В Музее Книги при РГБ работает выставка
«Художник и книги. Пастернаки». 10 февраля этого года исполнилось 125 лет со дня рождения Бориса Пастернака. 30 мая исполнилось 55 лет со дня его смерти. А 31 мая исполнилось 70 лет со дня смерти его отца, Леонида Пастернака. Поэтому два имени решено было объединить в одной выставке. Одна часть посвящена Леониду Пастернаку, а другая Борису. На двух небольших витринах сотрудники музея постарались как можно более полно раскрыть этих двух великих людей.
Леонид Пастернак показан на выставке, прежде всего, как художник книги, иллюстратор, оформитель. Он много в этой области работал и много интересного сделал.
Мы начнём свой рассказ с издания Сочинений Лермонтова, которое вышло в двух томах в 1891 году в Москве.
Иллюстрация «Игроки». Лермонтов М.Ю. Сочинения.
Т. 1-2, Москва, 1891 г.
Идея выпуска этого издания была у Петра Петровича Кончаловского-старшего. Для работы над иллюстрациями Кончаловский пригласил лучших художников того времени. Притом это были художники разные по возрасту, разные по манере работы. Например, был приглашён Айвазовский, которому на тот момент было 74 года, Репину было около 50-ти. Пастернак был один из молодых, ему было около 30 лет. Однако именно ему предложили стать художественным редактором этого издания. И со своей работой он справился блестяще. В его обязанности входило не только оформление страниц, но и корректорская работа. А проиллюстрировал он такие стихотворения Лермонтова, как «Умирающий Гладиатор» На смерть Пушкина « Дума» и др. Особое место занимают его работы к поэме «Мцыри» и к драме «Маскарад». Валентин Серов, который был другом Пастернака, хорошо его знал и был очень строг и к себе, как к художнику и к другим художникам очень высоко оценил его работы. Ему очень понравилась работа к драме «Маскарад», которая называется «Игроки». Он считал, что здесь очень хорошо передана атмосфера игры. Говорят, что и самому Леониду Пастернаку эта работа тоже нравилась.
Далее следует альбом художественных иллюстраций Л.О. Пастернака к роману Л.Н Толстого «Воскресение».
Альбом художественных иллюстраций Л.О. Пастернака к роману Л.Н Толстого «Воскресение». Christchurch, Hants: A. Tehertkoff, 1901.
С Толстым Леонид Пастернак был знаком с 1893 года, часто бывал у него в гостях, оставил очень много интересных портретов. Когда они первый раз встретились, Пастернак принёс свои иллюстрации к «Войне и миру». Толстому они очень понравились и, когда он стал работать нам романом «Воскресение», он предложит проиллюстрировать его именно Пастернаку. Пастернак сделал 33 иллюстрации к роману. Впервые он был напечатан в «Ниве», а первое отдельное издание вышло в 1900-м году, где уже присутствовали эти иллюстрации. А на выставке показано очень интересное издание, это альбом, который вышел в 1901 году в Англии в издательстве «Свободное слово» Черткова. И в него были включены все 33 иллюстрации, которые Пастернак сделал для романа. Сделаны иллюстрации были в технике итальянского карандаша и две работы были живописные. Существует информация, что впоследствии 10 иллюстраций Пастернак повторил в технике акварели.
Цена крови (К четырёхлетию Империалистической войны). Петроград, 1918.
Следующий экспонат, это издание первых лет Советской власти - листовка Цена крови (К четырёхлетию Империалистической войны). Эта листовка вышла в 1918 году. На печатной обложке листовки - повторение рисунка, сделанного Пастернаком в 1914 году для плаката «На помощь жертвам войны».
Энциклопедический словарь русского библиографического института Гранат. 13-е стереотипное издание, том 3, Москва, 1936 год.
Обложку и форзац этого словаря Леонид Пастернак выполнил ещё для седьмого издания, которое вышло в 1910 году и продолжало выходить до 1948 года (58 томов). Интересно тут то, что изображение лица юноши похоже на лицо Бориса Пастернака.
Л.О. Пастернак «Лев Толстой в семье». Музей императора Александра III. Санкт-Петербург, 1903.
Лист из одного издания - альбом «музей императора Александра III». Вышел в Санкт-Петербурге в 1903 году. Небольшого формата. Это издание издательства «Общины святой Евгении», состоящее из 12 отдельных листов с воспроизведениями картин и Русского музея. И среди них работа Пастернака «Лев Толстой в семье».
Л.О. Пастернак. Письмо с родины. 1889.
На выставке так же представлена гравюра - это первая большая и самостоятельная работа художника, которую он готовил к открытию выставки картин Товарищества передвижных выставок. Она не была ещё закончена, но об этом узнал Третьяков. Он приехал, увидел и купил эту незаконченную работу. На выставке представлено её воспроизведение в технике гелиогравюры.
Вторая витрина выставки посвящена Борису Пастернаку. Он показан нескольких его гранях - как поэт, прозаик и как переводчик. И мы начнём наш рассказ с самого первого издания поэта - его книги стихов «Близнец в тучах».
Б.Л. Пастернак. Близнец в тучах. Москва, 1914.
Это не самая первая его публикация, потому как выходил альманах «Лирика», где печатались впервые пять стихотворений Пастернака. Но это первый отдельный сборник. Датой издания книги числится 1914 год, на самом деле книга вышла в декабре 1913 года. Стоит сказать, что издание вышло, но на следующий день Пастернак не проснулся знаменитым. Можно даже сказать, что оно прошло незамеченным.
Было второе издание «Поверх барьеров» от 1917 года. Опять же, вышло оно в конце 1916-го. И опять Пастернак не проснулся знаменитым.
