В прошлый раз, когда мы были в Калининграде мы посещали
Музей Мирового океана и, наверное, главный его экспонат - пароход «Витязь». Именно со спасения этого удивительного корабля и началась история прекрасного калининградского музея.
НИС "Витязь".
Судно было построено на верфи «Шихау-Зеебек» в Бремерхафене по заказу судоходно компании «Нептун» . 1 апреля 1939 года оно получило свое первое название - «Марс». Оно предназначалось для перевозки фруктов из Южных стран.
«Это было необычайно красивое судно. Окрашенное в кремовый цвет, изящной формы, с прекрасными стройными линиями, оно больше походило на яхту. Для того времени корабль был новинкой судостроения, особенно надежным считался, сделанный на заводе Мейера штевень буг [нос корабля], который обеспечивал стабильность хода. «Марс» принадлежал к категории высокого класса. Грузовое судно предназначалось для 38 членов экипажа и 12 пассажиров. Не верилось, что находишься на борту судна. Прекрасные обитые деревом каюты, подвесные лестницы, панели из красного дерева и богато украшенные потолки».
"Марс" незадолго до спуска на воду. 1939. Фото из альбома "Витязь. Страницы истории"
В годы Второй мировой войны судно перевозило скандинавскую целлюлозу, а потом стало госпиталем на 600 мест. В последние месяцы войны корабль участвовал в вывозе беженцев из Кёнигсберга. С января 1945 года «Марс» вывез более 20 тысяч беженцев. В последний рейс он вышел из Пиллау в ночь на 13 апреля, когда Кёнигсберг уже пал.
"Марс" в камуфляжной окраске. 1940-е гг. Фото из альбома "Витязь. Страницы истории"
«Судно было совершенно перегружено. Я сидела на своем рюкзаке, а маме досталась брезентовая койка - последняя в переполненной каюте. Пассажиры сидели в страхе, так как все знали о гибели «Вильгельма Густлова» и других судов с беженцами. Однако 15 апреля, сияющим воскресным утром, «Марс» вошел в гавань Копенгагена. Мы были спасены!»
Воспоминания Кристел Петерсон.
"Марс" на стапеле. 1939 г. Фото из альбома "Витязь. Страницы истории"
После окончания войны «Марс» был передан по репарации Британии и получил новое имя «Вперед, империя» («Empire forth»). После раздела торгового флота между союзниками осенью 1945 года в английские порты прибыла группа советских экспертов во главе с Н.В. Новиковым для приемки судов. И 7 февраля 1946 года в порту Ливерпуля состоялась передача судна советской стороне. Корабль получил свое третье имя - «Экватор» и 22 марта 1946 года отправился с грузом шерсти в Таллин.
НИС "Витязь".
Летом 1946 года после ремонта в Штеттине корабль был вновь переименован и стал носить имя прославленного адмирала Макарова. А уже осенью великолепное судно присмотрел себе Институт океанологии, которому потребовалось надежный океанский корабль для научных экспедиций. Выбор пал на «Марс».
НИС "Витязь".
«Когда мы подъезжали к бухте, где стоял трофейный флот, мы увидели с пригорка этот корабль и сразу указали на него. Это был «Марс»».
Воспоминания В.Г. Богорова.
НИС "Витязь".
Переоборудование судна было проведено в 1947-1948 годах в немецком Висмаре. В результате реконструкции судно могло принять 66 человек экипажа и 70 научных сотрудников в 14 лабораториях. Автономность плавания увеличилась до 120 суток. Так же корабль получил уникальный якорь, его рабочие глубины для постановки составили 11 тысяч метров. В 1957 году капитан «Витязя» И.В. Сергеев послал с борта телеграмму: «Стою на якоре. Глубина - 9600 метров". Этот рекорд по глубине не побит и сейчас.
Вьюшка глубоководной траловой лебедки. 1955 г. Фото из альбома "Витязь. Страницы истории"
По инициативе В.Г. Боговрова судно обрело имя «Витязь», а эскиз шрифта для названия собственноручно выполнил министр морского флота, известный полярник П.П. Ширшов.
НИС "Витязь". Худ. Е.В. Войшвилло, Б.М. Стародубцев. 1986 г.
Имя «Витязь» корабль получил не случайно. Первый в череде славной династии «Витязей» был парусно-винтовой корвет, спущенный на воду в 1862 году. Он вошёл в историю как судно на котором в 1870-1871 годах русский этнограф и антрополог Николай Николаевич Миклухо-Маклай совершил плавание от берегов России до острова Новой Гвинеи, где он занимался изучением жизни и культуры папуасов. Так же во время этой экспедиции на борту проводились гидрометеорологические наблюдения, а так же глубоководные измерения температуры воды. Таким образом первый «Витязь» можно причислить к старейшим океанографическим судам России.
Корвет "Витязь" I. Худ. Е.В. Войшвилло, Б.М. Стародубцев. 1986 г.
