Говорят, что самая большая разница - это ноль детей и один ребенок, а потом она все меньше и меньше, к 4-ому ребенку любой почувствует себя гуру, каждый 10-ый точно захочет написать книгу)).
У меня только двое (и гельштат в этот вопросе полностью закрыт), но и я могу подтвердить, что разница между ноль и один и один и два огромна. Столько всего оказалось не так, как я думала, оно будет... Много приятных открытий, много и разочарований...
С первым ребенком было по принципу: я слышала...., все говорят..., у одной моей подруги... но это же известная тема...
Например, у одной моей подруги, когда они приехали из роддома, ребенок ТАК удивился новому месту, что орал 10 часов подряд. Поэтому Майку мы привезли домой вдвоем с Ильей, тихонько поднялись в квартиру, положили ее в кроватку и стали ждать. Не орала. Выдохнули.
Арсеньку привезли из роддома и в тот же вечер устроили вечеринку, ну почти. )))
Ну, конечно, к своим 30 годам я уже знала, что спит как младенец, то бишь и пушкой не разбудишь - это устаревшая метафора. На самом деле младенцы орут всю ночь, и первый год - родители-зомби. К тому же Майка благополучно проревела почти все мое пребывание с ней в роддоме, и я до сих пор помню первую ночь дома, когда я засыпала и отчетливо думала, через сколько часов-минут мне вставать и ее качать-кормить-и-что-то-делать. (А после операции эта такая невероятная слабость, я первое время вообще засыпала в шесть вечера). Но она не проснулась в первую ночь, во вторую, в третью, однако этот страх (что этой ночью уж точно) ушел только к месяцу или к двум.
Арсенька не плакал в роддоме ВООБЩЕ, может быть, еще поэтому, за него даже не боялась, с легким сердцем засыпала сразу.
Еще у меня произошло переосмысление (то есть, такой небольшой шок-открытие, разочарование) слова "развивающий". Пока у меня не было детей, я думала (ну если думала), что все развивающее круто. Развивающие игрушки, развивающие центры, развивающие пособия... Всё бред, маркетинг, профанация. Началось это переосмысление с развивающих мультиков. То есть, сначала были развивающие игрушки, но это еще терпимо. Игрушки как игрушки. Просто слово развивающий добавлено. Даже для такого возраста, когда все игрушки развивающие, а лучшие игрушки - вообще не игрушки, и тоже очень развивающие. А потом я как-то читаю что-то вроде: своим 8-месячным детям я каждый вечер ставлю развивающий мультик и мы спокойно ужинаем. Мультики вообще плохо в 8 мес, но этот же развивающий.
И думаю, надо Майе поставить развивающий мультик, а то что она одних Бременских музыкантов смотрит. И какое у меня было разочарование: синий трактор, синее небо, белый трактор, белые полоски.
Простоквашино в 100 раз более развивающий. Сейчас если я ищу что поставить Майе, развивающее сразу пролистываю. В целом, слово "развивающее" на товаре или услугах - для меня лично это антиреклама.
Арсеньке год и два - мультики не смотрит никакие, все-таки мультики в таком возрасте развивающими быть вряд ли могут, даже если они прекрасны. Спокойно поужинать с мужем, это уважительная причина, но Арсенька нам не мешает вообще, поэтому с мультфильмами не знаком.
Туда же центры. И всякие развивающие занятия лет до четырех. У нас их в каждом районе, в каждом доме практически. Цены кусаются. Для меня все это коммерция. Возможно, есть суперталантливые педагоги, которые действительно могли бы развить моих детей в возрасте до трех лет лучше меня, но это очень-очень надо поискать, все что доступно - это 500 рублей час, а результат мизерный.
