Европейская Европа или «Мечеть Парижской Богоматери». Роль женщин-мусульманок

May 21, 2016 13:33

Будущее Европы в руках мусульманских женщин. Арабов и персов в Старом Свете больше с каждым днем, их роль в общественно-политических процессах возрастает (новый мэр Лондона тому подтверждение). Потому останется ли Европа европейской или мы действительно скоро увидим «Мечеть Парижской Богоматери» зависит от того, смогут ли «понаехавшие» мусульмане, оставаясь собой, стать европейцами. Этот выбор за исламскими женщинами и их борьбой за свои права.


Прошло уже четыре месяца с тех пор, как я побывала в Великобритании. Гуляя по улицам Оксфорда и Лондона старалась получше запомнить всё происходящее, получить как можно больше информации о том, что там происходит. Одна деталь не могла остаться незамеченной, даже если бы я совсем не старалась.

Это очевидно даже для тех, кто никогда не был в Европе. Там очень много арабов и персов. Очень. Среди других мигрантов они по понятным причинам выделяются больше всех.

Интересным для меня было наблюдать именно за арабскими и персидскими женщинами. Я росла в семье, где отец и мать, в целом, были равноправными. Конечно, бытовые обязанности родители разделяли. Но в остальном… Они примерно одинаково зарабатывали, почти одинаковое количество времени посвящали воспитанию детей и т.д. и т.п. У нас по умолчанию считалось, что женщина и мужчина обладают равными правами.

Я не понимаю, как женщина может мириться с тем, что не она выбирает себе мужа, мало что решает в воспитании собственных детей, не может учиться и работать? Поэтому я наблюдала, как они живут здесь, в неисламском мире.

Самым важным наблюдением для меня стал тот факт, что этих женщин можно условно разделить на две группы.

Первые ходят в никабах (это то, что мы привыкли называть паранджой) по центру Лондона со своими мужьями (вернее, мужья ходят с ними), опустив глаза вниз. Они все похожи как одна, даже движения такие, будто они все росли бок о бок.

Вторые, тоже явно приезжие, тоже выделяются в толпе. Их мне приходилось встречать на кассах в сумермаркетах, в сувенирных лавках Оксфорда, в обменниках. Они носят хиджабы, а не паранджу. Когда с ними разговариваешь, они смотрят прямо в глаза, искренне улыбаются. Они очень красивые и живые. С ними приятно общаться, и даже смотреть приятно. Они кажутся счастливыми.

И теперь думается мне, что вопрос, станут ли мигранты европейцами (сохранив при этом свое мировоззрение), или останутся маргиналами, которых все боятся, в итоге решается... женщинами. Потому как, если подумать, мусульманин, приехавший с семьей беженцем в Европу, контролировать может только то, что происходит внутри его семьи. Он может запрещать своей жене получать начальное образование, которое предлагает европейское общество, запрещать работать.

А власть в традиционной мусульманской семье держится, пожалуй, на страхе. Страхе кары со стороны бога, страхе перед собственным мужем…

И в том случае, если мусульманские женщины отстоят своё право на образование, работу, воспитание детей и прочие элементарные свободы, мне кажется, это сможет поменять мир к лучшему.
Ведь свобода - лучше, чем не свобода?

ислам, общество, психология, жизнь

Previous post Next post
Up