В Государственной Третьяковской галерее проходит выставка «Генрих Семирадский. По примеру богов». Но сегодня мы расскажем вам не о картинах Семирадского на выставке. Ведь помимо работ Семирадского, преимущественно из российских собраний и собраний ближнего зарубежья, выставка включает в себя произведения художников его круга - Василия Смирнова, Фёдора Бронникова, Степана Бакаловича, Вильгельма Котарбинского, Александра и Павла Сведомских, скульптора Велионского, а также главного европейского соперника Семирадского - Лоуренса Альма-Тадемы.
Александр Сведомский. Улица в Помпее. 1882. Холст, масло.
Большинство из них основную часть своей творческой жизни провели в Риме, влившись в интернациональную колонию художников вечного города. Рим будет их домом, источником бесконечных художественных впечатлений.
Фрагмент. Александр Сведомский. Улица в Помпее. 1882. Холст, масло.
Академическая живопись в лице наиболее талантливых ее представителей была хранительницей заветов живописного мастерства, внимания к формальным свойствам искусства. В эпоху противостояния и конфронтации академизма и передвижнического реализма, красоты внутренней и красоты внешней, этики и эстетики, академизм побуждал зрителя к восприятию эстетики формы. Противники из демократического лагеря культуры называли «пленников красоты» «беспечальными художниками». В своем творчестве они действительно воспевали красоту природы, красоты женщины, чувственные радости бытия. «Низкие истины», темные стороны действительности, изнанка жизни, социальные и психологические конфликты привлекали их опосредованно возвышать человека над будничной прозой жизни, отвлекать его от скуки повседневности, просвещать и одновременно радовать глаз.
Фрагмент. Александр Сведомский. Улица в Помпее. 1882. Холст, масло.
Картина представляет собой реконструкцию древней архитектуры и быта Помпеев, где по узким улицам с глубокими колеями тяжелые телеги везли не лошади и мулы, а рабы. По свидетельству Н.А. Прахова, «… картина… была исполнена коллективно обоими братьями - Павлом и Александром (Сведомскими). Помогал им их друг В.А. Котарбинский, писавший фигуры с правой стороны.
Фрагмент. Александр Сведомский. Улица в Помпее. 1882. Холст, масло.
Фрагмент. Александр Сведомский. Улица в Помпее. 1882. Холст, масло.
Фрагмент. Александр Сведомский. Улица в Помпее. 1882. Холст, масло.
Фрагмент. Александр Сведомский. Улица в Помпее. 1882. Холст, масло.
Александр Сведомский. Медуза. 1882. Холст, масло.
Фрагмент. Александр Сведомский. Медуза. 1882. Холст, масло.
Фрагмент. Александр Сведомский. Медуза. 1882. Холст, масло.
Фрагмент. Александр Сведомский. Медуза. 1882. Холст, масло.
Павел Сведомский. Фульвия с головой Цицерона. 1898. Холст, масло.
В 1870-1871 годах Павел Сведомский учился в Дюссельдорфской академии художеств, в 1870 г. - в Мюнхене в мастерской М. Мункачи. В начале 1870-х вместе с братом путешествовал по Франции и Италии. В 1875 году поселился в Риме, где у них с братом была совместная мастерская на виа Маргутта, 5.
Фрагмент. Павел Сведомский. Фульвия с головой Цицерона. 1898. Холст, масло.
Марк Туллий Цицерон - политический деятель, республиканец, оратор и писатель. Боролся против Марка Антония. К 44 году до н.э. относятся 14 речей-«филиппик» Цицерона против Антония. Марк Антоний и его жена Фульвия яростно ненавидели Цицерона. По их приказу Цицерон был убит, а его отрубленную голову и руки принесли в дом Антония в мешке. По рассказу Плутарха, Фульвия забавлялась тем, что втыкала в язык Цицерона, поносивший ее мужа, булавки.
Фрагмент. Павел Сведомский. Фульвия с головой Цицерона. 1898. Холст, масло.
Фрагмент. Павел Сведомский. Фульвия с головой Цицерона. 1898. Холст, масло.
Фрагмент. Павел Сведомский. Фульвия с головой Цицерона. 1898. Холст, масло.
Павел Сведомский. Поцелуй. 1902-1904. Холст, масло.
Фрагмент. Павел Сведомский. Поцелуй. 1902-1904. Холст, масло.
Фрагмент. Павел Сведомский. Поцелуй. 1902-1904. Холст, масло.
Фёдор Бронников. Гимн пифагорейцев восходящему солнцу. 1869. Холст, масло.