Считается, что о Пастернаке как о поэте все узнали после выхода его третьей книги стихов, которая называется «Сестра моя жизнь». Большая часть стихотворений издания написана летом 1917 года. Самый первый сборник вышел в 1922 году в Москве в частном издательстве З.И. Гржебина. Это издательство было организовано в Петрограде в 1919 году и у него были филиалы в Москве и Берлине. Представленный на выставке экземпляр из Берлинского издательства от 1923 года. И здесь можно увидеть легендарный портрет, выполненный Юрием Анненковым.
Портрет Бориса Пастернака, выполненный художником Юрием Анненковым.
Пастернак позировал Анненкову, а так как Анненков жил в Петрограде, то портрет был сделан, когда Пастернак был в городе проездом. Позировал он в квартире Анненкова. И в своих воспоминаниях тот рассказывал, что когда к нему пришёл Пастернак, он сел в кресло и замер. А Анненков очень не любил когда модели сидят неподвижно. И он попросил Пастернака как-то двигаться. На что Пастернак, смеясь, рассказал историю о том, как Лев Толстой позировал его отцу. Толстой тоже сел неподвижно. И тогда Леонид Пастернак попросил Толстого о чём-нибудь усиленно подумать. На что Толстой сказал - Да я всю жизнь только этим и занимаюсь.
Б.Л. Пастернак. Зверинец. Москва, 1929.
У Пастернака есть две детских книги. Одна из них, «Зверинец», представлена на выставке. Она считается одной из лучших детских книг того времени. Это издание 1929 года, проиллюстрированное художником Куприяновым. Само стихотворение «Зверинец» было написано Пастернаком ещё в 1924 году.
Б.Л. Пастернак. Воздушные пути. Москва, 1933.
«Воздушные пути», это сборник прозаических произведений Бориса Пастернака, в который вошли такие произведения как «Детство Люверс», «Аппелесова черта», «Воздушные пути» и «Повесть». «Детство Люверс» - это часть незаконченного романа «Три имени», к работе над которым Пастернак приступил в 1918 году и окончание которого он уничтожил. Новелла «Аппелесова черта» была написана в 1915 году и являлась первой законченной прозой автора. Над повестью «Воздушные пути» автор начал работать в 1924 году, а в 1928 году приступил к «Повести». Кроме того, сама книга примечательна тем, что принадлежала когда-то Николаю Александровичу Рубакину, известному книговеду и писателю. На книге есть его экслибрис, но, увы, его увидеть не получится.
Л.Б. Пастернак. Девятьсот пятый год. Второе издание. Москва; Ленинград, 1930.
В этот сборник вошли две поэмы Пастернака «Лейтенант Шмидт» и «Девятьсот пятый год». Это второе издание, а первое вышло в 1928 году. Иллюстрации к изданию сделаны в техники гравюры на дереве Т. Покровской.
Считается, что с конца 30-х годов Пастернак занимался только переводами. И на выставке вы также сможете увидеть его переводы. Например издание 1941 года, вышедшее до начала войны - «Гамлет принц датский».
В. Шекспир. Гамлет принц датский: Трагедия. Москва, 1941.
Иллюстрации к этой книге - обложку, фронтиспис, заставки, в технике гравюры сделал Владимир Фаворский.
Пастернак очень любил Грузию, много раз там был, лично знал многих поэтов и переводил многие их произведения.
Грузинские поэты. Москва, 1946.
На выставочной витрине можно увидеть один из таких сборников, прекрасный по своему оформлению. Это экземпляр из библиотеки известного библиофила А.К. Тарасенкова.
Б.Л. Пастернак. 12 стихотворений. Ленинград, 1988.
Ещё одна интересная книга «Б.Пастернак. 12 стихотворений», 1988 года издания. Это библиофильское нумерованное издание, отпечатанное в технике автолитографии, всего в 50 экземплярах. В этот сборник вошли 12 стихотворений Пастернака из 17 главы его романа «Доктор Живаго» и 8 иллюстраций на отдельных листах.
И в завершение нашего обзора предлагаем вам взглянуть на воспроизведение фотографии Бориса Пастернака, также представленное на выставке. Здесь он ещё молодой, фото сделано в 1916 году.
Борис Пастернак. 1916 год.
Это фото было сделано на веранде дома Бориса Збарского, того самого, который бальзамировал тело Ленина. Збарский тогда был управляющим заводами во Всеволодо-Вильне в Пермском крае. Пастернак был приглашён к Збарскому одним из своих друзей и там он не только отдыхал, но и работал. Взгляд Пастернака на этом фото просто завораживает. А атмосфера напоминает старые американские фильмы.
Вот такая выставка проходит сейчас в музее Книги.
На сайте РГБ вы можете найти не только информацию о ней, но и посмотреть библиографический список выставленных книг. Некоторые из которых отцифрованы и через этот список вы сможете их посмотреть.
Выставка продлится до 24 июля 2015 года.
Адрес: ул. Воздвиженка, д. 3, Российская государственная библиотека, корпус "Г", подъезд 3(рядом с подъездом - ориентир - фонтан с дельфином), 4 этаж. Проезд до ст. м. «Арбатская», «Александровский сад», «Боровицкая», «Библиотека им. В. И. Ленина». Картат тут.
Время работы: понедельник - пятница - с 10.00 до 17.00, в субботу - с 10.00 до 16.00.
Воскресенье - выходной. Последний понедельник месяца - санитарный день.
Вход бесплатный для всех категорий посетителей.
Поддержи авторов - Добавь в друзья!