Как вы знаете, сейчас проходит
фестиваль Российского Географического Общества, и на нём присутствуют участники подводной экспедиции к затопленному линкору времен Первой мировой войны «Императрица Екатерина Великая» («Свободная Россия»).
Линейный корабль "Императрица Екатерина Великая" Черноморского флота
Судьба линейного корабля "Императрица Екатерина Великая" неразрывно переплелась с трагическим прошлым Российской империи начала XX века. Для сохранения паритета с турецким флотом император Николай II в мае 1911 года утвердил программу обновления Черноморского флота. Одновременно с церемонией официальной закладки, новые корабли были зачислены в списки флота под названиями "Императрица Мария", "Император Александр III" и "Екатерина II" (с 14 июня 1915 года - "Императрица Екатерина Великая").
Линейный корабль "Императрица Екатерина Великая" Черноморского флота.
Тактико-технические данные:
Водоизмещение: 24 664 т.
Размеры: длина - 169,47 м, ширина - 28,07 м, осадка - 9 м.
Скорость хода максимальная: 21,5 узлов.
Дальность плавания: 3000 миль при 12 узлах.
Силовая установка: 4 винта, 33 000 л.с.
Бронирование: палуба - 25-37 мм, башни - 125-250 мм, казематы 100 мм, рубка - 250-300 мм.
Вооружение: 4х3 305-мм башни, 20 130-мм, 5 75-мм орудий, 4 450-мм торпедных аппарата.
Экипаж: 1386 человек.
Завод Общества Николаевских заводов и верфей (ОНЗиВ, он же Наваль) 24 мая 1914 года спустил на воду черноморский линкор "Императрица Екатерина II".
На "Императрице Екатерине Великой" имелось 21 главных поперечных водонепроницаемых переборок. По верхней палубе поверх 37,5 мм броневых плит укладывался настил из сосновых досок толщиной 50 мм. Двадцать водотрубных котлов треугольного типа питали турбинные агрегаты, работавшие на четыре гребных вала с латунными винтами диаметром 2,4 м (частота вращения при 21-узловой скорости 320 об/мин). Суммарная мощность корабельной электростанции (шесть генераторов переменного трехфазного тока напряжением 220 В) составляла 1840 кВт.
Имелось шесть прожекторов диаметром 90 см. Для трех становых втяжных якорей системы Холла (в том числе один кормовой) весом по 8 т предусматривались якорные цепи калибром 76 мм и длиной: две по 150 морских саженей (274 м) и одна 100-саженная (183 м). Корабль имел два паровых катера, два моторных катера (водоизмещение 10,7 т, скорость 10 уз), четыре 20-весельных барказа (из них два моторных), два шестивесельных яла и вельбота, две пробковые шлюпки системы Кебке длиной 5,6 м. На "Императрице Екатерине Великой" для удобства спуска на воду с помощью кранов все шлюпки в положении по-походному устанавливались носом к корме корабля.
Из трех новых линкоров только «Императрица Екатерина Великая» побывала в серьезном бою. В декабре 1915 года во время патрулирования она встретила германский линейный крейсер «Габен». Последний, использовав свое преимущество в скорости, ушел в Босфор, уцелев под огнем нашей артиллерии.
3D модель «Императрица Екатерина Великая».
1 мая 1918 года линкор перешел из Севастополя, занятого германцами, в Новороссийск. Ультиматум Брестского мира поставил всех перед выбором: вернуться в Севастополь, поверив обещаниям немцев об интернировании там флота, или затопить его, как требовал шифрованный приказ из Москвы.
Фрагмент башенного сепаратора.
18 июня 1918 года три взорвавшиеся у борта "Императрицы Екатерины Великой" торпеды эсминца "Керчь" ни в чем не изменили положение корабля и только от четвертой, вызвавшей взрыв погребов между второй и третьей башнями, в обоих бортах образовалась сплошная брешь. Линкор начал крениться и через 3 минуты 42 секунды опрокинулся. Продержавшись вверх днищем еще 37 минут (из всех кингстонов били высокие фонтаны воды) корабль затонул на глубине 40 м.
Фрагмент якорной цепи. Вес одного звена 36 кг.
Предпринятое в 1930 году извлечение ЭПРОНом (Экспедиция подводных работ особого назначения) из погребов корабля его боезапаса привело к взрыву (от детонации при подрыве вблизи корабля вспомогательного заряда, которым хотели расчистить путь в погреб), разрушившему корабль, отчего к нему долгое время уже не подступались.
Брикеты бельгийского прессованного угля.
И только в предвоенные годы вместе с подъемом башен "Императрицы Марии" вспомнили и о башнях "Императрицы Екатерины Великой". Их броню, конструкции и пушки передали флоту, а орудия "Императрицы Марии" составили славу 30-й и 35-й башенных батарей береговой обороны под Севастополем.
Шильдик с барбета.
Барбетом назывался цилиндрический бронированный стакан, который служил основанием для вращающейся части артиллерийской башни и защищал подпалубную часть башни от попадания артиллерийских снарядов.
Сейчас корпус некогда грозного боевого корабля покоится на глубине 38-40 метров на траверзе мыса Дооб. Установлено, что судно лежит вверх днищем, возвышение над грунтом -12 м; глубина верхней точки объекта - 28 метров. Часть днищевой обшивки разрушена, но размеры корпуса и состояния металла позволяют составить впечатление о былой мощи линкора
Моим проводником по истории корабля и экспозиции стал руководитель Центра подводных исследований Краснодарского регионального отделения РГО Александров Сумбат Александрович.
Александров Сумбат Александрович
Друзья, особенно любители истории флота, приходите на фестиваль. Здесь можно прикоснуться своими руками к артефактам истории, пока они не скрылись в музейных фондах и витринах экспозиций.
В написании обзора использованы материалы сайта
Черноморский флот и буклета "Раскрывая тайны линкора "Императрица Екатерина Великая"".
Фестиваль РГО продлится до 6 ноября.
Адрес: Крымский вал, 10 (м. Парк Культуры, Октябрьская)
Время работы с 1 по 5 ноября: с 10:00 до 20:00 (вход до 19:00)
6 ноября с 10:00 до 18:00 (вход до 17:00)
Цена билета: бесплатно.
Поддержи авторов - Добавь в друзья!