Фёдор Бронников известен как автор произведений на темы античной и средневековой истории. В 1861 году по окончании пенсионерского срока он остался жить в Риме, при этом не терял связь с Россией, участвовал в выставках ТПХВ, ИАХ и МОЛХ . Замысел картины возник у Бронникова в 1868 году. Он стремился получить заказ на исполнение этой работы от Академии художеств, но, получив отказ, обратился к П.М. Третьякову.
Фрагмент. Фёдор Бронников. Гимн пифагорейцев восходящему солнцу. 1869. Холст, масло.
Сюжет относится к событиям древней истории VI века до нашей эры. Союз пифагорейцев основал греческий математик и мистик Пифагор в городе Кротоне. Пифагор рассматривал окружающий мир сквозь призму математических формул, включая природные и божественные явления. Это была не только философская школа, но также политическая и религиозная организация, которая стремилась оказать влияние на укрепление нравственных устоев государства. Весь мир, по мнению пифагорейцев, представляет собой стройное единство, подчиняющееся закону гармонии и чисел.
Фёдор Бронников. «Проклятое поле». Место казни в Древнем Риме. Распятые рабы. 1878. Холст, масло.
Сюжет картины «Проклятое поле» (Campo scellerato) посвящен жестокой расправе рабовладельцев-патрициев над рабами. Распятие на кресте как вид позорной и мучительной казни был известны в Вавилонии, Греции, Палестине, Карфагене. Но широко распространение этот способ получил в Древнем Риме. Так казнили особо опасных преступников, бунтовщиков, изменников, военнопленных, разбойников, беглых рабов.
Фрагмент. Фёдор Бронников. «Проклятое поле». Место казни в Древнем Риме. Распятые рабы. 1878. Холст, масло.
К примеру, после подавления восстания Спартака в 71 году до н.э. все взятые в плен рабы, около 6000 человек, были распяты на крестах вдоль Аппиевой дороги от Капуи до Рима. Как описывал еврейский историк Иосиф Флавий в книге «Иудейская война», при штурме Иерусалима в 70 году н.э. распятых было так много, что не хватало крестов и места для них.
Фрагмент. Фёдор Бронников. «Проклятое поле». Место казни в Древнем Риме. Распятые рабы. 1878. Холст, масло.
На полотне Бронникова изображены стоящие вдоль дороги кресты в форме буквы «т» (crux patibulata), к которым пригвождены распятые. Художник представляет зрителю возможность рассмотреть все детали картины и проникнуться ее драматическим сюжетом. Плачущая от горя женщина, уходящие по тропинке палачи, греющиеся у костра воины-охранники, воющая собака, черные птицы, надвигающаяся туча дополняют мрачный сюжет «проклятого поля» и усиливают гнетущее ощущение.
Фрагмент. Фёдор Бронников. «Проклятое поле». Место казни в Древнем Риме. Распятые рабы. 1878. Холст, масло.
Фрагмент. Фёдор Бронников. «Проклятое поле». Место казни в Древнем Риме. Распятые рабы. 1878. Холст, масло.
Фрагмент. Фёдор Бронников. «Проклятое поле». Место казни в Древнем Риме. Распятые рабы. 1878. Холст, масло.
Фрагмент. Фёдор Бронников. «Проклятое поле». Место казни в Древнем Риме. Распятые рабы. 1878. Холст, масло.
Фрагмент. Фёдор Бронников. «Проклятое поле». Место казни в Древнем Риме. Распятые рабы. 1878. Холст, масло.
Фрагмент. Фёдор Бронников. «Проклятое поле». Место казни в Древнем Риме. Распятые рабы. 1878. Холст, масло.
Фрагмент. Фёдор Бронников. «Проклятое поле». Место казни в Древнем Риме. Распятые рабы. 1878. Холст, масло.
Фёдор Бронников. Освящение гермы. 1874. Холст, масло.
Фрагмент. Фёдор Бронников. Освящение гермы. 1874. Холст, масло.
Фрагмент. Фёдор Бронников. Освящение гермы. 1874. Холст, масло.
Фрагмент. Фёдор Бронников. Освящение гермы. 1874. Холст, масло.
Василий Смирнов. Смерть Нерона. 1888. Холст, масло.
За эту работу в 1888 году Василий Смирнов получил звание академика. Картина написана во время пребывания художника в Риме в качестве пенсионера Академии художеств. Его интересовали сюжеты из римской истории, в особенности эпоха правления Нерона. В 1887 году Смирнов создал большую картину «Торжество Поппеи над Октавией», повествующую о жестокости императора, преподнесшего любимой второй жене отрубленную голову первой.
