В июле 2014 г. Институт археологии РАН провел археологические исследования Спасо-Преображенского собора в Переяславле-Залесском, одного из древнейших белокаменных храмов Северо-Восточной Руси, возведенного в княжение Юрия Долгорукого. Археологические работы связаны с подготовкой проекта реставрации собора. Для исследования стратиграфии отложений у храма и состояния фундаментов было заложено восемь шурфов, семь у стен постройки с внешней стороны, один - внутри храма, в дьяконнике, на участке, где ранее уже производились вскрытия пола и строительных напластований. Из этого шурфа происходит уникальная находка - свинцовая подвесная печать с изображением Богоматери и восьмистрочной греческой надписью.
Спасо-Преображенский собор в Переяславле-Залесском.
В шурфе в дьяконнике выявлены средневековые строительные отложения, в том числе проливки извести и прослойки белокаменной крошки, перекрывающие лежащую на материке прослойку черного гумуса и древесного тлена - горизонт начала строительства. В центре шурфа расчищена яма от строительных лесов, с востока и запада обнаружены ленточные валунные фундаменты. Вдоль южной стены в шурфе открыты основания и часть стенок белокаменного саркофага с практически полностью сохранившимся изголовьем. Печать обнаружена в юго-западном углу шурфа, она залегала в переотложенном слое на глубине 44 см от пола, ниже изголовья расколотого саркофага, вероятно, она попала сюда в результате ранее производившихся земляных работ.
Место находки печати.
Печать заметно выделяется в кругу подобных древностей большой величиной и массивностью. Ее размеры 41-45 мм, толщина 47-48 мм, вес 64 г. Заготовка печати на несколько миллиметров превышает диаметр матриц. На лицевой стороне печати в точечном ободке помещено изображение сидящей на престоле с богато украшенной спинкой Богоматери. Она держит перед собой на коленях обеими руками младенца Иисуса Христа. По сторонам под титлами надпись: ΜΡ-ΘV. На обороте, также в точечном ободке, помещена восьмистрочная греческая надпись. Правая треть надписи немного оплавлена, вероятно, печать побывала в пожаре.
Печать патриарха Афанасия.
Предлагаем следующий вариант прочтения легенды на булле:
+ΑΘΑNA|CIΟCΕΛΕWΘV|ΑPXΙΕΠΙCΚΟΠΟC|ΚWNCΤΑNΤΙNΟV|
ΠΟΛΕWCNΕΑCΡW|ΜΗCΚΑΙΟΙΚΟVΜΕ|NΙΚΟCΠΡΙΑΡ|XΗC
(Афанасий, милостью Божьей архиепископ Константинополя, Нового Рима и вселенский патриарх).
Тип печатей с изображением Богоматери и многострочной надписью на другой стороне хорошо известен в византийской и русской средневековой сфрагистике. Так оформлялись печати высших церковных иерархов: патриархов, митрополитов, архиепископов и епископов. Печать, найденная в Переяславле, отличается своими крупными размерами и высоким художественным качеством исполнения изображения и начертания надписи. Благодаря сохранившейся надписи ее персональная атрибуция может быть надежно установлена.
Святитель Петр, Митрополит Московский.
Известно четыре константинопольских патриарха, носивших имя Афанасий. Два из них занимали престол в период существования Византийской империи: в конце XIII - начале XIV в. и в середине XV в. Два других - в период Константинополя под властью Османской империи: в 1634 и 1679 гг. Найденную печать с большой долей вероятности можно связывать с деятельностью лишь первого патриарха - Афанасия I, поскольку существование Афанасия II, последнего патриарха Византийской империи (1450-1453), подвергается историками сомнению. Относить печать к патриархам XVII в. невозможно по многим причинам и в первую очередь из-за непродолжительности их служения, У Афанасия III оно длилось лишь с конца февраля по начало апреля 1634 г., а у Афанасия IV - вообще всего неделю в 1679 г. Таким образом, в атрибуции печати мы склоняемся к патриарху Афанасию I, хорошо известному по письменным источникам. Он занимал патриарший престол дважды: в 1289-1293 и 1303-1310 гг.
Афанасий I (Патриарх Константинопольский).
