В Государственном Историческом музее открылась выставка «Драгоценные ордена». Здесь можно увидеть редчайшие европейские ордена и узнать не только их историю, но и взглянуть на них как на объекты ювелирного искусства.
Знак ордена святого апостола Андрея Первозванного на орденской цепи. Российская империя. 1865-1882 гг.
Золото, эмаль, штамповка, горячая эмаль, монтаж.
Эти экспонаты редко покидают фонды отдела нумизматики, а всего он насчитывает около 30 тысяч объектов фалеристики из них около 4 тысяч ордена. И в этот раз музей дает возможность своим гостям насладиться этими удивительными кавалериями и знаками доблести различных европейских и азиатских стран.
Фрагмент цепи. Знак ордена святого апостола Андрея Первозванного на орденской цепи.
Российская империя. 1865-1882 гг. Золото, эмаль, штамповка, горячая эмаль, монтаж.
Комплект светского ордена традиционно состоит из звезды, знака и ленты. К некоторым из таких комплектов относится еще один важный элемент - орденская цепь, дополняющая высшую степень ордена.
Фрагмент цепи. Знак ордена святого апостола Андрея Первозванного на орденской цепи.
Российская империя. 1865-1882 гг. Золото, эмаль, штамповка, горячая эмаль, монтаж.
Прообразом цепи ста коллар - мужское колье, которое в средневековой Европе символизировало власть и служило знаком выборной должности. Сейчас коллары можно увидеть у президентов, глав регионов, мэров, судей, представителей древних дворянских родов, имеющих свой герб.
Фрагмент цепи. Знак ордена святого апостола Андрея Первозванного на орденской цепи.
Российская империя. 1865-1882 гг. Золото, эмаль, штамповка, горячая эмаль, монтаж.
Орденская цепь входила в комплект высшего ордена Российской империи, а теперь и Российской Федерации, - ордена Святого апостола Первозванного. Как и любой знак принадлежности к ордену, цепь имеет утвержденный статутом дизайн.
Звезда ордена Альбрехта Медведя. Герцогство Ангальт. 1863-1918 гг.
Первые орденские звезды в Европе и России изготовлялись в технике золотного шиться из серебряных нитей. Традиционно шитые звезды имели кожаную или шелковую подложку и выполнялись с использованием бити, канители, пайеток, волоченых нитей. Металлические (кованые) звезды появились только на рубеже XVIII/XIX веков, причем кавалеры изготавливали их в частном порядке. Капитул российских орденов начал выдавать комплекты наград с коваными (серебряными) звездами только в 1850-х годах. Шитые звезды в некоторых странах Европы вручались кавалерам до начала XX века.
Фрагмент. Звезда ордена Альбрехта Медведя. Герцогство Ангальт. 1863-1918 гг.
Орден Альбрехта Медведя учрежден в 1382 году Сигизмундом I в честь своего предка герцога Саксонии Альбрехта Медведя. В 1836 году орден был возрожден герцогами Генихом Ангальт-Кётенским, Леопольдом IV Фридрихом Ангальт-Дессауским и Александром Карлом Ангальт-Кётена, Ангаль-Дассау, Ангальт-Бернбурга. Кавалеры Большого креста носили звезду на левой стороне груди. В ее центральном медальоне изображен черный медведь под короной, идущий по красной крепостной стене, по окружности помещен девиз ордена FURCHTE GOTT UND BEFOLGE SEINE BEFEHLE (Бойся Бога и исполняй Его заповеди).
Звезда Священного военного Константиновского ордена Святого Георгия. Королевство Обеих Сицилий.
Середина XIX в. Ткань, кожа, пайетки, канитель, нить волоченая, шитье, золотное шитье, вышивка.
Золотое шитье остается одним из самых трудоемких и кропотливых видов рукоделия. Первоначально нити для него изготовлялись из золота и серебра, а сама вышивка называлась золотой. «Золотной» она стала, когда нити начали выполнять из недрагоценных металлов, - ее ценность заключалась в первую очередь в технике исполнения, а не в материале.
Фрагмент. Звезда Священного военного Константиновского ордена Святого Георгия.Королевство Обеих Сицилий. Середина XIX в. Ткань, кожа, пайетки, канитель, нить волоченая, шитье, золотное шитье, вышивка.
