Как вы уже, конечно, знаете в Государственной Третьяковской галерее открылась выставка
«Фёдор Рокотов». Чтобы не получилось, как с выставкой Серова и чтобы не ломать двери в музей, планируете свой поход заранее. А посетить эту выставку стоит обязательно, чтобы увидеть картины лучшего портретиста своей эпохи, собранные в выставочном пространстве из разных музеев.
Экспозиционно выставка разделена на петербургский и московский периоды работы мастера, а также бытование его произведений в мире русской усадебной культуры. Петербургский период представляют самые ранние произведения, которые характеризуют период становления художника и являются его первыми заказами.
Фрагмент. Портрет княжны Евдокии Борисовны Юсуповой. 1758-1759(?).
Холст, масло. Овал в прямоугольнике.
Мы начнём наш рассказ с детских портретов, обращающих на себя внимание сразу же, как только вы входите на выставку. Взгляд так и тянется к портрету юной княжны Юсуповой, представленной в грациозном ракурсе: фигура повёрнута вправо, голова чуть склонена влево и обращена к зрителю. На ней прекрасный костюм, соответствующий моде XVIII века: бархатное платье, расшитое золотом, кружевной шарф на шее; гладкую причёску венчает перо - эгрет; изящные серьги поблёскивают драгоценными камнями. Колорит портрета строится на сочетании голубовато-зелёных тонов платья и золотисто-желтоватой отделки и шарфа, опоясывающего фигуру. И не смотря на пышный туалет светской дамы, девочка не выглядит чопорной и жеманной. Перед нами портрет живого, полного юной прелести и очарования создания, с тёмными блестящими глазами и нежной улыбкой.
Выставка посвящена камерным портретам художника, составляющим главную содержательную часть его наследия. Именно в них Рокотов одним из первых среди русских художников смог соприкоснуться с внутренним миром человека во всём его многообразии, перенося на полотна "души изменчивой приметы".
Портрет великого князя Павла Петровича. 1761. Холст, масло. Овал в прямоугольнике.
Внизу по овалу: Писалъ Ф. Рокотовъ 1761.
Портрету княжны Юсуповой по стилистике и образной интерпретации детской модели близок "Портрет великого князя Павла петровича". Здесь мы видим совсем ещё юного наследника российского престола. Портрет выполнен с большим живописным мастерством и лёгкостью. Детали костюма переданы с невероятной тщательностью и вниманием: голубая андреевская лента, орден Святой Анны на груди, лёгкое кружево и даже край горностаевой мантии, свешивающейся с иллюзорной овальной рамы. Но при этом внимание зрителя сразу концентрируется на лице мальчика. Павел выглядит старше своих семи лет. Губы его плотно сжаты, брови чуть приподняты, а взгляд серьёзен и выразителен. Однако, при всей внешней сдержанности, Рокотову удалось выразить в его лице отражение внутренней жизни: "черты любознательного, сообразительного, непоседливого мальчишки переплетаются в нём с чертами самоуверенного и заносчивого баловня".
Тема "художник и заказчик" является важным аспектом данной выставки. Значение творчества Фёдора Рокотова определяется не только виртуозностью его живописи, но и прежде всего высоким пониманием ценности человеческой личности: богатства внутренней жизни, способности мыслить и чувствовать, готовности к служению и обществу.Одухотворённость созданных им портретов, выразительность образов как незаурядных, так и ничем не примечательных людей его времени, маэстрия живописного почерка делают Рокотова одним из самых вдохновенных представителей русской художественной культуры второй половины XVIII века.
Фрагмент. Портрет Екатерины II. 1763. Этюд для коронационных портретов. Холст, масло.
Влияние мастеров россики сказалось в первых парадных заказных портретах кисти Рокотова, как например, в портрете императрицы Екатерины II.
На обороте авторская подпись: Сеi портретъ Iмператрицы Екатерины Алексеевны второi писан в 1763:м году месi маия 20 дня. Писал живописец акаде миi фдъюнктъ фдоръ рокотовъ. За работу заплачено тридцать рублев. Ниже владельческая надпись гербовой печати Натальи Нестеровой. Императрица изображена в малой императорской короне, с лентой и звездой ордена Св. Андрея Первозванного.
Камер-фурьерские журналы свидетельствуют, что в день, указанный в надписи на обороте портрета, императрица находилась в Ростове Великом. Мнения исследователей расходятся. Одни считают, что императрица позировала Рокотову, другие придерживаются мнения, что художник писал портрет с утраченного оригинала работы П. Ротари, либо гравюры Е.П. Чемесова, выполненной по оригиналу Ротари.