Фрагмент. Василий Смирнов. Смерть Нерона. 1888. Холст, масло.
Вероятно, в основе сюжета картины «Смерть Нерона» лежит труд римского историка и писателя Гая Светония Транквилла «О жизни двенадцати цезарей». Обстановка и персонажи картины совпадают с описанием смерти Нерона у Светония. Жестокость императора восстановила против него разные слои римского общества. Во время галльского восстания он укрылся на загородной вилле вольноотпущенника Фаона и там, узнав о приближении войск и боясь расправы, вонзил кинжал себе в горло. Кормилицы Эклога и Александра унесли тело, сожгли и схоронили пепел в старой родовой гробнице.
Фрагмент. Василий Смирнов. Смерть Нерона. 1888. Холст, масло.
Выбор сильно удлинённого горизонтального формата подчеркивает движение композиционной группы. Широкая манера письма сочетается с тщательной проработкой деталей. Смирнов проявил в этой картине незаурядное мастерство, создав эффектную и одновременно лаконичную монументальную композицию.
Фрагмент. Василий Смирнов. Смерть Нерона. 1888. Холст, масло.
Фрагмент. Василий Смирнов. Смерть Нерона. 1888. Холст, масло.
Фрагмент. Василий Смирнов. Смерть Нерона. 1888. Холст, масло.
Фрагмент. Василий Смирнов. Смерть Нерона. 1888. Холст, масло.
Фрагмент. Василий Смирнов. Смерть Нерона. 1888. Холст, масло.
Вильгельм Котарбинский. Девушка с голубями. 1880-1890-е. Холст, масло.
Вильгельм Котарбинский жил и работал в Риме с 1871 по 1886 год. С 1877 г. постоянно участвовал в выставках варшавского Общества Поощрения изящных искусств. В 1885 г., по приглашению профессора Адриана Прахова, который руководил работами по украшению собора Святого Владимира в Киеве, Котарбинский вошел в состав "артели соборян" - коллектив художников, включавший В. Васнецова, М.Нестерова, П.Сведомского и А.Сведомского. С последними Котарбинский был дружен с 1875 г., еще по "римскому" периоду. Он создавал картины, сепии и графику на мифологические и библейские темы, портреты, фантастические композиции. Если живопись Котарбинского вызывала критику, то его сепии получили настоящее признание.
Фрагмент. Вильгельм Котарбинский. Девушка с голубями. 1880-1890-е. Холст, масло.
Фрагмент. Вильгельм Котарбинский. Девушка с голубями. 1880-1890-е. Холст, масло.
Вильгельм Котарбинский. Ибисы. 1900-е. Холст, масло.
В культуре Древнего Египта ибис имел большое символическое значение. В природе эта птица имеет изящную форму, длинное оперенье и тонкий изогнутый клюв, напоминающий серп луны. С давних времен известно о ежегодном массовом прилете ибисов к разливу Нила. В египетской мифологии особо почитался ибис.
Фрагмент. Вильгельм Котарбинский. Ибисы. 1900-е. Холст, масло.
Ибис был священной птицей бога мудрости Тота, покровителя оккультных знаний, и считался его земным воплощением. Поэтому бог Тот изображался в виде человека с головой ибиса. Священных ибисов держали при крупных храмовых как домашних птиц, и жрецы подкармливали их. Ибисов даже бальзамировали и хоронили по ритуальному обряду в глиняных кувшинах, как мумий. Эта птица была символом урожая. Убить ибиса, даже случайно считалось преступлением.
Фрагмент. Вильгельм Котарбинский. Ибисы. 1900-е. Холст, масло.
Фрагмент. Вильгельм Котарбинский. Ибисы. 1900-е. Холст, масло.
Фрагмент. Вильгельм Котарбинский. Ибисы. 1900-е. Холст, масло.
Фрагмент. Вильгельм Котарбинский. Ибисы. 1900-е. Холст, масло.
Сергей Бакалович. В приемной у мецената. 1890. Холст, масло.
Гай Цветоний Меценат был доверенным лицом и другом первого римского императора Октавиана Августа, на правлении которого приходилась вторая часть «золотого века» римской литературы. Меценат, был богатый человек, способствовал развитию науки и искусства, покровительствовал римским поэтам, среди которых были Гораций, Вершилий, Проперций, имя Меценат стало нарицательным. Он был лишен амбициозных устремлений, не пожелал делать политическую или военную карьеру и за всю жизнь не занимал ни одной государственной должности.