Филигрань (от латинского filum - нить и granum - зерно), или скань (от древнерусского «скать», то есть свивать, скручивать, одна из самых сложных ювелирных техник. В филиграни из тончайшей серебряной, золотой или медной проволоки (гладкой или свитой из нескольких нитей) выполняются узоры двух типов - напаянные (на металлической основе) или ажурные (без металлической основы, когда пайкой соединяются только отдельные элементы).
Знак (Малый крест) ордена Святой великомученицы Екатерины с бантом. Российская империя. 1851 г.
Золото, серебро, эмаль, алмазы огранки «роза», стекло, ткань,
штамповка, ажурная филигрань, роспись по эмали, гравировка, закрепка камней, монтаж.
Филигрань часто сочетается с зернью или эмалью. В России эта техника была популярна на протяжении всей истории русского ювелирного искусства. Скань, которой обычно украшали ювелирные изделия и предметы быта, - большая редкость в фалеристике. Эту трудоемкую технику использовали только для исполнения частных заказов. Традиционно в технике филиграни изготавливался только знак ордена Святой Екатерины.
Фрагмент. Знак (Малый крест) ордена Святой великомученицы Екатерины с бантом.
Российская империя. 1851 г.
Фрагмент. Знак (Малый крест) ордена Святой великомученицы Екатерины с бантом.
Российская империя. 1851 г.
Кавалеру из капитула орденов выдавался один комплект награды, который традиционно включал звезду, знак и орденскую чрезплечную ленты. Однако при наличии нескольких вариантов мундира одного комплекта было недостаточно, тогда кавалер мог заказать дополнительные знаки в частных ювелирных мастерских. Сохраняя утвержденный статутом дизайн, такие награды частной работы могли отличаться от капитульных техникой изготовления, иногда - размером или исполнением мелких деталей. Кавалер имел право заказать объединенные или соединенные звезды.
Соединенные звезды орденов Святого благоверного князя Александра Невского и Святого равноапостольного князя Владимира. Российская империя. Вторая половина XIX в.
Золото, серебро, эмаль, штамповка, напайная филигрань, горячая эмаль, роспись по эмали, позолота, монтаж.
Объединенная звезда выполнялась с элементами символики (обычно двух) орденов. Соединенная звезда представляла две орденские звезды меньшего размера, скрепленных между собой, при этом сверху располагалась звезда старшего ордена, снизу - младшего.
Фрагмент. Звезда ордена Святого благоверного князя Александра Невского.
В отличие от производства монет и медалей, выпуск орденских знаков до начала XX века не носил массовый характер, поэтому процесс их изготовления не был механизирован. Знак или звезда ордена выполнялись в ювелирных мастерских строго индивидуально и по определенному стандарту. Капитул Российских Императорских орденов заключал соответствующие контракты, например, с Эммануилом Паннашем, Иоганном Кейбелем, Вильгельмом Краммером, ювелирным домом Фаберже. Многие кавалеры заказывали себе дополнительные комплекты наград, обращаясь иногда в те же мастерские.
Фрагмент. Звезда ордена Святого равноапостольного князя Владимира.
Основными металлами для изготовления орденов были серебро и золото. Традиционно звезда ордена выполнялась из серебра, а знак - из золота. Отчасти это связано с технологическими особенностями: горячая эмаль легче и надежнее ложится именно на золото. Знаки, имевшие сложное символическое «наполнение», состояли из большого количества мелких деталей, скрепляющихся на штифтах. Объёмные детали, например, в форме геральдических животных, которые помещали между сторонами креста часто исполняли в технике художественного литья, а затем припаивали к основе. При таком сложном сочетании различных ювелирных техник орденский знак становился настоящим произведением искусства.
Знак (командорский крест) ордена Бани военного дивизиона. Соединенное королевство Великобритании и Ирландии.
1901-1946 гг. Золото, серебро, эмаль, штамповка, литье, горячая эмаль, гравировка, монтаж, пайка.
Почетнейший орден бани основан королем Великобритании Георгом I 18 мая 1725 года. В названии ордена отразилась средневековая традиция, согласно которой рыцари перед посвящением проходили обряд омовения, символизировавший духовное очищение. Орден, задуманный как военный, сейчас разделен на военный и гражданский дивизион.
Знак (рыцарский крест) ордена святых Михаила и Георгия. Соединённое королевство Великобритании и Ирландии.
Первая четверть XX в. Золото, серебро, эмаль, штамповка, горячая эмаль, монтаж, пайка.
