта».
- 30 августа 2011 года: "Путин подчеркнул, что проект «Сахалин-1» с участием ExxonMobil «осуществляется очень эффективно». «Там только на одной из платформ, где вы работаете, создано 13 тыс. новых рабочих мест. Это уже само по себе результат», - сказал Путин."
Федоров очень
активно продвигает
идею, что "Во времена Ельцина США заставили парламент России принять закон о разделе продукции, по которому 264 крупнейших месторождения полезных ископаемых были переданы в собственность иностранных фирм и не облагались никакими налогами. Путин в 2002-2004 г. путем поправок отменил это соглашение, за исключением двух не лучших месторождений на Сахалине."
Давайте проверим сию информацию на соответствие действительности?
- Начнем с того, что из года в год показания Г-на Федорова несколько изменяются...
*Например, в
2009 году- "Их (соглашения) принимали Указами президента на базе закона, принятого до Путина в 90-е годы"...
Соглашения не могли принимать указами президента! Открываем статью 6 ФЗ "О СОГЛАШЕНИЯХ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ"...
- Путин отменил закон о СРП - таков посыл данного видео...
Хотя стоит отметить, что данный закон "жив" до сих пор.
- Вся нефть не принадлежала России, денег почти Россия не получала...
Открываем статью 2 ФЗ и смотрим: "Разрешается предоставление на условиях раздела продукции не более 30 процентов разведанных и учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых." При этом Путин констатировал: "По действующему законодательству и на условиях Соглашения о разделе продукции в России может быть организована добыча до 30 процентов разведанных и учтенных в государственном балансе запасов углеводородов.
Знаю, что вчера вы обсуждали вопрос об изменении этого порядка. Есть идея увеличения до 40 процентов или выведения за скобки тех запасов, которые уже охвачены действующими соглашениями. Это предмет обсуждения. Во всяком случае, на мой взгляд, обсуждать эту тему вполне уместно."
В законе также предусмотрены платежи и налоги при исполнении соглашения (даже в первой версии закона на 1995 год!), обязательная государственная доля от произведенной продукции...
* В
2012 году Федоров "исправляется":
- Теперь принимали Закон парламентарии ", по которому 264 крупнейших месторождения полезных ископаемых были переданы в собственность иностранных фирм и не облагались никакими налогами."
- "Путин в 2002-2004 г. путем поправок отменил это соглашение, за исключением двух не лучших месторождений на Сахалине."
2. Теперь поговорим о фактах, озвученных Федоровым:
- "Был принят закон по команде Соединенных Штатов российским парламентом о том, что конкретный список из 264 крупных месторождений газа, нефти, меди и т.д., выведен из юрисдикции Российской Федерации."
- "Путин это соглашение о разделе продукции путем поправок отменил, то есть список прекратил свое существование. У нас раз закон принят, то не может исчезнуть. И так 2 месторождения из 264 остались, потому что не хватило сил отнять. Это Сахалин-1, Сахалин-2."
Не буду вдаваться в конкретику, а просто приведу слова самого президента РФ:
"Но должен отметить и другую сторону этого дела. Поспешные, непродуманные шаги также недопустимы. Например, мы хорошо знаем, что уже около двух десятков месторождений законодательно передано для разработки на условиях СРП, а реально заключено всего четыре соглашения. Причем к выполнению приступили всего лишь в трех проектах. Почему так происходит? Конечно, очень много, в основном все зависит от России, почти на 100 процентов.
Но мы все, участники этого процесса, все должны анализировать, что происходит в этой сфере. Соглашения «Сахалин-1», «Сахалин-2». Они же были подписаны с отложенной датой вступления. Что это означает? Для юристов понятно. Это означает, что только после обмена соответствующими уведомлениями между сторонами они могли в полном объеме вступить в силу. И такой обмен уведомлениями был предусмотрен после того, как все российское законодательство, нужное для работы по этим соглашениям, будет соответствующим образом гармонизировано.
Стороны по соглашению не стали ждать этой гармонизации. Они обменялись этими уведомлениями, не дожидаясь окончания этого процесса. Понятно, что всем хотелось побыстрее. И к чему это привело, тоже понятно. К потерям для государства, для инвесторов, к определенному хаосу и недоверию друг к другу."
Президент РФ говорит о трех проектах: Сахалин-1, Сахалин-2,
Харьягинское месторождение. Т.е. Федоров врет не только про 264 месторождения, но и про реально заключенные три!
Чуть конкретнее: отмена нескольких списков, которые готовились правительством, (первый - 250 позиций, второй - меньше позиций, но больше месторождений, примерно 260) была осуществлена Федеральным собранием в 1996-1998 при поддержке Счетной палаты РФ. Путин не имеет ничего общего с отменой этих списков.
- "В чем суть этого закона? Российской стране не принадлежат ее природные ресурсы. Позиция американцев была такая: Россия должна быть по статусу, например, как Польша, у которой природных ресурсов нет. Соответственно, природные ресурсы нужно из России убрать. Был принят закон по команде Соединенных Штатов российским парламентом о том, что конкретный список из 264 крупных месторождений газа, нефти, меди и т.д., выведен из юрисдикции Российской Федерации. В мелочь они не полезли - например, в добычу глины для маленького кирпичного заводика."
Открываем
Росстат и смотрим, получал ли бюджет РФ деньги от "не принадлежности природных ресурсов":
В 1995 году - $33,2 млрд;
в 2000 году - $55,4 млрд;
в 2004 году - $104,9 млрд;
в 2008 году - $326 млрд.
***
Может быть данные соглашения реально убыточные?
Ответ есть!"МИНЭНЕРГО РОССИИ: ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЙСТВУЮЩИХ ПРОЕКТОВ СРП В 2011 ГОДУ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ ОБ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ЗНАЧИТЕЛЬНОМ ВКЛАДЕ В РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РФ"
Выводы:
- Федоров сознательно дезИнформирует людей;
- Заслуги Путина в сфере СРП объективно есть, но они незначительные (с одной из версий можете познакомиться здесь: http://kirschower.livejournal.com/243272.html*);
- Положительна роль СРП или отрицательна - это долгая дискуссия экономистов, которую мы пока касаться не будем;
- Самое главное - Проверяйте информацию, которой Вас кормят, и держитесь правды.