Пособия развивающие. Тоже развить ребенка по ним можно даже не рассчитывать, но если ребенок любит всякие задания, то они в кайф. Майке в кайф, но почему-то для нее там нет ничего нового или непонятного. А может, у меня самой плохо с системностью. До пособий я добралась, когда Майе стукнуло три, я как раз ушла с работы в декрет, и как это водится, появилось время на старшего ребенка. И я купила сначала все пособия на два-три (хотя по возрасту нужны были три-четыре), и тут же открытие. Я была уверена, что это как с учебниками (потому что пособия носили иногда гордое название "математика"), если ты не прошел один уровень, то следующий не сможешь)). Но оказалось все не так. Очень скоро я пошла за некоторыми пособиями 4-5 лет(!). То есть, теперь бы, прежде чем их покупать, я бы их открыла, полистала (хотя про некоторые задания я думала, что Майя не поймет, но нет это просто общее развитие ребенка, и средний ребенок обычно все это выполняет без труда)
Дальше больше. Все мы все-таки, несмотря на огромное обилие литературы "Как воспитывать", "Как играть", "Как общаться" с детьми все-таки все это делаем интуитивно. И дети для нас самих самые умные (если нет, то любой родитель скажет, что ленивые просто), самые талантливые (хотя бы в чем-то)и у нас есть свои амбиции на их счет. В общем, когда у меня была только Майя и ей стукнул год, во мне возродилась моя любовь к рисованию. Талант у меня ограничивается тем, что я вполне похоже и узнаваемо срисовываю животных из книг. Нарисовать что-то, даже кошку, дом или кружку - для меня проблема, а срисовать легко. И это я обожаю. И у меня была твердая уверенность, что все дети умеют и любят рисовать (мне еще до беременности одна знакомая сказала, что ее сын не любил рисовать, и я была слегка шокирована, не поверила). Я до сих пор помню это ощущение, что вот он мой ребенок, которого я сейчас превращу в гениального художника, желание у меня есть, впитывающий как губка ребенок есть, я уже в мечтах почивала на лаврах, ей-богу. И вот в год дочери у нас не просто был дома мольберт, икеевская бумага, карандаши и все-все-все, а я КАЖДЫЙ день в кайф что-то рисовала на мольберте, она малевала внизу, рисовали с ней на бумаге. У меня миллион фото, как она рисует с года до двух. Я же методист (интуитивный), была уверена, что главное, чтобы дети видели, что родители от этого кайфуют, и тогда дети тоже загораются, так и рождаются династии в какой-то профессии... И ровно в два года Майя рисует так, что все в восхищении. У меня есть видео, как в два года (ноль месяцев) она рисует человека - лицо, глаза, нос, рот, уши, волосы. Они рисует семью - нас всех на др папе в два года пять месяцев, она рисует картины в стиле Климта. Многие мне говорят (в ту пору), что их дети в 4-5 так не рисуют. И что вы думаете? Это была чистой воды дрессура, теперь я это понимаю. Майе четыре года и четыре месяца и она так не рисует, более того с трех постепенно она перестала рисовать вообще. Она это не любит и никогда не любила, но в два года она стремилась имитировать мое поведение и всё. Вот только-только начала раскрашивать нормально, разными цветами, не вылазить за края, не оставлять белых пятен. А до этого сплошным цветом тяп-ляп.
С Арсенькой меня это отпустило. Я совершенно не намерена прививать ему любовь к рисованию, чтобы потом не разочаровываться. Плюс у меня родилась какая-то уверенность, что это и невозможно привить - раз уж я с Майей не смогла. Арсенька сам в год подошел к мольберту (на котором никто никогда при его жизни ничего не делал), сам взял мелок и сразу догадался, что им делать. Редко-редко на меня находит желание порисовать (точнее Майя просит что-то ей нарисовать), я открываю гуашевые краски, рисую. Арсенька сидит в стульчике рядом и с удовольствием играет баночками (было пару раз). Я не делаю никаких выводов, я вообще больше в эту сторону не думаю. Карандаши ему доступны, захочет, будет рисовать. Нет так нет.
И еще что-то похожее, но в обратном направлении, я пережила с Майей. Ей ближе к двум и я вдруг осознаю с небольшим чувством вины (спасибо Интернету), что совсем с ней не занимаюсь, и она наверное никогда не отличит цвета и вообще (хотя книги она любила с года и уже всех-всех показывала и хорошо ориентировалась в книгах) и вот я ее усаживаю. Перед ней цветные карандаши, кольца, мячи. Я говорю, это ЖЕЛТЫЙ карандаш, ЖЕЛТОЕ кольцо, ЖЕЛТЫЙ мяч. Дай мне желтый карандаш. Она дает произвольный. Я бросаю. Такое занятие я провела ровно два раза, мать-ехидна)) НО по нижней границе этого навыка Майя знала все цвета и оттенки. И меня осенило - ВСЕ ЭТО ПРИХОДИТ САМО, забей и расслабься. Надеюсь, мне не аукнется это с Арсенькой. Потому что Майка в чем-то лиха. Она сама научилась писать буквы (но читать, правда, не хочет). И похвалю ее. Она сильна в математике. В пределе десятка она выполняет любые операции (разве что не умножение), все на бытовом уровне, но все сама без занятий. Недавно спрашивает, сколько ты творожков купила? - 4. - Значит, нам с Арсенькой по два. И это она не видит творожки, и не задумывается ни секунды.
А вчера добила меня в лифте. Мы с ней немножко делили перед выходом из дома (пока одевались, я ей объяснила, что такое деление, само слово), и в лифте она говорит: Если к 7 прибавить 7, а потом поделить на два, будет семь.
В общем, плане занятий и развития маленьких детей я жутко расслаблена теперь.
А еще такой стереотип, что все дети разные. И вот из-за него я почему-то ждала негатива с Арсенькой, там где с Майкой было все ок. Но нет, все оказалось точно так же, спокойные ночи, никаких капризов и нытья из-за зубов, точно так же очень рано начал есть самостоятельно (Арсенькой вообще с 11 месяцев спокойно ест сам), точно так же с утра он жутко голодный, как и Майка была, и мне нужно сунуть ему хотя бы печеньку (и у меня дежа вю из прошлой жизни с Майей), чтобы приготовить еду. Точно так же после года не ест ничего по ночам. И еще где-то 10 бонусов по сравнению с Майей и моими стереотипами о младенцах-мальчиках (о да, их у меня до сих пор полно - то есть на более старший возраст))
Вот такие дела. Родительство - это очень увлекательное путешествие, потому что столько открытий в других сферах в моем возрасте жизнь уже перестала мне давать, а тут.... столько нового, и нового качественного, и потенциального, и перспективного!