Петропавловский собор - впечатления. Часть 2.

Aug 04, 2016 12:12

Мы продолжаем наш рассказ о Петропавловском соборе. И сегодня расскажем вам о Царских комнатах и Великокняжеских усыпальницах.


Рисунок внешнего гроба императора Александра I. Архитектор О. Монферран. 1826.
Царские комнаты построены в 1900-1907 годах как единый комплекс с Великокняжеской усыпальницей, Царским подъездом и 36-метровой галереей, соединяющей усыпальницу с собором. Эта помещения (гостиная и приемная с двумя уборными) предназначались для отдыха членов царской семьи при посещении ими Петропавловского собора.

Интерьеры Царских комнат были оформлены «в стиле Людовика XV» по проекту Л.Н. Бенуа. После революции Царские комнаты были разорены, а их убранство, включая камины, люстры, ковры, мебельные гарнитуры, утрачено. В ходе реставрационных работ, произведенных в 2012-2013 годах, интерьерам частично возвращен их первоначальный облик.


Проект катафалка и балдахина для похорон Александры Федоровны. Архитектор Г. Боссе. 1860 г.
Экспозиция представлена в отреставрированных интерьерах Царских комнат Петропавловского собора. 30 экспонатов из собрания ГМИ СПб раскрывают значимость Петропавловского собора как одного из самых главных храмов страны и символа российской государственности.


Створка катафалка императора Александра I. По проекту К.И. Росси. 1826. Дерево, резьба, левкас, золочение.
В галерее, которая соединяет Великокняжескую усыпальницу с Петропавловским собором и Царскими комнатами, развернута экспозиция, посвященная траурным церемониям.


Г. Бота. План и разрез могилы императора Александра III. Проектный чертёж. 1894. Тушь, акварель. Копия.
Великокняжеская усыпальница возведена в 1896-1908 годах по проекту Д.И. Гримма при участии архитекторов А.О. Томишко и Л.Н. Бенуа. Была создана для погребения членов императорской семьи в связи с недостатком места для продолжения захоронений в Петропавловском соборе. После установления советской власти Великокняжеская усыпальница была закрыта.


Витраж «Воскресение Христово».
Интерьер памятника значительно пострадал: были уничтожены иконостас, Царские врата, мраморные надгробные плиты были разбиты. Витраж «Воскресение Христово», выполненный в 1905 году по эскизу Н.А. Бруни витражистом Г.И. Кузиком, погиб во время блокады Ленинграда.


Великокняжеская усыпальница.
В отличие от Петропавловского собора, где могилы готовились лишь после смерти члена императорской фамилии, под полом усыпальницы сразу сделали 60 бетонных погребальных камер. Эскиз надгробной мраморной плиты в бронзовой раме, уложенной вровень с полом, разработанный Л.Н. Бенуа для оформления могилы великого князя Алексея Александровича в 1908 году, впоследствии стал образцом для оформления всех последующих захоронений в усыпальнице.


Могила великого князя Владимира Александровича в Великокняжеской усыпальнице. 1910-е. Фотография.
В 1909 году Бенуа разработал и общий тип надгробного сооружения, которое получило название «поставы» и устанавливалось при могилах великих князей. На бронзовом ажурном постаменте укреплялись мемориальная табличка, золоченый крест с сиянием, киот с иконой и лампада на кронштейне.


Леонтий Николаевич Бенуа. Проект оформления могилы в Великокняжеской усыпальнице. 1909. Бумага, тушь, акварель. РНБ.
С 1908 года по 1915 год в Великокняжеской усыпальнице были погребены 13 членов императорской фамилии, в том числе восемь захоронений перенесли из собора. Последним перед революцией 1915 году, здесь обрел упокоение второй сын великого князя Константина Николаевича - великий князь Константин Константинович, известный как поэт и переводчик под псевдонимом «К.Р».


Великокняжеская усыпальница.
Традиция захоронений великих князей в усыпальнице возродилась 29 мая 1992 года, когда согласно завещанию покойного в Великокняжеской усыпальнице захоронили правнука Александра II - великого князя Владимира Кирилловича.


Интерьер Великокняжеской усыпальницы. 1907 год. Фотография.
Если вас интересует полный перечень лиц захороненных в Великокняжеской усыпальнице, то обратись к этому плану на сайте музея.

Увы, мы не успели посетить колокольню Петропавловского собора. На изучение Петропавловской крепости смело можно выделять целый день, а мы пришли сюда лишь во второй половине дня. Не повторяйте нашей ошибки и заранее спланируйте ваш визит. А мы обязательно вернёмся сюда в следующий приезд.
При написании этого текста использовались статьи с сайта Музея истории Петербурга и из книги «Петропавловский собор. Усыпальница императорского дома Романовых». Книгу можно приобрести в сувенирных магазинах музея. Рекомендуем.

Адрес музея: г. Санкт-Петербург, о. Заячий. Ближайшая ст. метро «Горьковская». Подробнее со схемой проезда можно ознакомиться тут.
Музей работает ежедневно, кроме среды (выходной). С часами работы можно ознакомиться тут.
Информацию о ценах на билеты можно найти тут.
Мы рекомендуем покупку комплексного билета (действителен 2 календарных дня), что сильно сэкономит ваши средства.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

музеи Петербурга, ГМИ СПб, Маяк_Парнаса_путешествует, постоянная экспозиция, не Москва, отчёт, Санкт-Петербург

Previous post Next post
Up