Учрежден 28 апреля 1818 г. Принцем Уэльским Георгом (будущим королем Георгом IV) как символ британсокго протектората на Ионическими островами. Предназанчался для награждения лиц, имевших важные заслуги перед Содружеством наций или отличившихся в деле укрепления связей с иностранными державами. В 1864 году протекторат закончился, и Ионические острова вошли в состав Греции. После пересмотра статута ордена в 1868 г. Им стали награждать должностных лиц колониальных владений Британской империи, а также за «услуги короне, относящийся к иностранным делам империи».
Знак (рыцарский крест) ордена святых Михаила и Георгия. Соединённое королевство Великобритании и Ирландии.
Первая четверть XX в. Золото, серебро, эмаль, штамповка, горячая эмаль, монтаж, пайка.
В центральных медальонах знака ордена, выполненного в форме семилучевой звезды, помещены изображения архангела Михаила, попирающего сатану, и святого Георгия на коне, поражающего змия. По окружности медальона представлен девиз ордена: AUSPICIUM MELLIORIS AEVI (Признак лучшей эпохи).
Знак ордена святого Людовика. Королевство Франция. 1814-1830 гг.
Золото, эмаль, штамповка, горячая эмаль, монтаж, пайка.
Королевский и военный орден Святого Людовика учрежден в 1693 году королем Франции Людовиком XIV в честь Людовика IX. Вручался вне зависимости от сословного происхождения исключительно за военные заслуги. Согласно первоначальному статуту, орденом награждались только католики. Для протестантов с 1759 года был предусмотрен аналогичный орден - орден Военных заслуг.
Знак ордена святого Людовика. Королевство Франция. 1814-1830 гг.
Золото, эмаль, штамповка, горячая эмаль, монтаж, пайка.
На лицевой стороне знака ордена, выполненного в виде мальтийского креста с геральдическими лилиями между сторонами, в центральном овальном медальоне помещено изображение святого Людовика в рыцарских доспехах и королевской мантии с лавровым и терновым венками в руках.
Фрагмент. Комплект миниатюрных копий наград европейских стран на золотой цепочке.
Латвийская республика. Первая половина XX в.
Миниатюрные, или «фрачные», копии наград являются некапитульными вариантами орденских знаков и медалей. Их размер обычно составляет 5-10 мм. Строгие правила требовали крепить ордена и наградные медали за военные заслуги исключительно на мундир. Таким образом при желании кавалера надеть фрак, то есть гражданскую одежду, он терял возможность носить капитульный орден. Миниатюрные, «фрачные», копии решали эту проблему - они не являлись официальными наградами, но указывали на наличие ордена или медали. Чаще всего такие награды носили на цепочке или серебряной миниатюрной колодке, покрытой эмалью в цвет орденской ленты, однако встречались и варианты крепления на булавке, винте, пуговице, иногда их даже вставляли в перстень или браслет.
Фрагмент. Комплект миниатюрных копий наград европейских стран на золотой цепочке.
Латвийская республика. Первая половина XX в.
В России «фрачные» копии наград стали особенно популярны после Отечественной войны 1812 года. Уже к середине XIX века не только военные, но и гражданские награды «обзавелись» миниатюрными копиями. Появились также «фрачные» варианты нагрудных и полковых знаков. Традиции ношения миниатюрных копий наград прижились и в Азии (в первую очередь в Японии и Китае).
Комплект миниатюрных копий наград Японской империи и Маньчжоу-Го на цепочке. Японская империя. 1930-1940-е гг.
Справа на лево: знак ордена священного сокровища 9Япония), наградная медаль «За заслуги в основании государства Маньчжоу-Го», медаль «В честь вступления императора Пу И на престол», медаль «В честь визита императора Маньчжоу-Го в Японию». Наградная медаль Общества Красного Креста (все - Маньчжоу-Го).
Многие ордена украшались драгоценными камнями. Иногда их наличие прописывалось в статуте, но чаще всего они являлись знаком особого расположения монарха.
Фрагмент. Звезда ордена Святой великомученицы Екатерины. Российская империя XIX в.
Золото, серебро, эмаль, бриллианты, стекло, штамповка, горячая эмаль, фасетная гранка, закрепка камней, монтаж, пайка.
Для прозрачного камня наиболее характерной является фасеточная (фасетная) огранка, при которой он обрабатывается до появления плоских граней, образующих многоугольники. Считается, что такая огранка наиболее полно выявляет игру света и, соответственно, блеск камня. В результате этой обработки появляются две многогранные пирамиды - полная и усеченная, как бы сложенные основаниями, при этом грани располагаются в несколько рядов (обычно в три). Полная бриллиантовая огранка в верхней части насчитывает не менее 32 фасет и площадку, в нижней - не менее 24.