Следующий «Витязь» был спущен на воду в 1884 году - это был парусно-винтовой корвет. На нем в 1886 - 1889 году проводил океанографические исследования будущий вице-адмирал Степан Осипович Макаров. Научные заслуги этого флотоводца и его корабля были отмечены тем, что имя «Витязь» («Vitiaz») было высечено на фронтоне Океанографического музея в Монако, среди 16 морских судов, внесших наиболее крупный вклад в дело изучения Мирового океана. Жак-Ив Кусто сожалел, что не может внести и имя бывшего «Марса» в этот перечень великих исследовательских судов, так как оно уже там присутствует.
Корвет "Витязь" II. Худ. Е.В. Войшвилло, Б.М. Стародубцев. 1986 г.
Присущее «Марсу» изящество интерьеров не только было сохранено при перестройке, но и было воспроизведено во вновь созданных помещениях. Впоследствии у многих попадавших на это судно, создавалось впечатления нахождения в уютной атмосфере солидного академического института, а не на борту корабля. Участник нескольких рейсов геолог академик Александр Петрович Лисицын вспоминал: «После войны прошло всего три года, страна еще в разрухе, карточная система, а тут такое великолепие».
Трап в вестибюле верхней палубы. Фото из альбома "Витязь. Страницы истории"
Рассказывают, что П.П. Широшов в период реконструкции корабля, ходил на работу с чистым комплектом белья: «Если вызовет Сталин и потребует ответить, зачем строится такое судно, то ответить будет сложно». Так ли это было на самом деле сейчас уже не известно, но беспрецедентность реконструкции не вызывает сомнений.
Трап в холле салона команды. Фото из альбома "Витязь. Страницы истории".
В свой последний рейс, ставший 65-м по счету «Витязь» вышел из Новороссийска 17 февраля 1979 года. А 22 апреля он пришел в Калининград. Так окончилась славная судьба исследователя океанов. Практически сразу же началась борьба за музеефикацию судна, хотя ученые задумывались о его сохранении с середины 70-х годов. «Витязь» мог стать подарком Москве к Олимпиаде-80, мог стать еще одним музейным кораблем в Ленинграде. Но эти проекты оказались дороги и от них отказались. И тогда председатель Калининградского горисполкома В.В. Денисов обратился в Академию наук СССР с просьбой оставить «Витязь» в Калининграде.
"Витязь" в бухте Глубокой, Беренгово море, 1952 г. Фото из альбома "Витязь. Страницы истории"
Потянулись долгие годы переговоров по этому вопросу. В эти годы судно подверглось разграблению из-за нехватки денег и сокращения вахты, появилась течь в корпусе. За это время бюрократия придумала много отписок, чтоб не принимать корабль на баланс начиная от того, что нельзя создавать музей советской океанологии на фашистском судне, до простого запрета - принимать на баланс горисполкому запретил облисполком. И только после титанических усилий не равнодушных людей и нынешнего директора Музея Мирового океана С.Г. Сивковой было принято постановление от 12 апреля 1990 года о «создании музея Мирового океана…». Но судно оставалось в ведении АН СССР и продолжало постепенно погибать.
Деревья на палубе "Витязя". 1985 г. Фото из альбома "Витязь. Страницы истории"
Вспоминает Светлана Сивкова:
«Помог Александр Моисеевич Городницкий. По его просьбе меня приняла заместитель министра культуры Татьяна Хашимовна Никитина (барды договорились быстро) - она согласилась принять «Витязь» в ведение Министерства культуры. Мне кажется, она не догадывалась, что это очень большое судно находится в плачевном состоянии. Но это было правильное решение. «Витязь» передали нам 5 ноября 1992 года».
"Витязь" на заводе "Янтарь", 1991 г. Фото из альбома "Витязь. Страницы истории"
23 октября 1994 года открылась первая экспозиция в кают-компании «Витязя». А сейчас уже все помещения отреставрированы и в них размещена экспозиция, которая знакомит с географическими открытиями и морскими экспедициями, а так же с морским дном и удивительным камнем - янтарем. На корабле есть целая янтарная каюта, которая рассказывает об этом солнечном камне.
Так выглядели внутренние помещения "Витязя" в 1994 г. Фото из альбома "Витязь. Страницы истории"
Сейчас корабль представляет из себя полноценный музей, где рассказ об истории исследования океана совмещается с историческим обликом кают и технических помещений. Первая по комфортабельности каюта - это каюта капитана.
Каюта капитана. Фото из альбома "Витязь. Страницы истории"
Каюта начальника экспедиции вторая по комфортабельности после каюты капитана. Она состоит из рабочего кабинета, спальни и ванны. Именно здесь проводились рабочие совещания с руководителями научных отрядов. Всего в каюте побывало 27 начальников экспедиций за 65 рейсов.
