Выставка «На грани. Искусство гранения и гравировки стекла» - отчёт.

Mar 21, 2023 12:00

В Царицыно проходит выставка об истории промышленного стеклоделия в России в ХХ веке под названием «На грани. Искусство гранения и гравировки стекла». В экспозиции представлено более 200 предметов, многие из которых впервые покидают фондохранилище, чтобы стать частью большого выставочного проекта.


Гранение работает со светом, гравировка - с тенью. Гравер затеняет прозрачность, для него стекольная масса - фон, на который он помещает свое произведение. Гранение выявляет блеск и игру света внутри стеклянной массы. И еще гранение - это всегда сотворчество технолога и художника, потому что без точно подобранного химического состава шихты, красителей невозможно создать ни “алмазную грань”, ни “русский камень” - орнаменты, ставшие отличительной особенностью русских, а позднее советских художников по стеклу.
Куратор выставки, кандидат искусствоведения Александра Герасимова (Степина).


Искусство гранения и гравировки пришло из ювелирного ремесла, что вполне закономерно, поскольку оба способа обработки стекла издавна применяются в работе природным хрусталём - полудрагоценным камнем.


Владимир Васильевич Корнеев. Блюдо «Ночные шорохи». Гусевской хрустальный завод.
Конец 1980-х. Цветной хрусталь, алмазная грань.
До XVII веку люди знали только природный хрусталь, изделия из которого были единичными и очень дорогими, а их размеры ограничивались величиной исходного кристалла. Ситуацию изменило изобретением англичанином Джорджем Рейвенскрофтом (1632-1685) искусственного хрусталя. Рейвенскрофт занимался поставками венецианского стекла в Англию и увлёкся налаживанием собственного стекольного производства. Он долго экспериментировал со стекловарением и работал над тем, чтобы его продукция не уступала итальянской в прозрачности и чистоте стекла. В результате многочисленных опытов изобретатель заменил кремний на чистый кварцевый песок, а для запуска химической реакции при варке стекла использовал синец. Рейвенскрофт создал не только особо прозрачное, но и искрящееся стекло, превзошедшее лучшие европейские образцы.


Евграф Сергеевич Шувалов. Ваза «Квадрат».
Дятьковский хрустальный завод. 1980-. Бесцветный и цветной хрусталь, гранение.
Гранение - это механический способ украшения изделий отполированными плоскостями-гранями, которые создают богатую игру света. Техника эта существует не одно тысячелетие, она описана еще в I век Плинием Старшим в его «Естественной истории».


Антонина Ивановна Абрамова. Ваза «Юбилейный салют».
Борисовский хрустальный завод имени Ф.Э. Дзержинского. 1965.
Цветной хрусталь, овальная грань, широкая грань, оптические линзы.
Основных видов гранения два: алмазная и широкая грань. Алмазная грань дает рельефный узор из канавных линий различной глубины. Широкая грань - это декорирование изделий крупными прямыми и изогнутыми гранями.


Мирона-Татьяна Владимировна Грабарь. Комплект «Кантата».
Дятьковский хрустальный завод. 1972. Бесцветный хрусталь, выдувание, алмазная грань.
На рубеже XVIII и XIX веков одним из важных элементов декора стал так называемый камень. Фактически это создание на поверхности изделия из хрусталя подобия драгоценного камня, с помощью алмазной грани формируется многоугольник, а затем его верхняя часть шлифуется. Одной из вершин мастерства в создании такого узора стал русский камень - усечённый восьмигранник, который превзошел традиционную в Европе шестигранную бриллиантовую огранку. Камни на изделиях располагались в шахматном порядке и в точках пересечений линий рисунка дополнялись гранением «простой алмаз». Это создавало особенную искрящуюся поверхность.


Набор для крепких напитков «Иван Калита».
Дятьковский хрустальный завод. Бесцветный хрусталь, выдувание в форму, алмазная грань, гравировка.
Говоря о советском художественном стекле, прежде всего надо отметить его тесную связь с производствами. В 1938 году Главное управление стекольной промышленности (Главстекло) ввело на предприятиях должность главного художника, а также организовало художественные советы, которые должны были следить за качеством выпускаемой продукции и способствовать внедрению новых форм в производство.


