Выставка «ЛЕВ ИВАНОВИЧ КИЛЬ: профессия - военный, призвание - художник» - отчёт.

Jul 31, 2021 15:00

В Государственном музее А.С. Пушкина проходит выставка «ЛЕВ ИВАНОВИЧ КИЛЬ: профессия - военный, призвание - художник». Экспозиция представлена работами из собрания Государственного музея А.С. Пушкина и 20 крупнейших российских художественных, исторических и литературных музеев, архивов и библиотек, частных коллекций, а также Государственного художественного собрания Дрездена (Staatliche Kunstsammlungen Dresden) посвящена творчеству самобытного и незаурядного художника-акварелиста, профессионального военного, участника наполеоновских войн, генерал-майора Льва Ивановича Киля (1789-1851). Впервые в истории рассеянные по миру работы мастера демонстрируются в едином выставочном пространстве.


Портрет Свиты Е.И.В. генерал-майора Л.И. Киля. 1842. Игнац Фертиг по оригиналу П.Ф. Соколова. Бумага, литография.
В историю искусства Л.И. Киль, ученик Дрезденской академии художеств и почетный член Санкт-Петербургской Академии художеств, вошел, прежде всего, как автор серии офортов «Мундиры Российской Армии» (1815-1820), которая и сегодня считается одним из самых достоверных источников информации о вооруженных силах империи начала XIX столетия. Выполненные по заказу Александра I, эти работы сочетают подлинность документа с высочайшим уровнем художественного исполнения.



Цесаревич и великий князь Константин Павлович. Начало 1820-х. Л.И. Киль. Бумага, акварель.
Цесаревич изображен в сюртуке лейб-гвардии Подольского кирасирского полка, где состоял шефом. Акварель следует отнести к первым годам службы Л.И. Киля адъютантом великого князя.
Оказавшись в ближайшем окружении императора Николая Павловича, Л.И. Киль начал рисовать сцены из повседневной жизни царской семьи. Его акварели украсили личный альбом императрицы Александры Федоровны и коллекцию цесаревича, будущего Александра II.


Цесаревич и великий князь Константин Павлович. Конец 1820-х. Неизвестный художник по оригиналу Л.И. Киля. Бумага, литография, акварель.
Лев Иванович Киль родился 19 января 1789 в Риге, в большой семье артиллерии полковника Ивана Ивановича Киля, уроженца Бранденбург Шведского маркграфства. Он принял русское подданство и состоял в счастливом браке с Марией Маргаритой, дочерью рижского купца Германа фон Фромгольда, возведенного в дворянское звание. Шарль Киль, как называли его на французский манер домашние, первоначальное образование получил в Митавской гимназии. Курс наук продолжил в 1808-1809 в университете в Дерпте (ныне Тарту) студентом историко-филологического отделения на философском факультете.


Цесаревич и великий князь Константин Павлович (у камина). 1830. Л.И. Киль. Картон, акварель, гуашь, лак.
Деятельность учителя рисовального искусства и гравирования в Дерпте занимал воспитанник Дрезденской академии художеств, «славный живописец» Карл Зенф. Судя по всему, именно Зенф развил творческий дар Карла Киля за годы учебы в Дерпте, «ставил ему руку» и учил гравированию на меди. Несомненно, что наставник убедил способного ученика в необходимости художественного образования. В августе 1810 Киль поступил в Дрезденскую академию художеств, где обучался батальной пейзажной живописи.


Конная прогулка в Париже. 1819. Бумага, акварель, гуашь.

Во время учебы в Дрездене он в полной мере овладел смешанной техникой: карандашным рисунок на картоне покрывал акварелью, а после ее высыхания писал гуашевыми красками, что позволило ем получать нежные оттенки пастельной гаммы и неповторимое сочетание фактур. Смешанной техникой выполнено большинство живописных работ Киля.


Ножка балерины Марии Тальони. 1838. Л.И. Киль. Картон, акварель, рукопись (автограф), чернила коричневые (автограф).
По нижнему полю автограф П.А. Вяземского чернилами: Прости, волшебница! Сильфидой мимолётной/ она за облака взвилась, Счастливый путь!/ Но проза здесь на зло поэзiибезплотной:/ Скажите, для чего крыло въбашмакъобутъ?/ К. Вяземский.
Военная гроза 1812 года прервала его занятие искусством. Карл Киль вступил волонтером в Корпус курляндских стрелков, однако в боевых действиях участвовать ему не довелось. Весной следующего года был принят в армейскую службу корнетом с назначением состоять при командире Сводного корпуса генерал-лейтенанте графе Л.Г.Т. Вальмодене и принимал участие в боевых операциях в Северной Германии.


Ножка балерины Марии Тальони. Конец 1830-х. Т. Райт по оригиналу Л.И. Киля. Бумага, пунктир.
Поручиком Свиты Е.И.В. по квартирмейстерской части участвовал во втором походе во Францию в 1815 году в составе Главного штаба Е.И.В. В сентябре того же года оставлен в Париже с особым поручением, полученным от императора Александра I - создать гравированную серию «Мундиры российской армии, рисованные и раскрашенные в Главном штабе Его Императорского Величества».


Фрагмент. Штаб-офицер Конной артиллерии. 1819. Бумага, гуашь, акварель, белила, лак.
Такую сцену художник, скорее всего, увидел на учениях конно-артиллерийской роты №7, принадлежавшей к составу армейского корпуса графа Воронцова. Этот рисунок Киля не был перенесен на гравировальную доску. В военной сюите для создания образа штаб-офицера Конной артиллерии использовали прежде всего отпечатанный эстам с конной фигурой драгунского штаб-офицера.
В августе 1821 года за отличное исполнение высочайшего поручения определен капитаном в Гвардейский генеральный штаб. Военная сюита принесла известность офицеру-живописцу, который был привлечён к созданию Общества поощрения художников, основанного в Петербурге с благотворительной целью, и стал одним из его деятельных членов.


