В музее Серебряного века филиале музея истории российской литературы имени В.И. Даля проходит выставка ««Взлёт огня». Юбилейная выставка к 150-летию В.Я. Брюсова». Эта выставка о жизни и творчестве основоположника русского символизма Валерия Яковлевича Брюсова.
В 2024 г. Будет отмечаться столетие его памяти. Этим датам посвящена выставка на третьем этаже в доме, где Брюсов жил с1910 по 1924г. В 1921 г. при поддержке наркома просвещения Анатолия Луначарского, поэт создал единственный в мире вуз, где обучали литературному мастерству, стал его ректором и профессором, собрал коллектив известных талантливых преподавателей.
В.П. Беляев. Портрет В.Я. Брюсова. Внизу рисунка подпись художника «Василий Беляев. 1923»
Москва. 1923. Бумага, акварель.
Знание многих языков позволило стать Брюсову энциклопедистом, и он, вместе со специалистами в разных областях, стоял у истоков создания Большой советской энциклопедии. Работу над ее созданием он не прекращал до последних дней жизни.
В.П. Беляев. Портрет В.Я. Брюсова. «Да,… то…варищи…» Москва. Начало 1920-х.
Бумага, акварель, тушь, карандаш.
Брюсов рано женился на Иоанне Матвеевне Рунт (1876-1965), гувернантке в их семье обучавшей младших детей французскому языку. Чешка по национальности, она была одной из семерых детей австро-венгерского подданного, мастера литейного цеха. Поэт прожил с женой 27 лет, ей завещал свои стихи и свое наследие.
И.И. Брюсова. Фотоателье П.П. Павлова. Москва. 1912. Фотобумага, картон, платинотипия.
Отдельный раздел выставки посвящен возлюбленным Брюсова, поэтические образы которых воплощены в его венке сонетов «Роковой ряд», написанном в 1916 г и дорабатывавшемся позже, в 1920 г. Любовь к единственной супруге Иоанне Матвеевне Брюсовой он отразил в пятом сонете «Лада».
Да! Боль былую память множить рада!
Светлейшая из всех, кто был мне дан!
Твой чистый облик нимбом осиян,
Моя любовь, моя надежда, Лада!
Нас обручили гулы водопада,
Благословил, в чужих горах, платан,
Венчанье наше славил океан,
Нам алтарем служила скал громада!
Роковая страсть. Венок сонетов. Лада. 1916.
Пресс для бумаг, принадлежавший В.Я. Брюсову. Европа. 1900-е. Фотобумага, стекло, фотопечать.
Роковая страсть к писательнице Нине Петровской легла в основу восьмого сонета под названием «Дина». Н. Петровская стала прототипом образа Ренаты в романе «Огненный ангел».Ты - слаще смерти, ты - желанней яда,
Околдовала мой свободный дух!
И взор померк, и воли огнь потух
Под чарой сатанинского обряда.
В коленях - дрожь; язык - горяч и сух;
В раздумьях - ужас веры и разлада;
Мы - на постели, как я провалах Ада,
И меч, как благо, призываем вслух!
Ты - ангел или дьяволица. Дина?
Роковая страсть. Венок сонетов. Дина. 1916.
Последнее чувство Брюсова - молодая поэтесса Аделина Адалис. На выставке некоторые из портретов женщин Серебряного века демонстрируются впервые.
Брюсов играл главную роль в символистском издательстве «Скорпион». Альманахи, книги переводов зарубежных авторов и журнал «Весы» немыслимы без Брюсова. В 1914 году, с началом Первой мировой войны, Брюсов отправился на фронт военным корреспондентом «Русских ведомостей». Выставка помогает узнать новое о поэте, но его стихи которые надо знать вам придется читать самим. Вообще любая литературоведческая выставка требует самостоятельной подготовки. И Кто же расскажет о Брюсове лучше чем он сам через свои произведения.
Внемли же мне, о, слушай строки эти:
Я был, я мыслил, я прошел как дым…
В дни запустения. 1899.
А.Е. Адалис. Одесса. 1919. Фрагмент группового снимка. Воспроизведение.