Виктор Яковлевич Шевченко. Комплект посуды «Золотой вечер».
Дятьковский хрустальный завод. 1966-1967. Цветной глушёное стекло, выдувание в форму.
Глушёное стекло - матовое стекло, хорошо рассеивающее свет благодаря равномерному распределению в нем частиц талька, гипса, олова, фосфорных соединений, окислов мышьяка и т. д.

Ещё одно важное событие в становлении советского стеклоделие -создание в 1940-м году по инициативе скульптора Веры Мухиной экспериментального цеха на базе Дёминской зеркальной фабрики в Ленинграде. При цехе существовала хорошо оборудованная лаборатория, Мухина, как художественный руководитель, с группой энтузиастов -художников и инженеров - активно занималась созданием нового советского художественного стекла.


Юрий Михайлович Бяков. Кубок «Велогонки». Ленинградский завод художественного стекла. 1971.
Бесцветный и цветной хрусталь, рифление, пескоструйная обработка, налепы.
Ленинградский завод художественного стекла (ЛЗХС) - основной центр художественного стеклоделия в СССР, главная творческая лаборатория стекольной промышленности страны. Инициатива его создания именно в таком качестве принадлежит скульптору Вере Игнатьевой Мухиной, писателю и знатоку стекла Алексею Николаевичу Толстому, учёному-химику Николаю Николаевичу Качалову и инженеру-технологу Фёдору Семёновичу Энтелису, которые в письме, направленном в Совет народных комиссаров РСФСР, предложили создать на базе Дёминской зеркальной фабрики экспериментальный цех по производству художественного стекла.


Юрий Михайлович Бяков. Кубок «Мотокросс» («Мотогонки»). Ленинградский завод художественного стекла.
1971. Бесцветный и цветной хрусталь, рифление, пескоструйная обработка, налепы.
Великая Отечественная война помешала осуществить задуманное в полной мере. В конце 1941 года производство было остановлено и выполнялись только военные заказы. Художественный цех возобновил работу только в 1948 году, а в 19149 году был реорганизован в завод художественного стекла. На заводе создавались изделия из двухслойного, трехслойного, малахитового и чёрного стекла, использовались различные виды гранения, взятые из мальцовских прейскурантов (каталогов образцов продукции мальцовских фабрик конца XIX - начала XX века).


Наталья Михайловна Гончарова. Композиция «Балет». Ленинградский завод художественного стекла 1978.
Бесцветный хрусталь, гутная техника пескоструйная обработка, гравировка.
Изделия, изготовленные вручную непосредственно возле стекловарной печи, называют «гутными». Гуты - это стеклодувные мастерские, где предметы создавались без форм, путем свободного выдувания через длинную металлическую трубку, понтию.


Фрагмент. Юрий Михайлович Бяков. Композиция «Песня о первом». Ленинградский завод художественного стекла.
1981. Бесцветный хрусталь, матовая гравировка, гранение.



Фрагмент. Юрий Михайлович Бяков. Композиция «Песня о первом». Ленинградский завод художественного стекла.
1981. Бесцветный хрусталь, матовая гравировка, гранение.
Дятьковский хрустальный завод (ДХЗ) - одно из ведущих предприятий, принадлежащих известным стеклопромышленникам Мальцовым (Мальцевым). Завод был основан Марией Васильевной Мальцовой, вдовой основателя Гусевского хрустального завода. Наряду с ручной огранкой уже с середины XIX века здесь активно использовался пресс.


Владимир Константинович Погребной. Композиция «Кузница Мира». Дятьковский хрустальный завод. 1986.
Бесцветный и цветной хрусталь (селеновый рубин), выдувание, алмазная грань, гравировка.
Именно на Дятьковком заводе был создан самый сложный тип огранки -русская камень. Также мастера использовали широкую (литерную) грань, при которой гладкие плоскости прошлифовок располагаются под определенным углом друг к другу, чтобы подчеркнуть изящность и пропорциональность формы изделия.


Фрагмент. Владимир Кириллович Маквоецкий, Елена Валентиновна Лаврищева.
Витраж «Рождение арабески» (Правая часть триптиха) 2013.
Стекло, шлифование, полировка, рельефная резьба по стеклу, гравировка.


Фрагмент. Владимир Кириллович Маквоецкий, Елена Валентиновна Лаврищева.
Витраж «Рождение арабески» (Правая часть триптиха) 2013.
Стекло, шлифование, полировка, рельефная резьба по стеклу, гравировка.
Завод остановил свою работу в 20-е годы и вновь возродился в 30-е. В годы войны завод был закрыт, а сотрудники эвакуированы. Производство вновь заработало в конце 1945 года. Поначалу на нем изготавливались простейшие изделия из прозрачного и цветного стекла методом прессования. Но мастера стремились к возрождения исторического декора. С возвращением на производство хрусталя мальцовская грань вновь стал ведущим стилеобразующим приёмом в декорировании продукции завода.