За годы работы команда «Витязя» провела огромное количество исследований:
В Тихом и Индийском океанах открыты срединно-океанические хребты, подводные горы, рифтовые зоны, глубочайшие впадины; определена максимальная глубина океана в Марианской впадине (11 022м). Сейчас "официальная глубина" впадины 10920 м. По всей ширине Индийского океана открыто экваториальное поверхностное противотечение, названное впоследствии течением Тареева. Были собраны огромные зоологические коллекции, в результате обработки которых описано более 1100 новых видов живых организмов, ранее неизвестных науке. Имя «Витязя» закреплено в названии одного рода и девяти видов рыб. Так же были обнаружены 42 новых географических объекта, 5 из которых названы в честь «Витязя».
Памятная надпись на стекле каюты начальника экспедиции, оставленная Паулем Маклаем-Робертсоном,
внуком Н.Н. Миклухо-Маклая.
Из дневника Леонида Почивалова, участника нескольких рейсов НИЦ «Витязь».
В 1971 году в 49-м рейсе НИС «Витязь» в порту Сиднея в каюте начальника экспедиции принимал гостей доктор географических наук Г.Б. Удинцев. Среди гостей был внук замечательного русского ученого Н.Н. Миклухо-Маклая - Пауль Маклай-Робинтсон, который оставил памятную надпись на иллюминаторе этой каюты. Кроме этого в это рейсе была установлена мемориальная доска в память Н.Н. Миклухо-Маклая, высадившегося на мысе Гарагасси в 1871 году с корвета «Витязь».
Кают-компания. Фото из альбома "Витязь. Страницы истории"
На судне была прекрасная библиотека, обладающая великолепным фондом, в формировании которого принимал непосредственное участие Союз писателей РСФСР. Библиотека могла удовлетворить любые взыскательные вкусы экипажа и научных работников, а ведь среди них было много эрудированных ученых.
Библиотека. Фото из альбома "Витязь. Страницы истории"
В рейсах "Витязя" участвовали и животные, настоящие морские коты и кошки. На корабле даже увековечена одна кошка, которая поразила всех своей сообразительностью. К сожалению фотографии этой героини мы не нашли. Так что вот вам фотография другого "морского волка" с "Витязя". А история чуть позже.
Кот Василий Курилович. 1949 г. Фото из альбома "Витязь. Страницы истории"
«В сорок девятом рейсе во время шторма, я отправился бродить по судну. И вот на одной из нижних палуб вдруг обнаружил небольшое, хорошо освещенное помещение. Посередине этого отсека возвышалось что-то вроде тумбы и на ней покоилась чаша с плавающей полусферой. Это был главный судовой навигатор-компас. Не он меня поразил в эти минуты. Передо мной было настоящее биологическое чудо. На плавающей части компаса, неизменно сохраняющее горизонтальное положение даже в самый крутой крен судна, лежала кошка. Да, кошка, обыкновенная полосатая киска Машка, которая давно обитала на судне и была любимицей всей команды. Теперь ясно куда она исчезала во время штормов - никто не мог в эти часы ее отыскать. Лежала на полусфере подвижной части компаса свернувшись клубочком, и вид, у нее был самый благополучный. Взглянула на меня зелеными мудрыми глазами, словно хотела сказать, видишь, какая я умная, прекрасно разобралась в законах физики и использовала их на свою кошачью пользу, плевать я хотела на качку! И в самом деле, подвижная полусфера компаса неизменно обеспечивала кошке горизонтальное положение, спасая полосатую от морской болезни».
Ходовая рубка.
Осматривая корабль можно не только посетить ходовую рубку, каюту капитана, но увидеть сердце "Витязя". Созданная более 70 лет назад специалистами фирмы «Крупп» дизельный двигатель и сейчас в хорошем состоянии. В машинном отделении расположены главный вспомогательный двигатели. Главный двигатель обеспечивает движение судна через вращение гребного вала, на который насажен гребной винт. Семицилиндровый дизель мощностью 3000 л.с изготовлен фирмой «Крупп» и установлен в 1929 году. В качестве вспомогательных двигателей на судне установлены 3 двигателя мощностью 120 л.с. производства «Крупп» и еще три установлены в 1956 году производства ГДР мощностью 150 л.с.
Машинное отделение.
В годы, когда судьба судна висела на волоске музей науки и техники в Мюнхене хотел выкупить главный двигатель, столь уникальным оказалось это инженерное сооружение. К счастью, двигатель остался на судне и вы в можете убедиться в этом, придя на экскурсию.
Мы немного прикоснулись к судьбе уникального судна,которые вы обязательно должны посетить если будете в Калининграде, ведь рассказать обо всем прсото неозможно. Удивительные истории и жизнь судна расскажет вам о буднях научной работы, о слаженной работе команды корабля и сотрудников научных лабораторий. Посетите этого белоснежного красавца, который бороздил океанские просторы и был на самых передовых рубежах науки.
Адрес: г. Калининград, набережная Петра Великого, 1.
Время работы: Вторник - 10:00 до 18:00 - открыта только верхняя палуба.
Среда-воскресенье - 10:00 до 18:00. Понедельник - выходной.
Стоимость билета: 300 руб. Подробнее
тут.
Поддержи авторов - Добавь в друзья!