Звезда ордена Святого Губерта. Королевство Бавария.
Вторая половина XIX в. Золото, серебро, эмаль, штамповка, горячая эмаль, алмазная грань, монтаж.
Орден святого Губерта, основанный как орден Горна, является одним из старейших в Европе. Учрежден Герхардом V, герцогом Юлих-Бергским, в память победы над графом Арнольдом Эгмонтом при Линнихе 3 ноября (в день Святого Губерта) 1444 г. После того как большая часть Пфальца перешла к Баварии, орден, уже под новым названием, стал ее высшей наградой. Статут предусматривал ограниченное количество орденских кавалеров, а также наличие у них младших баварских орденов. После 1918 года стал одним из династических орденов дома Гогенцолллернов.
Фрагмент. Звезда ордена Святого Губерта. Королевство Бавария.
Вторая половина XIX в. Золото, серебро, эмаль, штамповка, горячая эмаль, алмазная грань, монтаж.
Наиболее часто встречается огранка «роза» - разновидность фасетной обработки камня, но без площадки. Верхняя часть камня при этой огранки состоит из 24 фасет, а его форма напоминает бутон розы - отсюда такое название. Камень, ограненный «розой», становился алмазом, а не бриллиантом. Из-за недостаточной игры света в камне сейчас этот вид огранки практически не используется.
Знак ордена Святого Губерта. Королевство Бавария.
Вторая половина XIX в. Золото, серебро, бриллианты, штамповка, горячая эмаль, фасетная огранка, закрепка камней, монтаж.
На центральном медальоне, на золотом фоне представлена сцена со святым Губертом, слугой, его конем и собакой, а также с оленем с крестом между роками.
Фрагмент. Знак ордена Святого Губерта. Королевство Бавария.
Вторая половина XIX в. Золото, серебро, бриллианты, штамповка, горячая эмаль, фасетная огранка, закрепка камней, монтаж.
В большинстве стран Европы и в Российской империи кавалер бриллиантового ордена имел право распоряжаться драгоценными камнями по собственному усмотрению: оставить их на знаке или снять. Иногда камни заменялись на стекла (стразы), но чаще бриллиантовый блеск воспроизводился с помощью так называемой алмазной грани - техники обработки металла, имитирующей ограненные драгоценные камни.
Знак ордена Христа. Королевство Португалия. Конец XVIII - начало XIX в.
Серебро, стекло, штамповка, фасетная огранка, закрепка камней, пайка.
Орден Христа (Воинство Господа нашего Иисуса Христа, Военный орден Господа нашего Иисуса Христа), учрежденный португальским королем Динишем в 1318 году, как духовно-рыцарский, стал правопреемником ордена Бедных рыцарей Храма Соломонова (тамплиеров). Мануэл I секуляризовал орден, а его преемнику Жуан III объявил пост великого магистра наследственным для королей Португалии. В 1522 году орден распался на две ветви - рыцарский с подчинением королю и монашеский, находившийся в юрисдикции Святого престола. С 1905 года Ватикан стал вручать собственный Верховный орден Христа).
Звезда ордена Христа. Королевство Португалия. Конец XIX начало XX века.
Серебро, эмаль штамповка, горячая эмаль, гильошинирование, монтаж, пайка.
Гильош - выполненный в технике гравировки орнамент в виде густой сетки волнистых фигурных линий, нанесенных с помощью гравировального станка. Он мог быть самостоятельным украшением ювелирного изделия, но чаще использовался в сочетании с эмалью - легкоплавким цветным стеклом. При гильошинировании обычно применяли лишь прозрачные и опаловые эмали, позволявшие разглядеть красоту узора, при этом цвет зависел не только от их состава, но и от температурного воздействия.
Знак ордена Христа. Королевство Португалия. Конец XIX начало XX века.
Серебро, эмаль штамповка, горячая эмаль, гильошинирование, монтаж, пайка.
Для декорирования изделий в технике так называемой горячей эмали пастообразную массу окрашенную окисями металлов, наносили на специально обработанную поверхность и подвергали обжигу, в результате чего появлялся стекловидный цветной слой. Более поздний «холодный» способ эмалирования намного проще - холодные эмали застывают при комнатной температуре, при небольшом нагревании или под воздействием ультрафиолета, однако они не имеют твёрдости и гладкости стекла, поэтому могут быстро разрушаться.
