Этот год мы начали с посещений музеев, куда давно собирались, но как-то все не складывалось. И вот мы попали в Дом Любощинских-Вернадских на Зубовском бульваре, где располагается Государственный литературный музей имени В.И. Даля. А теперь, одним зимним вечером, мы оказались в центре Ночи Света, что проходила в музее
«Огни Москвы».
Сам музей располагается в старинных палатах XVII века, принадлежавших стольнику царей Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича - И. И. Протопопову. Основная экспозиция располагается в нижнем подклетном этаже. И здесь гости музея попадают в сказку света, которая ведет их по страницам истории нашего города, от освещения с помощью факелов и лучин к электрическим фонарям.
Мы как-то никогда не задумывались, какой свет дает лучина и сколько она горит. А ведь это всего лишь 2-3 минуты. И становится понятно, почему замена лучин - это наказание для провинившегося ребенка. Представьте, стоять не имея возможности ни присесть, ни отойти и раз в пару минут заменять лучину. Да и заготовка лучин тоже труд немалый. Ведь на вечер нужно было порядка 300 лучин. А уж как при этом освещении можно было работать вообще страшно представить.
Лучина
Первое уличное освещение в Москве появилось ко дню коронации Анны Иоановны в 1730 году. Этому событию предшествовал Указ Сената «О сделании для освещения в зимнее время в Москве стеклянных фонарей». В нем говорилось: «На Москве в Кремле, в Китае, в Белом и в Земляном городах и в Немецкой слободе по большим улицам для зимних ночей сделать из полицмейстерской канцелярии и поставить на столбах фонари стеклянные, один от другого на 10 сажен, в которых вместо свеч зажигать масло конопляное с фитилем в какие ночи, когда о том в полицию приказ от Двора Ее Императорского Величества будет».
Ножницы для снятия нагара со свечей.
В качестве топлива для фонарей использовалось хорошее конопляное масло, которое стало подспорьем в деле питания фонарщиков. Ведь такое масло можно не только в фонарь, но и в кашу. Кроме уличных фонарей в дни торжеств на башнях Кремля расставляли маленькие фонарики навроде лампадок -шкалики. Они давали праздничное освещение города выделяя его монументальные постройки. На освещение одной башни Московского Кремля требовалось около 3 тысяч таких фонариков. А знаменитая Сухаревская башня украшалась с помощью 27 тысяч шкаликов. Представляете, какое это было зрелище?
Шкалики.
Рассказ об освещении улиц идет в полутемном помещении подклета, где демонстрируются исторические огни Москвы. То лучина, то шкалик выдернет вас из тьмы и своим светом укажет дорогу к новому этапу освещения города. А особенно радует то, что многое можно потрогать. То вам дадут лучину, то кусок слюды, которая заменяла стекло в те далекие времена. А уж знаменитое огниво точно произведет впечатление на детей. Детям, на наш взгляд, будет вообще очень интересно и весело в этом музее.
Номер дома
Сезон фонарного освещения в городе длился с 1 сентября по 1 мая, причем в каждом месяце было всего 18 «светлых» ночей - в остальные фонарь заменяла луна.
«От Яковлева я вышел около часа ночи и зашлепал в своих высоких сапогах по грязи средней аллеи Цветного бульвара, по привычке сжимая в правом кармане неразлучный кастет - подарок Андреева-Бурлака. Впрочем, эта предосторожность была излишней: ни одной живой души, когда
Осенний мелкий дождичек
Сеет, сеет сквозь туман.
Ночь была непроглядная. Нигде ни одного фонаря, так как по думскому календарю в те ночи, когда должна светить луна, уличного освещения не полагалось, а эта ночь по календарю считалась лунной. А тут еще вдобавок туман. Он клубился над кустами, висел на деревьях, казавшихся от этого серыми призраками.»
Гиляровский. Ночь на Цветном бульваре.
А тем времен масляное освещение начинает заменяться на керосиновое. Разработка Бакинских нефтепромыслов позволила удешевить керосин, а уж изобретатели постарались его использовать в новых лампах. В 1862 году на московских улицах зажглись керосиновые фонари. Первым подрядчиком, взявшимся осветить московские улицы керосином, стал французский предприниматель Буаталь. В 1865 году его фирма установила в городе 9 тысяч фонарей.
Лампы на ацителене.
