Выставка "Айвазовский и маринисты" в Минске - отчёт.

Jun 29, 2018 12:59

Дорогие читатели, несколько дней мы пробыли у наших друзей в Минске. Так как нам удалось не только погулять по городу, но и посетить несколько минских музеев, то мы расскажем о наиболее интересных на наш взгляд экспозициях. И начнем мы с выставки «Айвазовский и маринисты», проходящей в Национальной художественной галерее Республики Белоруссии.


Фрагмент. Мясоедов Г.Г. Морской пейзаж. 1834-1911. Холст, масло.
Из собрания Брестского областного краеведческого музея.
В экспозиции можно увидеть прекрасные работы маринистов, в том числе и учеников Айвазовского. И конечно работы самого мастера. Что особенно интересно, это то, что данные работы не были представлены на прогремевшей выставке в Третьяковской галерее.



Серов В.А Фрагмент. Амстердам. 1885. Бумага на картоне, акварель.
Прекрасный портретист Серов, оказывается обращался и к теме моря. В зале музея можно увидеть его взгляд на порт Амстердама.


Беггров А.К. Ночной пейзаж 1877. Холст, масло.
Александр Карлович Беггров (1841 -1914) - русский живописец - маринист, акварелист, академик и почётный член Императорской Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок. Ходил в плаванье на фрегатах «Ослябя» и «Александр Невский». Вплоть до 1870 года заведовал чертежной мастерской в Адмиралтействе. Стал свидетелем кораблекрушения винтового фрегата «Александр Невский». Будучи офицером винтового фрегата «Светлана» сопровождал Великого князя Алексея Александровича в кругосветном плавании в 1871-1872 годах.


Беггров А.К. Петербург ночью. 1899. Холст, масло.
В 1878 году А. К. Беггров назначается художником Морского министерства и остаётся в этой должности до конца жизни. В 1912 году пожертвовал Императорской Академии художеств 63900 рублей для помощи «бедным художникам, их вдовам и сиротам».


Фрагмент. Дубровской Н.Н. Морской пейзаж. 1910-е. Хост, масло.
Многочисленные полотна, представленные на выставке показывают море в его разных ипостасях, тихое и бурное, грозное и романтичное. И различные художественные стили также по разному передают душу вечно неспокойного моря.


Фрагмент. Судковский Р.Г. Берег моря. 1882. Холст, масло.
Руфин Гаврилович Судковский (1850 -1885) - российский живописец-маринист, академик Императорской Академии художеств. Талант и серьезная непрестанная работа над ним обещали Судковскому славную будущность, но преждевременная смерть его не дала осуществиться этим ожиданиями: он умер 4 февраля 1885 года от тифа, в возрасте менее 35 лет, в расцвете сил, не завершившись окончательно как художник, не успев осуществить надежд, которые возлагались на его талант.


Фрагмент. Боголюбов А.П. Пожар при Кронштадте. 1875. Холст, масло.
Алексей Петрович Боголюбов (1824 - 1896) - русский художник-маринист, мастер русской батальной марины. Служил адъютантом у вице-адмирала Александра Алексеевича Дурасова. Ещё будучи кадетом, Боголюбов начал заниматься живописью. В 1849 году был в числе офицеров корабля «Камчатка», на котором отправился на Мадейру герцог Максимилиан Лейхтенбергский. Познакомившись с рисунками Боголюбова, герцог посоветовал молодому офицеру посвятить себя искусству. Боголюбов закончил Академию в 1853 году с первой золотой медалью и был назначен художником Главного морского штаба.


Гриценко Н.Н. (?). Фрегаты «Владимир Мономах» и «Память Азова» в Коломбо на Цейлоне. 1891. Холст, масло.
Николай Николаевич Гриценко (1856-1900) - русский художник- маринист и пейзажист. Принимал участие в путешествии на Восток цесаревича Николая в 1890-91 гг., присоединившись к свите наследника в Триесте. В 1894 году оставил службу во флоте и был назначен художником Морского министерства.


Боголюбов А.П. Парад русского флота. 1898. Холст, масло.
На полотнах художников мы можем видеть корабли русского флота, когда эти прекрасные суда красовались на парадах. Но уже скоро многие из них окажутся на дне, впереди оборона Порт-Артура и Цусима.


Боголюбов А.П. Фрагмент. Парад русского флота. 1898. Холст, масло.
А уж мимо маяка мы пройти мы не могли. Эти прекрасные крепости сдерживающие ярость моря и разрывающие тьму своим лучом, чтоб прийти на помощь кораблям всегда вызывают наше восхищение.