Звезда ордена Карлоса III. Королевство Испания. После 1875 г.
Золото, серебро, эмаль, штамповка, горячая эмаль, роспись по эмали, алмазная грань, гильошинирование, монтаж, пайка.
При изготовлении орденов довольно часто применялась и ручная роспись по эмали, схожая с техникой фарфора - художник работал кистью, затем отправлял изделие в печь, после охлаждения наносил следующий слой краски. Каждый слой закалялся при температуре 700 -8000 градусов. Обычно для нанесения рисунка необходимо было три четыре таких обжига, то для сложных изображений их количество могла доходить до десяти.
Фрагмент. Звезда ордена Карлоса III. Королевство Испания. После 1875 г.
Золото, серебро, эмаль, штамповка, горячая эмаль, роспись по эмали, алмазная грань, гильошинирование, монтаж, пайка.
Королевский достопочтимый орден Карлоса III (Орден Карлоса III), посвященный Непорочному зачатию Левы Марии, был учрежден королем Испании Карлосом III 19 сентября 1771 года. Согласно первоначальному статуту, имел два класса, а количество его членов было ограниченно 60 кавалерами. В 1808 году орден был упразднен Наполеоном I, затем восстановлен, а потом снова упразднен. В 1875 году после прихода к власти Альфонса XII возобновлен в прежнем статусе, но без ограничений количества кавалеров.
Знак ордена Карлоса III (Большой крест). Королевство Испания. После 1875 г. Золото, серебро, эмаль, штамповка, горячая эмаль, роспись по эмали, алмазная грань, гильошинирование, монтаж, пайка.
Эмали различаются по способу нанесения и закрепления на поверхности материала. Техника перегородчатой эмали, известная в России с XVI в, применяется и в современном ювелирном искусстве.
Командорский знак ордена Белого слона. Королевство Сиам. Начало XX в.
Серебро, эмаль, штамповка, горячая эмаль, монтаж, пайка.
Священный орден Белого Слона учрежден в 1861 году королем Сиама рамой IV Монгкутом. В центральном медальоне знака ордена в виде лотоса с разноцветными лепестками, выполненными в технике перегородчатой эмали, - изображение слона белой эмали. Соединительное кольцо для крепления к орденской ленте имеет форму Большой короны Победы. Эта золотая корона высотой 66 см весит более 7 кг, а надевается она только во время коронации.
При этом полностью ручном способе украшения цветной эмалью заполняются ячейки, образованные тонкими металлическими перегородками, припаянными на металлическую поверхность по линии узора. Ячейки заливают в несколько этапов, поскольку при обжиге эмаль затекает в щели и проседает. Чтобы цвета не смешивались, каждый из них наносят отдельно с последующим обжигом. Чем больше цветов используется, тем больше обжигов требуется для создания узора.
Знак ордена Короны Сиама II степени. Королевство Сиам. Начало XX в.
Серебро, эмаль, штамповка, горячая эмаль, перегородчатая эмаль, пайка.
Перегородчатая эмаль редко встречается в оформлении памятников фалеристики, что связано с трудоёмкостью и высокой стоимостью процесс. Эту уникальную технику разновидность ювелирной техники можно увидеть в азиатских станах.
Звезда ордена Короны Сиама II степени. Королевство Сиам. Начало XX в.
Серебро, эмаль, штамповка, горячая эмаль, перегородчатая эмаль, пайка.
Наиблагороднейший орден Короны Сиама учрежден 29 декабря 1869 года королем Рамой V Чулалонгкорном для награждения подданных своего государства и иностранцев за военные и гражданские заслуги С 1948 года носит название «Наиблагороднейший орден Короны Таиланда».
В центральном медальоне звезды ордена в виде лотоса с разноцветными лепестками, выполненными в технике перегородчатой эмали, помещены изображения символов королевской власти Сиама - Большой короны Победы и двух девятиярусных зонтов, украшенные в той же технике.
Знак ордена Святой Анны III степени. Российская империя. 1857-1864 гг.
Золото, эмаль, штамповка, горячая эмаль, полировка, роспись по эмали, монтаж.
Цветная горячая эмаль сама по себе украшает любое произведение ювелирного искусства, однако для достижения дополнительного декоративно эффекта эмаль часто шлифовали до зеркального блеска. Полированная поверхность эмали в этом случаем могла образовывать единую плоскость с металлической рамкой или выступать над металлическими деталями.