Первые исторические упоминания об использовании керосина в освещении относятся к 1846 году, когда Абрахам Гестнер предложил использовать продукт перегонки угля для осветительных целей и указал на достоинства нового топлива: яркость и чистоту.
Считается, что первые керосиновые лампы появились в 1853 году. В этом году австрийские аптекари Игнатий Лукасевич и Ян Зех во Львове начали использовать керосин в доработанной масляной лампе. В том же году свою конструкцию керосиновой лампы с плоским фитилем предложил Рудольф Дитмар из Вены.
А в 1860-х годах английская фирма «Букье и Голдсмит» приобрела концессию на установку в Москве уличных газовых фонарей. В Сусальном переулке фирма выстроила завод для подачи светильного газа. Этот завод сохранился и сейчас, правда уже как бизнес-центр.
Но уже совсем скоро на историческую сцену освещения городов выходит электричество. А вскоре появляется и знаменитая свеча Яблочкова. Впервые свеча Яблочкова была продемонстрирована на выставке учебных пособий в Лондоне в 1876 году, в 1877 - применена Париже на avenue de l’Opéra, а окончательно изобретение признано на первой Международной электротехнической выставке в Париже в 1881 году.
Свеча Яблочкова состоит из двух угольных блоков, примерно 6 × 12 мм в сечении, разделённых инертным материалом из гипса или каолина. На верхнем конце закреплена перемычка из тонкой проволоки или угольной пасты. Конструкция собрана и закреплена вертикально на изолированном основании.
Но и свеча Яблочкова ненадолго захватила улицы городов. Уже в дверь стучалась привычная нам лампа накаливания. 23 июля 1874 года русский изобретатель Александр Николаевич Лодыгин получил патент на своё изобретение - первую лампочку накаливания. Академия наук по достоинству оценила это изобретение и присудила автору Ломоносовскую премию в размере 1000 рублей. Для продвижения новинки была создана компания «Русское товарищество электрического освещения Лодыгин и Кº». Но увы, компания вскоре обанкротилась, не хватило денег даже на американский патент, который в результате был утерян за гроши. Лодыгин был вынужден эмигрировать во Францию и США. Для него это стало плодотворным временем: он участвовал во Всемирной выставке в Париже, создавал новые лампы накаливания, изобретал электропечи и автомобили, строил заводы и метрополитен. В США он получил патент на лампы с нитями из тугоплавких металлов, но в результате продал это изобретение в 1906 году компании «Дженерал электрик».
Лампы Эдиссона.
Лампа накаливания мощностью 5000W. СССР.
Электрическое освещение Москвы набирало обороты, но все остановилось во время Революции и Гражданской войны. Город практически потерял все свое уличное освещение. Но ударные темпы строительства первых пятилеток и планы ГОЭЛРО положительно сказались на нашем городе. И вот уже в 1932 году последний газовый фонарь в Москве вышел на пенсию. А в 1941 году было создано централизованное управление освещением нашего города, что очень помогло в тяжелые годы войны. Когда по освещение города могло отключаться практически за несколько минут.
Пульт центрального управления городским освещением.
Стекло кремлевской звезды.
А история городского освещения продолжается и в музее вы узнаете о газоразрядных лапмах и других источниках света. В завершении нашей экскурсии нам предложили создать самим свою лампу. Этот нехитрый электрический опыт и правда вызывает восхищение, когда видишь как из подручных средств создается рабочая лампа.
Послевоенные фонари городского освещения
Свет натриевой газоразрядной лампы. Без фильтров.
Свет ртутной газоразрядной лампы. Без фильтров.
Давно мы настолько не погружались в мир, который создает музей, предлагая путешествие по этому необычному пространству истории, света и электричества. Всем кто вдруг как и мы не находил время посетить эту площадку мы с удовольствием рекомендуем зайти в этот особняк XVII века. Особенно когда музеи снова ждут своих гостей, чтобы повести их за собой в мир культуры и искусства. Прочь от невежества, вперед в музей!
Адрес: Армянский переулок, дом 3-5 строение 1. Ст. метро Китай-город, Лубянка. карта
здесь.
Время работы: Воскресенье-среда 10:00 - 18:00
Четверг 10:00-20:00
Пятница 10:00-22:00
Суббота 10:00-20:00
Цена билета: 250 руб., льготный - 150 руб. Подробнее
здесь. Поддержи авторов - Добавь в друзья!