Фрагмент. Портрет Екатерины II. 1763. Холст, масло.
Слева в низу на фоне подпись: ф: рокотовъ:
Профильный этюд был положен в основу парадного поколенного коронационного портрета Екатерины, известного в двух вариантах: в сиреневом платье (ГТГ) и в зелёном (ГМЗ "Павловск"). Оба портрета написаны в 1763 году и оба можно увидеть на выставке.
Императрица изображена в малой императорской короне, с лентой и звездой ордена Св. Андрея Первозванного. В результате новейших технико-технологических исследований было установлено, что оба портрета выполнены не самим Рокотовым, а в его мастерской разными живописцами. Подпись же принадлежит самому портретисту. То что Рокотов имел свою мастерскую, подтверждает Штелин: «в 1762, 63 и 64 годах он уже был столь искусен и знаменит, что одни не мог справиться со всеми заказанными ему работами.»
Фрагмент. Портрет Екатерины II. 1763. Холст, масло.
Портрет из Павловска поступил из Гатчинского дворца, принадлежавшего в то время Г.Г. Орлову, фавориту Екатерины, и, вероятно, был заказан им для своей загородной резиденции. Портрет из Третьяковской галереи происходит из собрания графини Е.А. Воронцовой-Дашковой в имении Андреевское Владимирской губернии и, очевидно, создавался по поручению сподвижницы императрицы - Е.Р. Дашковой.
Фрагмент. Портрет Екатерины II. 1763. Холст, масло.
Слева в низу на фоне подпись: ф: рокотовъ:
Рокотов изобразил императрицу сидящей на троне в горностаевой мантии. В правой руке она держит скипетр, а левой опирается на бархатную подушку с лежащей на ней державой. Художник написал парадный портрет "правосудной монархини", под скипетром которой должна благоденствовать Российская империя.
Портрет пришёлся по вкусу самой государыне и часто копировался. В 1766 году Коллегия иностранных дел заказала Рокотову написать шесть повторений понравившегося государыне портрета для российских посольств за границей. Эти полотна, вероятнее всего, были исполнены также в мастерской Рокотова, а не им самим. Видимо, существовал и портрет кисти Рокотова, но его местонахождение в настоящее время не известно. Пока можно только утверждать, что живописец был автором программы портрета.
Фрагмент. Портрет А.Г. Бобринского в детстве. Середина 1760-х. Холст, масло.
Ещё один детский портрет, представленный на выставке, это портрет Алексея Григорьевича Бобринского - внебрачного сына императрицы Екатерины II и Григория Григорьевича Орлова, будущего владельца имения Бобрики, родоначальника графского рода Бобринских. Здесь вновь мы видим невероятно тщательно прописанные детали: тонкое кружево, изящная погремушка, выписанный рисунок на ткани. И такой серьёзный взгляд внимательных детских глаз, чуть вздёрнутые брови, лёгкая улыбка.
Фрагмент. Портрет И.И. Шувалова. Конец 1750-х - начало 1760-х.
Копия с оригинала Л. Токе. Холст, масло.
Закончить наш рассказ мы хотим портретом И.И. Шувалова, изображенного в партикулярном платье, с лентой ордена Белого Орла и знаком ордена Св. Анны. По мнению исследователей картина является одним из ранних произведений художника. Впервые как работа Ф.С. Рокотова опубликована в 1999 году.
На этом мы пока завершаем наше повествование о выставке полотен Рокотова. В следующей части ждите рассказ о московском периоде жизни мастера. И не откладывайте посещение экспозиции на потом, чтобы не пришлось жалеть об упущенных возможностях.
В основном, информацию о художнике мы брали из каталога, выпущенного к выставке "Фёдор Рокотов. 1735/1736-1808". Благодарим её составителей за большой и интересный объём информации. Приобрести каталог можно в книжных магазинах галереи.
Выставка продлится до 09 мая 2016 года. В Инженерном корпусе.
Адрес музея: Лаврушинский переулок, 10. Проезд до ст. метро "Третьяковская" или "Полянка".
Время работы: вторник, среда, суббота, воскресенье - с 10.00 до 18.00 (кассы и вход на экспозицию до 17.00)
четверг, пятница - с 10.00 до 21.00 (кассы и вход на экспозицию до 20.00)
выходной - понедельник
Цена билета: взрослый - 400 руб., льготрый - 150 руб. Подробнее
тут.
Бесплатно - для лиц до 18 лет и
других категорий граждан.
Каждую среду вход на выставку для индивидуальных посетителей бесплатный.
Поддержи авторов - Добавь в друзья!