Главный инспектор по медицинской части армии, лейб-медик баронет Яков Васильевич Виллие (Джеймс Уайли). 1816. И.Ф. Болт по оригиналу П. Франка. Бумага, акватинта.
В чине гвардейского полковника принимал участие в Польской кампании 1831 года. За верную службу старшему царскому брату в июне 1831 года пожалован во флигель-адъютанты. Император Николай, более всего любивший «баталический жанр» и сам умело рисовавший и гравировавший, несомненно, обрел родственную душу в лице полковника Киля. Наверное не последнюю роль в развитии успешной карьеры нашего героя сыграла и его принадлежность к остзейскому дворянству, служившему надежной опорой трона, поставлявшему самодержцу не только наиболее образованных, но и наиболее преданных слуг. В сентябре 1832 года Общее собрание Академии художеств удостоило полковника почетным званием «вольный общник».


Фрагмент. Могильные кресты под снегом (Березина). 1844. Л.И. Киль по эскизу П. Хесса. Бумага, акварель, белила, тушь, графитный карандаш.
Императорская академия художеств присуждала звание «почётный вольный общник» в XVIII и XIX веках за выдающиеся заслуги в области искусства художникам, скульпторам, архитекторам и гравёрам, историкам и теоретикам искусства, художественным критикам и коллекционерам, как российским, так и зарубежным. Устав Академии разрабатывался по образу французской Королевской Академии живописи и скульптуры и с самого начала включал возможность почётного членства (в 1764 году устав предусматривал 12 почётных членов и ещё 12 «Любителей Художеств» из «знатнейших особ». За время существования Академии звание носили более 400 человек. В реформированном Уставе 1893 года звание отсутствовало, были введены звания действительного члена и члена-сотрудника. Русские художники удостаивались звания в тех случаях, когда, при замеченных Академией заслугах, формальные причины препятствовали получению звания профессора или академика; особенно важным звание общника являлось для историков искусства, деятелей художественного образования, инженеров-строителей, для которых «своих» академических званий попросту не было.


Фрагмент. Рядовой лейб-гвардии Конно-егерского полка. 1818. Гравюра Ж.С. Поля по оригиналу Л.И. Киля. Бумага, лавис, акварель, гуашь, тушь.
Лавис (фр. lavis - размывка) - разновидность гравюры на металле, основанной на технологии глубокой печати. Считается одной из манер офорта. В технике лависа художник рисует непосредственно на металлической пластине кистью, смоченной в слабом растворе кислоты, который слегка разъедает поверхность металла. Изобретателем техники лависа в 1769 году был французский живописец, рисовальщик и гравёр Жан-Батист Лепренс.


Фрагмент. Штаб-офицер лейб-гвардии Казачьего полка. 1815. Гравюра Ш.Ф.Г. Леваше по оригиналу Л.И. Киля. Бумага, лавис, акварель, гуашь.
Образцом для этого всадника на «рьяном коне» художнику, как удалось установить, послужид генерал-адъютант граф В.В. Орлов-Денисов, командир лейб-гвардии Казачьего полка, во время Второга похода во Францию безотлучно находившегося при императоре Александре I.
В декабре 1835 года Л.И. Киль произведен в генерал-майоры и определен в царскую свиту. В 1841 император назначает генерала Киля, как художника и признанного знатока русского мундира эпохи Отечественной войны 1812 года, осуществлять надзор за написанием баварским художником Петером Хессом батальных полотен, посвященных главным сражениям этой кампании. Осенью 1842 года свитский генерал по просьбе баварского художника выезжал в Мюнхен для осмотра первой из законченных картин «Сражение при Вязьме», где был оставлен по распоряжению царя.


Фрагмент. Унтер-офицер Псковского кирасирского полка. 1816. Л.И. Киль. Бумага тонированная, гуашь, акварель, итальянский карандаш, белила, лак.
В сентябре 1844 Л.И. Киль получил назначение на должность начальника над русскими художниками, скульпторами и архитекторами, посылаемыми Академией художеств в Рим. На этом посту свитский генерал находился до августа 1849 года, когда из-за революционных событий в Риме пенсионеры были отозваны в Россию. Из Италии генерал выехал в Мюнхен, где продолжал следить за ходом выполнения живописцем Хессом высочайшего заказ. Однако работа над созданием новой батальной картины затянулась. Генерал решил поменять свое местопребывание и переехал в Париж, где 11 ноября 1851 года скончался от болезни печени в возрасте 62 лет. Погребен на Монмартрском кладбище.


Фрагмент. Штаб-офицер Чугуевского уланского полка. 1816, 1819. Тонированная бумага, акварель, гуашь, лак.
Приглашаем всех в музей посетить эту прекрасную экспозицию, впервые увидеть всю военную сюиту Киля целиком в залах музея и полюбоваться красочной формой армии Победителей корсиканского чудовища.

Выставка продлится до 12 сентября 2021 года.

Адрес: Пречистенка, 12/2, станция метро «Кропоткинская».
Время работы: ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса до 17.30);
по четвергам - с 12.00 до 21.00 (касса - до 20.30).
Выходные дни: понедельник, последняя пятница месяца.
Цена билета: взрослый - 250 руб., льготный - 100 руб.
Семейный билет выходного дня (не более 4-х человек с детьми до 18 лет) - 350 руб.
Подробнее о льготах и бесплатных категориях посетителей тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Хочешь помочь проекту

ГМП, выставки, отчёт

Previous post Next post
Up