Владимир Васильевич Корнеев. Ваза-корзинка. Гусевской хрустальный завод. 1995.
Цветной хрусталь, выдувание в форму, алмазная грань.Современной искусство гранения представлено произведениями, выполненными на Гусевском заводе, с 2013 года называется в честь своего основателя - Гусевской хрустальный завод имени А. Мальцева. Это единственное отечественной производство хрусталя, которое, пережив ряд кризисов, всё же смогла сохраниться. Сегодня завод отказался от выпуска массовой продукции и сосредоточился на производстве высокохудожественных изделий ограниченными тиражами.


Наталья Константиновна Любимова. Декоративная форма «Орден. Весна Победы».
Гусевской хрустальный завод имени А. Мальцова. 2017. Цветной хрусталь, выдувание в форму, алмазная грань.
Гусевский хрустальный завод имени А .Мальцева (ГХЗ) является центром стекольного искусства России на протяжении нескольких столетий, начиная с его основания в 1756 году купцом Акимом Васильевичем Мальцовым и да нашего времени.


Александр Эдуардович Грызунов. Декоративная форма «Самовар».
Гусевской хрустальный завод имени А. Мальцова. 2016. Цветной хрусталь, выдувание в форму, алмазная грань, склейка.
Мастера ГХЗ уверенно владели не только всеми традиционными приёмами обработки хрусталя, но и успешно совершенствовали новые технологии европейских мастеров стекольщиков, открытые на рубеже XIX-XX века. В XX века завод пережил много тяжёлых испытаний. Неоднократно оказывался на грани полного разрушения и забвения и каждый раз возрождался.


Владимир Александрович Филатов. Композиция «Цветы и звёзды».
Гусевской хрустальный завод. 1974-1977. Бесцветный и цветной хрусталь, гранение, матовая гравировка.



Фрагмент. Адольф Степанович Курилов. Композиция «Новая эра».
Гусевской хрустальный завод. 1988. Бесцветный и цветной хрусталь, металл, гравировка.



Ирина Александровна Иванова. Декоративный пласт «Жаба». 2012. Оптическое стекло, гравировка.



Ирина Александровна Иванова. Декоративный пласт «Большая сова». 2008. Оптическое стекло, гравировка.



Фрагмент. Ирина Александровна Иванова. Декоративный пласт «Пчёлка». 2021. Оптическое стекло, гравировка.



Ирина Александровна Иванова. Декоративный пласт «Орхидея». 2007. Оптическое стекло, гравировка.



Ирина Александровна Иванова. Декоративный пласт «Крокусы». 2015. Оптическое стекло, гравировка.



Фрагмент. Сергей Анатольевич Стрепетов. Кубок с портретом Екатерины II.
ООО 2Фирма МАКГРАВ». 2004. Цветное стекло, бесцветное стекло, гранение, шлифовка, гравировка матовая.
Приходите в Царицыно, чтобы своими глазами увидеть достижения советских мастеров, а также современные высокохудожественные изделия из стекла, собранные в залах музея.

Выставка продлится до 25 августа 2024 года.

Адрес: ул. Дольская, д.1, «Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно». Станции метро: "Царицыно" или "Орехово".Второй оранжерейный корпус музея-заповедника «Царицыно»
Время работы: вт, ср, чт, пт; с 11.00 до 18.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 17.30)
суббота - с 11.00 до 20.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 19.30);
воскресенье и праздничные дни - с 11.00 до 19.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 18.30).
Понедельник - выходной день.
Цена билета:
Комплексный билет (Большой дворец и Хлебный дом, Оранжерейный комплекс (три оранжереи), Средний дворец (Оперный дом), Третий Кавалерский корпус): 1165/515* руб.
Срок действия билета 1 месяц с даты покупки.
Большой дворец и Хлебный дом: 630/350* руб.
Средний дворец (Оперный дом): 150/80* руб.
Малый дворец: 100/50* руб
Оранжерейный комплекс (три оранжереи): 250/130* руб

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.

выставки, отчёт, МЗП Царицыно

Previous post Next post
Up