Афанасий I, в миру Алексий, родившийся около 1235 г. в Адрианополе и умерший в глубокой старости в константинопольском монастыре Ксиролоф, - одна из ярких фигур в истории палеологовской Византии. Монах, долгое время подвизавшийся в монастырях на Афоне и во Фракии, известный своим аскетизмом и отшельнической жизнью, был приглашен на патриарший престол по инициативе императора Андроника II Палеолога и оказывал большое влияние на василевса и политику империи. Известно, что Афанасий был противником сближения Византии с латинским Западом, сторонником усиления императорской власти, как имеющей божественное происхождения, идеологом «очищения нравов» византийского общества, часто вмешивавшимся в дела светского управления. Его общественные и религиозно-философские взгляды получили отражение в обширном эпистолярном наследии, в том числе переписке с императором. Патриарх дважды был вынужден оставлять константинопольский престол под давлением своих противников среди епископата. Почитание Афанасия как святого началось вскоре после его смерти.
Патриарх Афанасий сыграл немаловажную роль в истории русской церкви - в 1308 г. он поставил на русскую киевскую митрополию Петра, Ратского игумена, настоятеля одного из галицких монастырей, с именем которого связан последующий перенос митрополичьей кафедры в Москву и строительство в Московском Кремле первого каменного Успенского собора. Утвердив на русской митрополии Петра, высший церковный иерарх Византии отказал в поставлении другому претенденту - тверскому игумену Геронтию. Колоритные подробности этих событий - передачу патриархом Петру святительских риз, пастырского жезла и иконы, принадлежавших умершему тремя годами раньше митрополиту Максиму и привезенных в Константинополь Геронтием, - изложены в Житии митрополита Петра, составленном в конце XIV в. митрополитом Киприаном. Но участие патриарха Афанасия в делах русской церкви этим не ограничилось. В 1309 г. Афанасий послал своего представителя - «единого от клирик» - к Петру после поступивших в Константинополь от тверского епископа Андрея обвинений митрополита в симонии - «ложных и хульных словес» - и предложил рассмотреть эти обвинения на церковном соборе. Собор состоялся в Переяславле-Залесском в 1310 или в начале 1311 г. Участники собора, в конечном счете, отвергли выдвинутые против Петра обвинения как «облъгания» и «ложные словеса». Согласно тому же житию, решающее значение при этом имела позиция представителя константинопольского патриарха. «Тогда посланный патриархом клирик писаниа и словеса преподобному святителю Петру пред всеми являет». «Клирик», таким образом, не только выступил в защиту Петра, но и предъявил привезенные от патриарха «писаниа». Можно полагать, что именно этот документ был скреплен печатью с именем патриарха, найденной в дьяконнике переяславского собора.
Находки булл высших церковных иерархов Византии на Руси исключительно редки. Изданы лишь две: печать константинопольского патриарха Евстратия Гарида (1081-1084), обнаруженная в 1935 г. при раскопках в северо-западной башне Софийского собора в Киеве (Каргер, 1945) (Каргер М.К. К истории византийской сфрагистики // Византийский сборник. М.; Л., 1945. С.260-264; Самойловский I.М. З археологiчного лiтопису Киiвськоi Софii // Середнi вiки на Украiнi. Киiв, 1973. Вип. 2. С.103.), и печать патриарха Матфея I (1397-1410) происходящая со средневекового поселения на р. Воже, притоке Оки, на территории современной Рязанской области. Эта булла, по характеру своего оформления (крупные размеры, иконография Богоматери) аналогична с печатью из Переяславля. В.Л. Янин и П.Г. Гайдуков, издавшие рязанскую находку, убедительно связали ее с обращением патриарха Матфея к митрополиту Киприану и русским князьям за материальной помощью - «милостью» - для борьбы против турок и последовавшей затем присылкой благодарственных грамот на Русь (Янин В.Л., Гайдуков П.Г. Новая печать константинопольского патриарха Матфея I // Skripta Gregoriana: Сборник в честь 70-летия академика Г.М. Бонгард-Левина. М.: «Восточная литература» РАН, 2003. С.416-418.). Одна из таких грамот могла быть отправлена великому князю Олегу Ивановичу Рязанскому (1350-1402). Как и в случае с переяславской печатью, находка патриаршей буллы может быть, таким образом, соотнесена с конкретными историческими событиями.
Церковный собор 1310 г. в Переяславле - один из драматических моментов московско-тверского противостояния и столь же важная веха в истории русской митрополичьей кафедры. Решения собора укрепили положение Петра на русской митрополии и позиции московских князей, выступавших в его поддержку. Печать патриарха Афанасия - не только яркое материальное отражение византийско-русских церковных связей в начале XIV в., но и уникальное археологическое свидетельство этого события, известного нам лишь по «Житию митрополита Петра» и сообщениям В.Н. Татищева.
Авторы: Н.А. Макаров, П.Г. Гайдуков, Вл.В. Седов, В.В. Бейлекчи.
Источник. Поддержи авторов - Добавь в друзья!