Выставка «Аристократический портрет в России XVIII - начала XX века» - отчёт. Часть 5.

Mar 06, 2019 18:32

Мы вновь возвращаемся в залы Исторического музея, чтобы пройтись по выставке «Аристократический портрет» и насладится работой мастеров XVIII и XIX веков.


Боровиковский Владимир Лукич. Портрет Екатерины Александровны Чичериной.
Российская империя. 1808. Холст, масло.

Справа на фоне подпись: Писалъ В.Боровиковскiй. 1808 года.Портрет был куплен в 1924 году у Е.А. Червонной.



Неизвестный художник XIX века. Портрет графини Екатерины Алексеевны Разумовской.
Российская империя. 1810-е. Холст, масло.
Портрет поступил в Исторический музей в 1930-е «из старых поступлений».
Екатерина Алексеевна изображена с фрейлинским шифром вдовствующей императрицы Марии Федоровны и императрицы Елизаветы Алексеевны, супруги императора Александра I.



Неизвестный художник XIX века. Фрагмент. Фрейлинский шифр. Портрет графини Екатерины Алексеевны Разумовской.
Российская империя. 1810-е. Холст, масло.
Фрейлинский шифр - при российском императорском дворе золотой, усыпанный бриллиантами знак отличия, который носили придворные дамы в должности фрейлин. Представлял собой брошь в виде одного инициала (монограммы) императрицы; или же двух сплетенных инициалов императрицы и её свекрови - вдовствующей императрицы (такой знак назывался «двойной»). Фрейлины великих княгинь и княжон также имели свои вензеля. Композиция увенчивалась стилизованной императорской короной. Их носили на банте цвета Андреевской голубой ленты, прикрепляя к платью на левой стороне корсажа.


Неизвестный художник XIX века. Фрагмент. Фрейлинский шифр. Портрет графини Екатерины Алексеевны Разумовской.
Российская империя. 1810-е. Холст, масло.



Тропинин Василий Андреевич. Портрет Ивана Васильевича Тутолмина.
Российская империя, Москва. 1830-е. Холст, масло.
Поступил в 1929 году из Государственной Третьяковской галереи, ранее находился в собрании графа В.Н. Панина в усадьбе Марфино Московской губернии.

Иван Васильевич Тутолмин происходит из старинного дворянского рода. Состоя почётным опекуном Петербургского Опекунского совета, пользовался особым доверием вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны и в 1806 году был назначен управляющим Мариинской больницей. В связи с преклонным возрастом просил увольнения от службы, но на Пасху 9 апреля 1832 года получил орден Андрея Первозванного при рескрипте, в котором было сказано, что, «ценя в полной мере заслуги» Тутолмина, Государь просит его «не оставлять полезной Отечеству службы». С 1834 года и до конца жизни Тутолмин являлся членом Государственного совета «в департаментах не присутствующим».


Тропинин Василий Андреевич. Фрагмент. Портрет Ивана Васильевича Тутолмина.
Российская империя, Москва. 1830-е. Холст, масло.



Тропинин Василий Андреевич. Фрагмент. Портрет Ивана Васильевича Тутолмина.
Российская империя, Москва. 1830-е. Холст, масло.



Тропинин Василий Андреевич. Фрагмент. Портрет Ивана Васильевича Тутолмина.
Российская империя, Москва. 1830-е. Холст, масло.



Тропинин Василий Андреевич. Фрагмент. Портрет Ивана Васильевича Тутолмина.
Российская империя, Москва. 1830-е. Холст, масло.



Тропинин Василий Андреевич. Фрагмент. Портрет Ивана Васильевича Тутолмина.
Российская империя, Москва. 1830-е. Холст, масло.



Тропинин Василий Андреевич. Фрагмент. Портрет Ивана Васильевича Тутолмина.
Российская империя, Москва. 1830-е. Холст, масло.



Тропинин Василий Андреевич. Фрагмент. Портрет Ивана Васильевича Тутолмина.
Российская империя, Москва. 1830-е. Холст, масло.



Тропинин Василий Андреевич. Портрет Алексей Васильевича Васильчикова.
Российская империя, Москва. 1850-е. Холст, масло.
Портрет поступил в 1923 году из I Пролетарского музея Городского района Москвы, ранее находился в собрании Московского публичного и Румянцевского музеев, до этого - в собрании Васильчиковых.


Тропинин Василий Андреевич. Фрагмент. Портрет Алексей Васильевича Васильчикова.
Российская империя, Москва. 1850-е. Холст, масло.

