В Государственном Историческом музее проходит выставка
"Фаберже и придворные ювелиры", посвященная российскому ювелирному искусству второй половины ХIХ - начала ХХ века, известному во всем мире красотой и изяществом. Выставка насчитывает около 300 экспонатов эпохи русского ренессанса, включая предметы из полковых музеев, которые будут показаны впервые.
Ларец. Фирма П.А. Овчинникова. Москва, 1894 г.
Ларец преподнесен великой княгине Ксении Александровне и великому князю Александру Михайловичу по случаю венчания 25 июня 1894 г. жителями Москвы.
Имя Карла Фаберже, гения ювелирного дела, известно всему миру, с ним связан один из наиболее ярких периодов в культурной истории Российской империи, основатель знаменитой династии Густав Фаберже начал свою карьеру в Санкт-Петербурге в 1840-х гг. Дарования великого мастера нашли благодатную почву в России. Его дело успешно продолжил сын Карл. В тот период в стране уже существовала ювелирная школа со своей историей и традициями, ее представляла целая плеяда талантливых мастеров, некоторые из них начали активно сотрудничать с домом «Фаберже».
Поддон. Фирма П. Овчинникова. Москва. 1883 г. Серебро, эмаль4 литье, скань, золочение.
Вторая половина XIX - начало XX века - время возвращения культурной памяти нации и рассвета искусства России. Неожиданные декоративные решения и новые стилевые направления, отличающие драгоценные изделия этого периода, -результат совместной работы исследователей, реставраторов, ведущих художников, архитекторов, скульпторов и владельцев ювелирных фирм. Это время переоценки ценностей, в результате которой возник стиль национальной романтики, сочетающий в себе многовековые традиции и свободу стиля модерн.
Фрагмент. Кружка. Мастерская Ф.А. Верховцева.
Санкт-Петербург, 1854 г. Серебро; литье, чеканка, гравировка, золочение.
При подготовке выставки ее организаторы руководствовались главным постулатом идеологии «официальной народности», сформулированным графом С.С. Уваровым в 1833 г. в триаде «православие, самодержавие, народность». Темы православной веры, государственной власти и народа нашли отражение в произведениях золотого и серебряного дела, представленных в трех разделах экспозиции - декоративно-прикладное искусство новой и старой столиц, церковное искусство, серебро русской армии.
Фрагмент. Ваза. Фирма «Nichols&Plinke».
Санкт-Петербург. 1867 г. Серебро; литье, чеканка, гравировка.
Особой сферой приложения навыков, мастерства, художественного таланта и творческой фантазии ювелиров второй половины XIX - начала XX в. стали заказы офицеров императорской армии. Календарь, насыщенный разнообразными памятными датами, викториальными днями и ежегодными полковыми праздниками, а так же многочисленные традиции российской армии, предусматривали регулярные полковые обеды, чествование уходящих в отставку сослуживцев и прочие торжества, давали немало поводов для поднесения дорогих подарков.
Чарка. Мастерская Э.И. Кортмана.
Санкт-Петербург. 1904-1905 гг. Серебро, эмаль; литье, гравировка, золочение.
Внутри гравирована надпись: Князю Николаю Николаевичу Одоевскому-Маслову от сослуживцев по 1-ой Гвардейской Кавалерийской Дивизии.
Н.Н. Одоевский-Маслов генерал от кавалерии, генерал-адъютант, в 1896-1901 гг командовал лейб-гвардии Конным полком, затем - кавалерийской дивизией.
Мастерам золотого и серебряного дела, работавшим над ними, несомненно, приходилось учитывать специфику пожеланий заказчиков, для которых немалое значение имело наличие атрибутов и полковой символики. В формах и орнаментации «полкового серебра» часто использовались штыки, ядра, барабаны, знамёна, погоны, детали, имитирующие золотное шитье на мундирах..
Сосуд в виде горящей гранаты. Мастерская Е.Т. Самошина. Москва, 1911 г.
Серебро; литье, чеканка, гравировка, золочение.
Дар полковника Константина Константиновича фон Колена 4-му гренадерскому генерал-фельдмаршала князя Барклая-де-Толли полку,
которым он командовал в 1907-1911 гг.
Сосуд в форме артиллерийского трехдюймового снаряда.
Фирма И.П. Хлебникова. Москва, 1907 г. Серебро; резьба, золочение.
Подарок 4-й конной батарее по случаю столетнего юбилея подразделения от 3-й конной батарее.
Широкое распространение в декоре получили вензели и монограммы. Так, на изделиях, имеющих отношение к лейб-гвардии Преображенскому полк, часто можно увидеть вензельное имя Петра I - две буквы P (лат. Peter Primus) т римская цифра I. Предметы, связанные с историей гренадерских полков, часто украшали изображением ручной фитильной гранаты.
Кружка. Фирма П.А. Овчинникова. Москва, 1877 г.
Серебро; литье, чеканка, гравировка, золочение.
Многочисленные памятные дары со временем становились частью собраний полковых музеев. Наряду с другими полковыми реликвиями, наградами и трофеями они демонстрировались почетным гостям, офицерам и нижним чинам.
Стакан. Фирма А.М. Постникова. Москва, 1899-1908 гг.
Серебро; литье, чеканка, езьба, золочение.
На тулове гравированы две надписи: Защитнику родины от Московского купеческого Общества и В.А. Сельский.
Вячеслав Александрович Сельский - участник Русско-японской войны 1904-1905 гг.
Русское церковное искусство второй половины XIX - начала XX века формировалось в русле созвучных эпохе устремлённости к возрождению национального самосознания и духовно-нравственных ценностей.
Крест предносной. Торгово-промышленное товарищество «П.И. Оловянишникова сыновья»; мастер В. Осетров. Москва. 1908-1917.
Серебро, дерево, изумруды, аметисты; чеканка, золочение, живопись на металле.
Выдающиеся ювелиры Москвы и Петербурга, благодаря своим талантам и умениям, знаниям и эстетическому вкусу, совершенствовали технику исполнения, тонко передавали сакральное значение предметов.
На экспозиции представлены работы выдающихся мастеров, таких как И. Сазиков, И. Чичелев, П. Овчинников, И. Хлебников, владельцев фирмы Болиных, Ф. Рюкерт, братьев Грачевых и многих других. Именно они заслужили мировое признание на всемирных и всероссийских выставках, были удостоены самых высоких наград.
Фрагмент. Блюдо, поднесенное императору Николаю II и императрице Александре Федоровне. Фирма И.П. Хлебникова. Москва. 1913 г.
Серебро, дерево, аметист, халцедон, эмаль; литье, чеканка, гравировка, золочение.
В 1913 году блюдо было поднесено императорской чете нижегородским дворянством в честь 300-летия царствования дома Романовых.
Приходите на выставку. Музей ждет своих гостей, чтобы рассказать о своих сокровищах и русском ювелирном искусстве на переломе эпох.
Выставка продлится до 30 апреля 2020 года.
Выставка проходит новом выставочном зале.
Адрес: Красная пл., д. 1. Проезд до ст. метро Площадь Революции, Театральная, Охотный ряд.
Режим работы: Понедельник - воскресенье с 10:00 до 18:00
Пятница и суббота с 10:00 до 21:00
Первый вторник месяца - санитарный день
Цена билета: 300 рублей. Есть льготы. Подробности
тут.
Поддержи авторов - Добавь в друзья!Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.