Фрагмент. Сергей Бакалович. В приемной у мецената. 1890. Холст, масло.
Балакович представил атмосферу, царившую в одном из залов роскошного дворца на Эсквилинском холме, построенного в 30-х годах до н.э. и окруженного прекрасными садами, где в последние годы жил Меценат и где он собрал обширную коллекцию предметов искусства.
«Аудитория Мецената» - единственная постройка, сохранившаяся от виллы Мецената в Риме. В зале собирались для бесед и дискуссий поэты, которым покровительствовал Меценат. На переднем плане обращает на себя внимание молодой юноша - поэт, пишущий, опершись на картибул (мраморный столик с грифонами). Возможно, это и есть сам Гораций.
Фрагмент. Сергей Бакалович. В приемной у мецената. 1890. Холст, масло.
Художник с большим мастерством передал особенности интерьера, в который поместил своих персонажей: фактуру мрамора, доспехи гладиатора, драпировки ткани на одежде изображенных, форму ларария с горящим внутри огоньком - культового места поклонения домашним богам. На постаменте в центре зала - копия с Афродиты Книдской афинского скульптора Праксителя, самого прославленного изображения богини во времена античности.
Сергей Бакалович. Гладиаторы перед выходом на арену. 1891. Холст, масло.
Степан Балакович после окончания пенсионерского срока поселился в Риме и писал работы небольшого формата, воссоздававшие античный быт, с глубоким знанием археологии. Работы Балаковича, исполненные с тонким вкусом и мастерством, пользовались в Риме хорошим спросом и регулярно демонстрировались на академических выставках. Виртуозная живопись Балаковича следовала в русле творчества Лоуренса Альма-Тадемы - самого популярного представителя жанра «античных сцен».
Фрагмент. Сергей Бакалович. Гладиаторы перед выходом на арену. 1891. Холст, масло.
В многофигурной картине «Гладиаторы перед выходом на арену» Балакович обращается к довольно популярной среди художников и писателей теме, однако уходит от характерной для нее сугубо драматической трактовки, давая целый спектр психологических настроений - от веселья до тяжелого, тревожного раздумья.
Фрагмент. Сергей Бакалович. Гладиаторы перед выходом на арену. 1891. Холст, масло.
Культ античности возродился с новой силой в период, когда итальянский археолог Джузеппе Фиорелли в 1863-1875 годах поставил на строго научную основу археологические раскопки Помпеи. От желающих иметь на память картину, гравюру или открытку с «отжившим прошлым» не было отбоя. И если раньше воспитанники художественных академий познавали особенности античного искусства через гипсовые слепки-копии оригиналов, то теперь они устремились в Италию, в места раскопок для изучения исторических артефактов.
Фрагмент. Сергей Бакалович. Гладиаторы перед выходом на арену. 1891. Холст, масло.
Картина «Гладиаторы перед выходом на арену» стала первой, которую Балакович прислал в Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге как отчет о своей заграничной поездке. За эту картину художник был удостоен звания академика.
Фрагмент. Сергей Бакалович. Гладиаторы перед выходом на арену. 1891. Холст, масло.
Герои картины помещены в один из каменных подвалов исполинского Колизея. Этот подвал - нечто среднее между гладиаторской уборной и гладиаторским кабачком. Мускулистые, сильные гиганты всевозможных оттенков кожи и типов сидят за столиками или беседуют со случайными посетителями. Здесь и сенаторы, и патрициаты, и гетеры, которых тянет к этим людям, похожим на мифологического Геракла.
Сергей Бакалович. Перед домашним алтарем. 1892. Дерево, масло.
Балакович тщательно написал традиционные одежды римляне, деревянную мебель, структуру и окраску мрамора. Точный рисунок, эффектный колорит, изящество фигур, археологическая точность деталей - достоинства этой камерной работы. Молодая римлянка изображена в культовом помещении своего дома перед алтарем - местом поклонения домашним богам, - ларам и пенатам. К ларам обращались за помощью в связи с родами, бракосочетанием, смертью. Пенаты - в древнеримской мифологии боги-хранители и покровители домашнего очага. Каждая семья имела обычно двух пенатов, изображения которых, изготовленные из дерева, глины или камня, хранились в закрытом шкафике возле очага, где собирались все члены семьи. Часто в ларарии выставлялись и скульптурные изображения предков. Ежедневно после сна домочадцы молились у ларария, во время трапез оставляли подношения с едой и вином, прощались при отъезде, просили удачи и защиты.