Алексей Васильевич Васильчиков Карьеру начинал камер-юнкером по дипломатическому ведомству (под начальством своего дяди графа Андрея Разумовского) при посольстве в Вене. Потом состоял при императорском дворе в чинах действительного камергера и шталмейстера. Разбогател и выдвинулся уже в зрелом возрасте, получив значительную часть наследства братьев своих родителей - Александра Васильчикова (одного из фаворитов Екатерины II) и графа Алексея Кирилловича Разумовского (министра народного просвещения).


Тропинин Василий Андреевич. Фрагмент. Портрет Алексей Васильевича Васильчикова.
Российская империя, Москва. 1850-е. Холст, масло.
Наибольший карьерный успех сопутствовал Васильчикову при управлении богоугодными заведениями (Мариинское ведомство). Он руководил Вдовьим домом, Санкт-Петербургским и Гатчинским воспитательными домами, Мариинской больницей, Деревенской экспедицией, Мариинским сиротским отделением при соборе всех учебных заведений, а также участвовал в Попечительном совете заведений общественного призрения. В 1833 г. пробил в цензурном комитете разрешение на издание первого в России «Педагогического журнала».



Каневский Ян Ксаверий. Портрет Алексея Сергеевича Уварова.
Российская империя, Москва. 1843. Холст, масло.На перилах подпись: J.X. Konievski pinx. 1843.

Портрет поступил в 1931, до 1917 находился в собрании графов Уваровых, а в 1881 - в Большой столовой в имении Уваровых Поречье Можайского уезда Московской губернии. Изображён на фоне усадьбы Поречье в мундире студента Санкт-Петербургского императорского университета.

Граф Алексей Сергеевич Уваров ) - русский археолог, член-корреспондент (1856), почётный член (1857) Петербургской Академии наук. Один из основателей Московского археологического общества, Исторического музея в Москве, инициатор археологических съездов. Сын министра народного просвещения Сергея Семёновича Уварова. В 1845 году, пройдя курс обучения в Санкт-Петербургском университете, закончил своё образование в Берлине и Гейдельберге. В 1857 году учредил Уваровские премии при Академии наук, названные в честь его отца. В это же время Уваров был избран руководителем отдела русской и славянской археологии.


Робертсон Кристина. Портрет Владимира Петровича Давыдова.
Российская империя, 1840. Холст, мало.
На колонне подпись: Christina Roberson pinx 1840.

Портрет поступил в 1927 году из Государственного музейного фонда, до 1925 находился в музее имения графов Орловых Отрада Серпуховского уезда Московской губернии, до 1917 принадлежал семье Орловых-Давыдовых.


Тропинин Василий Андреевич. Портрет графа Никиты Петровича Панина.
Российская империя, Москва. 1830-е. Холст ,масло.
Портрет поступил в 1929 из Государственной Третьяковской галереи, ранее находился в собрании графа В.Н. Панина в усадьбе Марфино Московской губернии.


Тропинин Василий Андреевич. Фрагмент. Портрет графа Никиты Петровича Панина.
Российская империя, Москва. 1830-е. Холст ,масло.
Граф Никита Петрович Панин - русский дипломат из рода Паниных. Благодаря знатному происхождению и связям в 24 года был генералом, в 25 - губернатором и в 29 - вице-канцлером. В 31-летнем возрасте попал под запрет появляться в Москве и Петербурге. Последующие 35 лет жизни провёл в опальном положении в имении Дугино Сычёвского уезда Смоленской губернии



Тропинин Василий Андреевич. Фрагмент. Портрет графа Никиты Петровича Панина.
Российская империя, Москва. 1830-е. Холст ,масло.
По вступлении на престол Павел I призвал к себе Панина и дал ему звание генерал-майора. Не любя военную службу, тот перешёл на дипломатическое поприще, вступив в члены Коллегии иностранных дел. Став в начале 1800 года уже действительным тайным советником, начал интриговать с английским посланником за отречение императора от престола в пользу сына Александра Павловича. В марте 1801 года император Павел пал жертвой заговора, задуманного Паниным, но в исполнение приведённого без его участия.


Гебенс Адольф Иванович. Портрет светлейшего князя Льва Александровича Чернышева.
Российская империя, Санкт-Петербург. 1851. Холст, масло.
Справа внизу подпись: Jebens 1851.
Портрет поступил в 1920-е из Государственного музейного фонда.
А вот по этой ссылке можно посмотреть фотографии до реставрации поведённой ГосНИИРом.



Гебенс Адольф Иванович. Фрагмент. Портрет светлейшего князя Льва Александровича Чернышева.
Российская империя, Санкт-Петербург. 1851. Холст, масло.