Знак ордена святого Станислава II степени с короной. Российская империя. 1857-1864 гг.
Золото, эмаль, штамповка, горячая эмаль, полировка по эмали, монтаж.
Холодной тонкое шлифование являлось трудоемким, требующим тщательной проработки, процессом, но оно придавало изделиям особую красоту. Именно в этой технике изготавливались полированные орденские знаки. Полировка производилась шлифовальной шкуркой. В зависимости от ее зернистости на поверхности можно было получить различный эффект - от глухого матового до нежного шелкового (краски непрозрачных эмалей смотрятся мягче и насыщенней) и даже зеркального блеска.
Знак ордена Святого равноапостольного князя Владимира IV степени с мечами. Российская империя. 1840-1860 гг.
Золото, эмаль, штамповка, горячая эмаль, полировка, роспись по эмали, монтаж, пайка.
Мастера XIX века выполняли шлифование вращающимся кругом, рабочая часть которого была слегка шероховатой, с использованием пемзового порошка, а заключительную обработку - на полировальной машине мягким фетровым или кожаным кругом. Некоторые мастера отказывались от трудоемкого шлифования в пользу так называемого блестящего обжига, хотя эмали, подвергнутые механическому шлифованию, выглядят благороднее.
Звезда ордена Восходящего солнца. Японская империя. Конец XIX века.
Серебро, эмаль, штамповка, горячая эмаль, полировка, монтаж, пайка.
Орден Восходящего солнца учрежден декретом Государственого совета от 10 апреля 1875 года для награждения за военные и гражданские заслуги. Одна из высших наград Японии. Сегодня считается самой распространенной. Первоначально имела восемь степеней.
В центре восьмиконечной звезды помещено накладное изображение солнечного круга в виде красного эмалевого полированного кабошона. Знак аналогичен звезде ордена. С кольцом для крепления к ленте соединяется с помощью фигурного элемента в виде цветов и листьев павловнии, одного из символов императорской власти в Японии.
Знак ордена Восходящего солнца. Японская империя. Конец XIX века.
Серебро, эмаль, штамповка, горячая эмаль, полировка, монтаж, пайка.
Гравировка - одна из древнейших техник декорирования поверхностей. Мода на украшение гравированным узором пришла в Россию из Европы в XVIII веке во время правления Петра I. Ювелирные изделия и оружие часто покрывали гравировкой в сочетании с чеканкой, золочением, чернью, эмалью. Гравирование могло выполняться под «глянец», то есть без последующего заполнения углублений цветным составом, - в этом случае линии прорезали без отрыва инструмента от рисунка, а особый декоративный эффект достигался благодаря контрасту матовой поверхности и блестящих, словно зеркальных, гравированных линий.
Звезда ордена Вождя. Принадлежала Ф.Ф. Раскольникову (в 1921-1923 гг. - посол РСФСР в Афганистане).
Эмират Афганистан. 1921-1923 гг. Золото, серебро, штамповка, гравировка, монтаж.
Орден Вождя учрежден во время правления эмира Хабибуллы-хана (1901-1919) и вручался по его личной инициативе. Имел два класса. В период правления Амануллы-хана (1919-1929) в Афганистане был введен ряд новых государственных наград со своими статутами, определившими критерии для награждений, старшинство орденов и медалей. Ранее учрежденные орден Вождя и орден Солнца сохранились, хотя и с измененным дизайном.
Фрагмент. Звезда ордена Вождя. Принадлежала Ф.Ф. Раскольникову (в 1921-1923 гг. - посол РСФСР в Афганистане). Эмират Афганистан. 1921-1923 гг. Золото, серебро, штамповка, гравировка, монтаж.
Вот такой мы увидели маленькую, но очень познавательную выставку в Государственном Историческом музее. Кабинет Председателя ждет своих гостей, чтобы раскрыть перде ним тайны ювелирных техник и орденских знаков.
Выставка продлится до 12 сентября 2022 года.
Адрес: Красная пл., д. 1. Проезд до ст. метро Площадь Революции, Театральная, Охотный ряд.
Режим работы: Понедельник - воскресенье с 10:00 до 18:00
Пятница и суббота с 10:00 до 21:00
Первый вторник месяца - санитарный день
Цена билета: 400 рублей. Есть льготы. Подробности
тут.
Поддержи авторов - Добавь в друзья!Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.