В 2002 году при Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете был создан Церковно-археологический музей для поступавших из самых разных источников памятников церковного искусства.За годы своего существования музей стал подлинным хранилищем ранее неизвестных исследователям и широкой публике памятников.К сожалению, в силу разных причин, в музей нет доступа посетителям.
Выставка в ГосНИИР, с которым ПСТГУ связывают тесные узы сотрудничества, предоставит редкую возможность познакомиться с частью уникальной коллекции музея.
Выставка расскажет о том, что трудно увидеть обычному посетителю музеев, - о процессе реставрации произведений искусства. На примере икон из собрания Церковно-археологического музея ПСТГУ будет показан сложный и долгий путь, который проходит памятник, прежде чем он займет свое место в экспозиционной витрине.
Какие методы исследования применяют реставраторы? Что покажет рентгенограмма иконы?
Зачем определять породу древесины доски? Как соляная кислота поможет определить методику реставрации?
Все это можно будет узнать на выставке благодаря обширному иллюстративному материалу. И, конечно же, увидеть сами произведения церковного искусства, спасенные трудами преподавателей, студентов кафедры реставрации Факультета церковных художеств ПСТГУ и сотрудниками ЦАМ ПСТГУ.
Это иконы XVII -XIX столетий, церковные книги, старообрядческие рукописи, старинные гравюры. Всего 34 экспоната. Среди них редкая икона XVII века «Праотец Ной». Икона XIX века «Гостеприимство Авраама». Эта икона стала ярким примером проведенной работы по «раскрытию сокрытого». Ее первоначальное состояние не предполагало сохранной живописи. Сюжет не прочитывался. После проведения исследования в инфракрасных лучах была выявлена прекрасно сохранившаяся композиция. Дальнейшая работа открыла тонкую живопись хорошего уровня.
Створки складня: «Николай Чудотворец, Явление Богоматери Андрею Боголюбскому, Деисус» и «Покров Божией Матери, Архангел Михаил» подписаны и датированы: «въ 1852мъ году. Марта 28 дня. Писал Владимирский живописецъ Иван Лапотниковъ»; «Икона писана усердием фердфебеля Афанасия Юръченко и жены его Пелагеи Ивановой». Подписные иконы встречаются довольно редко, для владимирских икон подписи уникальны. Исследование в ультрафиолетовых лучах показало наличие прописей. Сложность укрепления масляной живописи на деревянной основе требовала работы исключительно под бинокулярным микроскопом. Съемка в ультрафиолетовых лучах позволила максимально аккуратно утоньшить и выровнять потемневший покровный слой.
Интересна также представленная на выставке масляная живопись, например: «Тронная Богоматерь со свитком», копия с образа «Богоматерь с младенцем на троне», написанного В.М.Васнецовым для главного иконостаса Владимирского собора в Киеве. Лик Богоматери был полностью утрачен. Реконструкция опиралась именно на образ из Владимирского собора. Методом компьютерного наложения подбирался оптимальный ракурс и размер.
Среди других экспонатов привлекает внимание старинная рукопись «Документ о продаже» (1770г.), переданная Церковно-археологическому музею Светланой Максимовной Горбачевой в 2006 году.
Все экспонаты выставки публикуются впервые.
Выставка продлится с 13 октября по 30 ноября 2016 года.
Адрес: ул. Бурденко, 23. Проезд до станции метро "Парк Культуры", "Киевская".
Время работы: С понедельника по пятницу с 10:00 до 17:00. Если дверь закрыта, звоните в звонок и ждите, вам обязательно откроют.
Работники института реставрации чаще всего находятся в доме до 21:00, так что, если вы пришли после 17:00, позвоните в дверь, попроситесь на выставку, есть очень большой шанс, что вас впустят.
Суббота, воскресенье - выходной.
Цена билета: бесплатно!
Поддержи авторов - Добавь в друзья!