Гебенс Адольф Иванович. Фрагмент. Портрет светлейшего князя Льва Александровича Чернышева.
Российская империя, Санкт-Петербург. 1851. Холст, масло.


Рисс Франц Николаевич. Портрет князя Дмитрия Владимировича Голицына.
Российская империя, Москва. 1835. Холст, масло.
Внизу слева подпись: F. Riss 1835.

Портрет поступил в 1928 году из Государственного музейного фонда, ранее находился в имении князей Голицыных Большие Вяземы Звенигородского уезда Московской губернии. Изображен в мантии кавалера ордена Святого Андрея Первозванного.


Рисс Франц Николаевич. Фрагмент. Портрет князя Дмитрия Владимировича Голицына.
Российская империя, Москва. 1835. Холст, масло.
Светлейший князь Дмитрий Владимирович Голицын - военный деятель Наполеоновских войн (генерал от кавалерии), который в течение четверти века осуществлял управление Москвой. Участвовал в походе 1805 года. Командовал авангардом корпуса Буксгевдена в сражении при Голымине. Отбив атаки превосходящих сил маршалов Мюрата и Ожеро, ему удалось уйти от преследования. 21 января 1807 года был удостоен ордена Святого Георгия 3-го кл.


Рисс Франц Николаевич. Фрагмент. Портрет князя Дмитрия Владимировича Голицына.
Российская империя, Москва. 1835. Холст, масло.
В сражении при Прейсиш-Эйлау командовал всей кавалерией русской армии. Зарекомендовал себя блестящим кавалерийским начальником, проявив выдающуюся отвагу в сражениях при Гутштадте, Гейльсберге и Фридланде. При отступлении русских войск к Тильзиту ему было поручено командование арьергардом армии.В феврале 1809 года, после того как руководство операцией по переходу по льду Ботнического залива было поручено М. Б. Барклаю-де-Толли, Голицын демонстративно подал в отставку и 8 апреля был уволен от службы.


Рисс Франц Николаевич. Фрагмент. Портрет князя Дмитрия Владимировича Голицына.
Российская империя, Москва. 1835. Холст, масло.
Голицын смог вернуться в армию только в августе 1812 года, после назначения М. И. Кутузова главнокомандующим. Назначен командиром кирасирского корпуса (1-я и 2-я кирасирские дивизии). Участвовал в сражении при Шевардино. Отличился в Бородинском сражении, где стойко отбивал атаки на Семёновские флеши и батарею Раевского. После оставления Москвы Голицыну поручено командование одной из двух колонн отступавшей к Тарутино армии.


Рисс Франц Николаевич. Фрагмент. Портрет князя Дмитрия Владимировича Голицына.
Российская империя, Москва. 1835. Холст, масло.
6 октября на реке Чернише остановил войска Мюрата, пытавшиеся прорваться на Калужскую дорогу. Сыграл одну из главных ролей в победе под Красным, где взял 7 тысяч пленных и 35 орудий. Во время Заграничного похода 1813-1814 годов командовал кавалерийским резервным корпусом, с которым участвовал в сражениях при Лютцене, Бауцене, Дрездене, Кульме, Лейпциге, Бриене, Фер-Шампенуазе, взятии Парижа. 2 апреля 1814 года пожалован в генералы от кавалерии. 6 января 1820 года Александр I назначил Голицына московским военным генерал-губернатором. 31 октября 1821 года - членом Государственного совета.


Рисс Франц Николаевич. Фрагмент. Портрет князя Дмитрия Владимировича Голицына.
Российская империя, Москва. 1835. Холст, масло.
Согласно «Русским портретам», князь Дмитрий Голицын был видный мужчина, высокий ростом, с величественной осанкой, имел правильные черты и хороший цвет лица. Проведя свою первую молодость в чужих краях, он хорошо знал иностранные языки и очень плохо русский, так что когда сделался московским генерал-губернатором и ему приходилось говорить где-нибудь речь, он сам писал её на французском языке, потом отдавал для перевода на русский и почти затверживал, чтобы суметь прочитать по бумажке.


Рисс Франц Николаевич. Фрагмент. Портрет князя Дмитрия Владимировича Голицына.
Российская империя, Москва. 1835. Холст, масло.



Рисс Франц Николаевич. Фрагмент. Портрет князя Дмитрия Владимировича Голицына.
Российская империя, Москва. 1835. Холст, масло.



Рисс Франц Николаевич. Портрет Светлейшей княгини Татьяны Васильевны Голицыной.
Российская империя, Москва. 1835. Холст, масло.
Внизу слева подпись: F. Riss 1835.