Касесси Габриело Бартоломео. Фрагмент. Маяк. Конец 1870 - начало 188-х. Холст, масло.
Касесси родился на юге Италии в 1840 году, в 1860-1870-е годы художник получает художественное образование во Флоренции и Риме. Встреча с великим русским маринистом Айвазовским на его выставке в 1874 году стала ключевым моментом в творчестве Касесси. Впечатленный искусством мастера, Касесси по приглашению Айвазовского едет в Феодосию обучаться мастерству великого мариниста. С этого момента большинство картин Кассесси пропитаны сильным влиянием стиля Айвазовского.


Тизенгаузен П.Г. Фрагмент. Буря. 1876. Холст, масло.
В зале музея есть уникальная возможность сравнить буйство моря переданное различными художниками, и конечно сравнить с работы художников с работами мастера, певца моря - Айвазовского.


Айвазовский И.К. Фрагмент. Петр I при Красной горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим. 1846.
Холст, масло.
Это эскиз к одноименной работе, выставлявшейся в Третьяковской галерее. Это первое историческое произведение Айвазовского. Уникальность этого полотна заключается в том, что это эскиз. Обычно мастер не писал подготовительных работ.


Айвазовский И.К. Фрагмент. Буря. 1852. Холст, масло.



Айвазовский И.К. Фрагмент. Буря. 1852. Холст, масло.
Вот вам возможность сравнить бурю запечатленную Айвазовским. Где слой воды покрывает корабль и спасенного. И создается впечатление призрачности этих существ, корабля и человека, которые борются со стихией.


Айвазовкий И.К. Фрагмент. Ниагарский водопад. 1892. Холст, масло.



Айвазовкий И.К. Фрагмент. Ниагарский водопад. 1892. Холст, масло.
Еще одна буря, но уже ограниченная берегами, что нисколько не умаляет необузданную мощь воды, которая медленно побеждает свои берега. Картина под таким же названием была представлена на выставке в Третьяковской галерее из Феодосийского музея. Перед созданием этой картины было написано много подготовительных работ. Известны работы под таким же названием из Вологодской областной картинной галереи и Национальной галереи Армении.


Айвазовский И.К. Фрагмент. Турки жгут пленных греков. 1897. Холст, масло.
Центральной картиной всей экспозиции является «Буря на Азовском море в апреле 1886 года». Эта картина была написана Иваном Айвазовским в 1887 году на основе реального события, произошедшего в апреле 1886 года. Во время шторма на Азовском море затонул корабль «Ястреб». Из всей команды спасся только один матрос по фамилии Яремченко. Он привязал себя к мачте и продержался на ней в течение двух суток. Был подобран на проходившее мимо купеческое судно. Под впечатлением от трагедии Иван Айвазовский пишет крупноформатное полотно в рекордно короткие сроки. Газета «Новости и Биржевая газета» (от 25 января 1887 года) сообщала: «… одна картина написана Айвазовским даже за два дня до выставки, это «Буря на Азовском море в апреле (мае) 1886 г.»


Айвазовский И.К. Буря на Азовском море в апреле 1886 года. 1887. Холст, масло.
Произведение было приобретено в коллекцию музея в 1962 году у заслуженной артиски РСФСР Лидии Андреевны Руслановой. Всегоиз коллекции Л. Руслановой с 1956 по 1968 год Музей приобрел 34 живописных полотна, из которых четыре Ивана Айвазовского.


Айвазовский И.К. Фрагмент.Буря на Азовском море в апреле 1886 года. 1887. Холст, масло.
Впервые картина была представлена на Академической выставке в 1887 году в Санкт-Петербурге. Последний раз эта работа экспонировалась 10 лет назад. К выставке она была отреставрирована. Существует еще два варианта этого сюжета в творчестве знаменитого мариниста. Помимо картины из коллекции белорусского музея есть версия под названием «Кораблекрушение» (1886), которая хранится в Национальном музее искусств Румынии (Бухарест). Вариант с таким же названием, как представленный на выставке в Минске (1886) находится в Ярославском художественном музее.
Если у вы окажетесь в Минске и у вас будет время всенеприменнейше посетите эту выставку, проходящую в Национальной художественной галерее Республики Белоруссии. Это возможность увидеть прекрасные работы не только Айвазовского, но и других маринистов и, возможно, разгадать завораживающую игру волн и брызг на их картинах.

Адрес: г. Минск, ул. Ленина, 20 ст. метро Купаловская, Октябрьская
Режим работы: 11:00 - 19:00. Без выходных.
Цена билета: 6 белорусских рублей; с правом фотографирования 8 белорусских рублей.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

выставки, Маяк_Парнаса_путешествует, не Москва, отчёт

Previous post Next post
Up