В Выставочном зале Государственного Архива Российской Федерации проходит выставка «Романовы. Урок рисования», посвященная художественному воспитанию детей в семье Романовых. Уроки рисования в образовательном процессе были призваны развивать в августейших детях воображение и чувство прекрасного. Также они имели прикладное значение - умение быстро и точно сделать зарисовки местности, возможность самостоятельно выполнить сложные технические чертежи были необходимы великим князьям как обязательное знание в их будущей военной службе.
Елена Павловна, великая княжна. Пейзаж с рекой. Бумага, акварель.
На сегодняшний день ГА РФ является единственным российским хранилищем, где в наибольшем объеме представлены рисунки всех членов семьи Романовых - от детей Павла I до детей Николая II. Для выставочного проекта отобрано около 300 рисунков, среди которых посетители смогут увидеть серию портретов нижних чинов российской армии, выполненную детьми императора Николая I в подарок отцу, альбом великой княжны Марии Николаевны, на страницах которого сохранились еще допожарные жилые интерьеры Зимнего дворца, рисунки великой княгини Ольги Александровны, запечатлевшие навсегда утраченные покои дворца в Аббас-Тумане. В экспозиции представлены и рисунки в письмах императриц Марии Александровны, Марии Федоровны и Александры Федоровны.
Георгий Александрович, великий князь. Интерьер с диваном и рогами. 1884. Бумага, карандаш.
Большинство Романовых неплохо рисовали. Обучение живописи начиналось в детстве и проходило под руководством известных художников, которые старались развить в августейших учениках не столько высокое профессиональное мастерство, сколько достаточно хороший любительский уровень, умение владеть карандашом и возможность запечатлевать увиденное.
Дагмар, принцесса датская (императрица Мария Федоровна).
Старое дерево. 1862(?). Бумага, акварель, карандаш.
Собранный в архиве материал позволяет провести некоторую классификацию изобразительных материалов, авторами которых являются Романовы. К первой группе можно отнести детские учебные рисунки, созданные в возрасте от 7 до 12 лет. Это различные геометрические фигуры, архитектурные объекты или фигуры людей и животных.
Татьяна Николаевна, великая княжна. Пейзаж с церковью. 1910.
Иллюстрация к стихотворению А. Коринфского «Христос воскрес!». Бумага, акварель.
Ко второй группе относятся рисунки, выполненные детьми в качестве подарка родителям. Это, как правило, законченные произведения, чаще всего в технике акварельного рисунка и с обязательной подписью автора. Третью группу составляют рисунки, зарисовки, эскизы и наброски, выполненные в юношеском возрасте. Это зарисовки в блокнотах и альбомчиках для рисования, путевые наброски с видами окружающей местности, этнографическими типами, шаржами и карикатурами на приближенных и окружающих лиц.
Александр Александрович, цесаревич. Рисунки, сделанные во время заседания Госсовета и Комитета министров. 1868. Бумага, карандаш.
Александр Александрович, цесаревич. Портреты-шаржи на придворных. Бумага, чернила.
В четвертую группу вошли рисунки, сделанные в ходе практической работы над каким-то проектом совершеннолетними Романовыми. Пятую и самую малочисленную группу составляют рисунки, исполненные лицами, обладавшими определенным художественным талантом и практическими навыками рисования уже в зрелом возрасте.
Николай Павлович, великий князь. Рыболов. Шарж на унтер-офицера гренадерских рот гвардейской пехоты. Не позднее 1825. Из альбома «Рисунки к проекту реформы обмундирования и снаряжения гвардии».
Копии с рисунков В.К. Шебуева. Бумага, акварель, тушь, перо.
На выставке можно увидеть серию шаржей императора Николая I, посвященных изображению женщин в парадной кавалергардской форме. За тонкими четами лица с острым носиком и отличительной прической угадывается и образ, послужившей моделью для этих рисунков, -сама императрица Александра Федоровна. И это не было случайностью.
Николай I, император. Фигур жеанщины в кавалергардской форме. 1829 (?). Бумага, карандаш.
1 июля 1826 года император Николая I создал новую традицию в упрочнении связей гвардии и императорской фамилией. Он сделал императрицу шефом одного из самых блестящих полков гвардейской кавалерии - Кавалергардского - и восстановил екатерининскую традицию ношения так называемых мундирных платьев.
Николай I, император. Фигур жеанщины в кавалергардской форме. 1829 (?). Бумага, карандаш.
Одну из основных проблем фонда Романовских рисунков является определение автора. В революционные годы, чтобы хоть как-то сохранить от уничтожения изобразительное искусство представителей бывшего царствующего Дома Романовых, многие рисунки отрывались от родных паспарту, или вынимались из рам, на которых было обозначено имя автора изображения. В 1940-х годах при формировании и описании личных романовских фондов папки с рисунками получали заголовки типа: «Рисунки» или «Рисунки имярек» (как правило, того представителя, в чьем фонде волею случая оказывались).
Николай Николаевич, великий князь. Пастух с собакой. 1845. Бумага, карандаш.
Сейчас же на выставке перед зрителями предстали не только работы членов семьи Романовых, их внутренняя семейная жизнь, скрытая от глаз публики, но и работа исследователей и сотрудников архива, которые сохранили это наследия. Приходите на выставку, чтобы взглянуть на правящую династию под другим углом зрения.
Александра Федоровна, императрица. Две девочки. 1904. Бумага, цветные карандаши.
Выставка продлится до 9 октября 2022 года.
Адрес: ул. Большая Пироговская, 17. Метро Фрунзенская.
Время работы: Среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье - 12.00 - 18.00.
Выходные дни - понедельник, вторник; 1, 8 мая, 12 июня.
Вход до 17.15 при наличии документов.
Цена билета: бесплатно.
Поддержи авторов - Добавь в друзья!Хочешь помочь проекту