Портрет поступил в 1928 году из Государственного музейного фонда, ранее находился в имении князей Голицыных Большие Вяземы Звенигородского уезда Московской губернии.


Рисс Франц Николаевич. Фрагмент. Портрет Светлейшей княгини Татьяны Васильевны Голицыной.
Российская империя, Москва. 1835. Холст, масло.
Светлейшая княгиня Татьяна Васильевна Голицына (урождённая Васильчикова) - жена московского генерал-губернатора Д. В. Голицына, благотворительница, статс-дама (1826), кавалерственная дама ордена Святой Екатерины 2 степени.


Рисс Франц Николаевич. Фрагмент. Портрет Светлейшей княгини Татьяны Васильевны Голицыной.
Российская империя, Москва. 1835. Холст, масло.
6 февраля 1800 года Татьяна Васильевна обвенчалась с князем Дмитрием Голицыным, сыном князя Владимира Борисовича и Натальи Петровны, урождённой Чернышёвой. Но княгиня Голицына, известная в свете как «Princesse Moustache» («Усатая княгиня»), неохотно приняла этот союз, считая Васильчиковых недостаточно знатными. По мнению современников, Татьяна Васильевна «много терпела от своей самонравной и надменной свекрови». По отзыву Е. П. Яньковой Татьяна Васильевна:
«… И смолоду не была красавицей, но трудно себе представить лицо более приятное и приветливое. Она была небольшого роста, худощавая и довольно слабого здоровья. Князь, напротив того, был видный мужчина, довольно высокий ростом, с величественной осанкой, имел прекрасные черты лица и прекрасный цвет, и с первого взгляда можно было узнать в нём приветливого, доброжелательного вельможу».



Рисс Франц Николаевич. Фрагмент. Портрет Светлейшей княгини Татьяны Васильевны Голицыной.
Российская империя, Москва. 1835. Холст, масло.
Графиня Дарья Фёдоровна Фикельмон в 1830 году писала о Татьяне Васильевне в своём дневнике:
«Княгиня Голицына относится к тем женщинам, которых я могла бы полюбить. У неё чарующая прелесть во взоре, улыбке, словах. Она уже не молода, не очень красива, но весьма интересна.»


Рисс Франц Николаевич. Фрагмент. Портрет Светлейшей княгини Татьяны Васильевны Голицыной.
Российская империя, Москва. 1835. Холст, масло.
Скончалась светлейшая княгиня Татьяна Васильевна Голицына 28 января 1841 года была погребена в церкви Архангела Михаила в Донском монастыре. Московское дворянство, желая почтить её память, отменило бал и закрыло временно Дворянское Собрание, как бывало в официальных траурах, чего ещё не делали для частных лиц. В память о княгине Голицыной была открыта первая в Москве детская больница (в Доме Неклюдовой на Малой Бронной).


Рисс Франц Николаевич. Фрагмент. Портрет Светлейшей княгини Татьяны Васильевны Голицыной.
Российская империя, Москва. 1835. Холст, масло.
Изображена с орденом Святой Екатерины II степени и жалованным наградным браслетом с миниатюрным портретом императрицы Марии Федоровны, обрамленным бриллиантами.


Рисс Франц Николаевич. Фрагмент. Портрет Светлейшей княгини Татьяны Васильевны Голицыной.
Российская империя, Москва. 1835. Холст, масло.



Рисс Франц Николаевич. Фрагмент. Портрет Светлейшей княгини Татьяны Васильевны Голицыной.
Российская империя, Москва. 1835. Холст, масло.



Рисс Франц Николаевич. Фрагмент. Портрет Светлейшей княгини Татьяны Васильевны Голицыной.
Российская империя, Москва. 1835. Холст, масло.



Рисс Франц Николаевич. Фрагмент. Портрет Светлейшей княгини Татьяны Васильевны Голицыной.
Российская империя, Москва. 1835. Холст, масло.
Мы вас в очередной раз призываем посетить эту прекрасную выставку, проходящую в Историческом музее. Ведь фотографии не заменят вам общение с оригиналами.

Выставка продлится до 20 мая 2019 года.

Адрес: Площадь революции, д. 2/3. Выставочный комплекс Исторического музея (здание музея Отечественной войны 1812 г).
Режим работы: Понедельник - воскресенье с 10:00 до 18:00
Пятница и суббота с 10:00 до 21:00
Вторник - выходной.
Цена билета: 300 рублей. Есть льготы. Подробности тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

выставки, отчёт, ГИМ

Previous post Next post
Up