Экспозиция второго зала выставки посвящена символистскому роману-мистификации «Огненный ангел», продолжившему традицию европейского готического жанра. Идея написать произведение на историческую тему появилась у Брюсова в 1897 году во время путешествия по немецким городам, которые вдохновили его «яркой золоченой пышностью своих средневековых храмов» Для воплощения своего замысла он изучил многочисленные источники: исторические и философские книги, гравюры, трактаты XVI-XVII веков по оккультизму. Роман стал сенсацией даже для немецких критиков и читателей - настолько глубоко русскому автору удалось погрузиться в историю другой страны и передать дух первой половины XVI века.
Ф.И. Шаляпин в роли Мефистофеля. Фотокопия карикатуры. На изображении внизу фотокопия надписи: «Шаляпин». Санкт-Петербург. До 1904. Фотобумага матовая, фотопечать, фотомонтаж.
Действие произведения, стилизованного под старую немецкую рукопись, происходит в Германии 1534-1535 годов. Цепь загадочных, мистических событий полностью переворачивает жизнь ландскнехта Рупрехта его возлюбленной Ренаты, одержимой демонами, и его соперника, графа Генриха фон Оттергейма. Образы знаменитых исторических деятелей оживают на страницах «Огненного ангела».
А.А. Арапов. Иллюстрация к стихотворению В. Брюсова «Морозный узор». Россия. 1905.
Бумага, тушь, перо, белила.
В своей статье «Новые люди», опубликованной в № 29 журнала «Ребус» (орган спиритизма и медиумизма) за 1908 год, критик Сербов дал комментарий к роману: «...Особенно интересны те главы где Рупрехт по наущению Ренаты пробует заняться практической магией. Перечень литературы по этому предмету, как и весь магический ритуал, описаны с величайшей подробностью, что заставляет подивиться богатой эрудиции автора по этому вопросу. Крайне интересны также описания некоторых исторических личностей, с которыми приходится сталкиваться Рупрехту..»
Портрет В.Я. Брюсова с оригинала М. Врубеля. 1906. Не ранее 1906. Бумага, печать.
В предисловии к роману Брюсов писал: «...именно в эпоху Возрождения началось усиленное развитие магических учений длившееся весь XV и XVI в. Неопределенные колдования и гадания были в XV веке переработаны в стройную дисциплину наук..» Прототипами главных героев стали сам автор, писательница и переводчица Нина Петровская и поэт Андрей Белый. Сложные драматичные отношения трех знаменитых представителей Серебряного века автор переносит в атмосферу средневекового немецкого города Кёльна, достоверно рисуя его топографию и быт. По словам поэта Михаила Кузмина, «при всем историзме своем «Огненный ангел» проникнут совершенно современным пафосом и чисто брюсовской страстностью». В 1927 году сюжет романа «Огненный Ангел» стал основой для оперы композитора Сергея Прокофьева.
«Мне думается, что каждый, кому довелось быть свидетелем событий необычных и малопонятных, должен оставлять их описание, сделанное искренно и беспристрастно. Но не одно только желание содействовать такому сложному делу, как изучение загадочной власти Дьявола и области ему доступной, побуждает меня предпринять это, лишённое прикрас, повествование о всём удивительном, что пережил я за последние двенадцать месяцев. Меня привлекает также возможность открыть, на этих страницах, своё сердце, словно в немой исповеди, пред неведомым мне слухом, так как больше не к кому мне обратить свои печальные признания и трудно молчать человеку, испытавшему слишком много.»
Огненный ангел. 1908.
Генриха Корнелия Агриппы из Неттесгейма, рыцаря золотой шпоры, доктора обоих прав и медицины, Труды… Германия. 1560-е-1600. Из фондов В.Я. Брюсова.
Так вперед же за героями романа сквозь пространство выставки, созданное в музее, где вы сможете прикоснуться не только к образам, но и средневековым фолиантам, в частности Агриппы Неттесгеймского. Здесь вновь Мистика встречается современность и оживают Фауст и Мефистофель.
Выставка продлится до 04 октября 2024 года.
Адрес: Проспект Мира, д. 30. Ст. метро «Проспект Мира».
Время работы: Вт, Пт, Сб, Вс - с 11:00-18:00 (касса до 17:30)
Ср, Чт - с 11:00-21:00 (касса до 20:30)
Пн - выходной день.
Цена билета: 200 руб.
Поддержи авторов - Добавь в друзья!Хочешь помочь проекту