В ГМИИ им. А.С. Пушкина открывается выставка-инсталляция
«Анатомия кубизма». Она предоставит возможность широкой публике впервые познакомиться с историей рождения одного из главных художественных течений ХХ века - кубизма (1907-1923) - «видимо, самой важной и, безусловно, самой полной и радикальной художественной революции со времен Возрождения», писал в своей монографии «Кубизм» британский историк Джон Голдинг.
Пабло Пикассо. Три женщины. Этюд. 1907-1908. ГМИИ им. А. С. Пушкина
Ядро экспозиции - тетрадь с эскизами Пабло Пикассо к «Авиньонским девицам» (1907) - картине, изменившей ход мировой истории искусства. Сегодня масштабное полотно входит в состав коллекции Нью-Йоркского музея современного искусства (МоМА) и не покидает постоянную экспозицию. На московской выставке будут впервые показаны более 60 рисунков из тетради, созданной художником в мае - июне 1907 года и хранящейся в собрании Дома-музея Пикассо (Museo Casa Natal) в Малаге.
«Авиньонские девицы» - произведение, открывшее новую эру в истории искусства. Это «добровольно незаконченная» (как характеризовал ее сам Пикассо) картина-исследование, картина-поиск, работая над которой, художник искал иной подход к изображению пространства и перспективы, с помощью новых выразительных средств пытался найти ответы на вопросы об истоках мироздания.
Пикассо работал над картиной «Авиньонские девицы» в два этапа, на протяжении девяти месяцев, и за это время им было создано 809 эскизов и набросков. Большинство из них долгое время хранились у самого художника, и, как пишет автор каталога-резоне «Кубизм Пикассо» и один из главных биографов художника Пьер Декс, «кажется, Пикассо старался избежать публичного показа подготовительных эскизов к своему огромному полотну, может быть из боязни быть втянутым в раздражавшую его до глубины души дискуссию об истоках его замысла». Маленькая ученическая тетрадь с бесценными эскизами долгие годы находилась в коллекции наследников Пикассо, а в 2006 году была приобретена Домом-музеем Пикассо в Малаге.
Пабло Пикассо. Дружба (II). Этюд. 1907-1908. ГМИИ им.А.С. Пушкина
«Для меня искусство не имеет ни прошлого, ни будущего <…> Искусство греков, египтян и великих художников других времен - это не искусство прошлого; в наши дни оно может быть более жизненно, чем когда-либо», - говорил Пабло Пикассо в своем интервью 1923 года. В подтверждение этого высказывания художника кроме рисунков из коллекции испанского музея в экспозиции будут представлены шедевры Древнего Египта, античная керамика, декоративно-прикладное искусство эпохи эллинизма - около 20 произведений из постоянной экспозиции и запасников ГМИИ им. А.С. Пушкина. И, конечно, эта выставка была бы невозможна без африканских статуэток и гуашей Пикассо из всемирно известной коллекции Сергея Щукина. С помощью огромного стола-инсталляции архитекторы выставки создадут «обдуманный и организованный беспорядок, который Пикассо порождает повсюду», - как писал в воспоминаниях о своем друге Илья Эренбург. Собранные все вместе, эти шедевры ретроспективно воссоздадут ход мыслей и ассоциаций Пабло Пикассо.
Пабло Пикассо. Набросок: Орел, Сова и крокодил / Сцена в интерьере и орел. 1907
Откроет выставку картина Поля Сезанна (1839-1906) «Купание» (1890-1894) из собрания ГМИИ. «Сезанн! Он наш общий отец», - восклицал Пикассо, а наш современник, французский писатель Филипп Соллерс назвал эту картину «Евангелием современности». «Купание» - сюжет, над которым Сезанн работал на протяжении двух десятилетий и создал более сорока вариантов, по праву считается произведением, положившим начало поискам новых форм в живописи и постепенному отказу от предметности.
Эта уникальная выставка позволит российской публике увидеть в новом ракурсе ранние работы Пабло Пикассо, постичь истоки творчества величайшего авангардиста ХХ века испанского происхождения.
Обложка альбома Пикассо № 7 для «Авиньонских девиц» с изображением Орла. 1907
Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина:
В этом году мы открываем три очень важные выставки, связанные с именем Пабло Пикассо. Первая из них - «Анатомия кубизма». Мы покажем самое начало поисков, первые экспериментальные шаги великого художника в области кубизма. Эта небольшая, но необычайно интересная, разнообразная и объемная экспозиция станет прологом нашей большой «французской» осени. Вслед за ней мы представим зрителям выставку, посвященную парижскому салону баронессы Элен Эттинген и художественной жизни Парижа начала XX века, а также масштабный проект об истории любви Пикассо и его жены, балерины Ольги Хохловой.
Выставка создавалась совместными усилиями Дома-музея Пикассо в Малаге, кураторской команды ГМИИ им. А.С. Пушкина, в которую вошли Сурия Садекова, Анна Клочкова, Николай Молок, и архитекторами Надеждой Корбут и Кириллом Ассом.
Выставка продлится до 30 октября 2018 года. в Главном здании, зал №31.
Адрес: ул. Волхонка, 12. Проезд до ст. метро Кропоткинская, м. Боровицкая, м. Библиотека им. Ленина.
Время работы: вт, ср, пт, сб, вс с 11:00 до 20:00; касса (вход) с 11:00 до 19:00;
по четвергам с 11:00 до 21:00; касса (вход) с 11:00 до 20:00.
Цена билета: полный - 400 руб., льготный - 200 руб. Дети до 16 лет - бесплатно. Подробнее
тут.
Поддержи авторов - Добавь в друзья!