Сергей Бакалович. Гречанка. 1897. Дерево, масло.
Фрагмент. Сергей Бакалович. Гречанка. 1897. Дерево, масло.
В списке работ, характеризующих творчество Балаковича, есть целая галерея женских образов. Как и у многих художников, у него был свой излюбленный женский типаж. Как правило, это молодая, стройная, с вьющимися темными волосами, уложенными в сложную прическу, женщина с правильными чертами лица, напоминающая скульптурные образы античности.
Сергей Бакалович. Римский поэт Катулл, читающий друзьям свои произведения. 1885. Дерево, масло.
Катулл Гай Валерий - римский поэт, изображен сидящим на мраморной скамье спиной к зрителю. В правой руке он держит восковую дощечку с процарапанными на ней с помощью стилоса (остроконечного, цилиндрического костяного или металлического стержня) поэтическими строками.
Фрагмент. Сергей Бакалович. Римский поэт Катулл, читающий друзьям свои произведения. 1885. Дерево, масло.
Сергей Бакалович. Вопрос и ответ. 1900. Дерево, масло.
Картина написана по мотивам романа Нобелевского лауреата по литературе Генриха Сенкевича Quo Vadis (то есть «куда идешь?», в русской версии - «Камо грядиши»). Действия романа развиваются в Римской империи во время правления императора Нерона. Основная тема романа - жизнь первых христиан римской общины.
Фрагмент. Сергей Бакалович. Вопрос и ответ. 1900. Дерево, масло.
До написания этого произведения Сенкевич несколько раз побывал в Риме, который ему показывал Генрих Семирадский. Его картины, изображающие времена преследования первых христиан, произвели на писателя неизгладимое впечатление.
Фрагмент. Сергей Бакалович. Вопрос и ответ. 1900. Дерево, масло.
Главный герой романа патриций Виниций пленился дочерью царя лигийцев Лигией. Во время прогулки с Виницием девушка нарисовала рыбу (тайный знак, в раннем христианстве - символ Христа), давай тем самым понять, что она христианка.
Сергей Бакалович. Античный дворик (Лунный вечер в атриуме). 1888. Холст, масло.
Фрагмент. Сергей Бакалович. Античный дворик (Лунный вечер в атриуме). 1888. Холст, масло.
Фрагмент. Сергей Бакалович. Античный дворик (Лунный вечер в атриуме). 1888. Холст, масло.
Лоуренс Альма-Тадема. Розы - наслаждение любви. (Приготовление к празднику). 1897. Дерево, масло.
В античной культуре роза была символом красоты, любви, совершенства, удовльствия и наслаждения. Древнегреческая поэтесса Сафо называла розу «царицей цветов». Многие храмы окружались кустами роз, гирляндами из роз наряжали статуи богов и домашние алтари. В Древнем Риме гирлянды из роз также были символом девственности, поэтому ими часто украшали невесту. Розами усыпали путь победителей, когда они возвращались с войны. Аромат нежно благоухающих цветов всегда сравнивался с чем-то возвышенным или божественным, вызывающим благоговение.
Фрагмент. Лоуренс Альма-Тадема. Розы - наслаждение любви. (Приготовление к празднику). 1897. Дерево, масло.
Древние римляне настолько обожествляли красоты роз, что сажали их на полях вместо пшеницы, а зимой целыми кораблями вывозили из Египта. Когда богатые римляне устраивали пиры, то гостей осыпали розовыми лепестками, а их головы украшали венками из роз. Нерон во время своих оргий приказывал сыпать на головы своих гостей настоящий дождь из розовых лепестков.
Фрагмент. Лоуренс Альма-Тадема. Розы - наслаждение любви. (Приготовление к празднику). 1897. Дерево, масло.
Приходите на выставку в Государственную Третьяковскую галерею. Чтобы не только познакомиться с творчеством Генриха Семирадского, но увидеть работы его современников и, конечно, погрузиться в историю Древнего Рима.
Выставка продлится до 03 июля 2022 года.
Адрес: Крымский Вал, 10. Новая Третьяковка, залы 39-39-42
Проезд до ст. метро "Парк культуры" или "Октябрьская".
Режим работы: вторник, среда, воскресенье - с 10.00 до 18.00
четверг, пятница, суббота - с 10.00 до 21.00
(кассы прекращают работать за час до закрытия музея)
выходной - понедельник.
Цена билета: Взрослый - 500 руб. Льготный - 300 руб, 250 руб, бесплатно. Подробнее
тут.
Поддержи авторов - Добавь в друзья!Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.