Выставка «ВЦНИЛКР-ВНИИР-ГОСНИИР 1957-2017» - отчёт.

Nov 16, 2017 13:13

В выставочном зале Государственного научно-исследовательского института реставрации проходит выставка «ВЦНИЛКР-ВНИИР-ГОСНИИР 1957-2017» посвященная работам проведенным коллективом этого учреждения и приуроченная к 60-летию существования ГосНИИРа.


Неизвестный художник. Портрет С.А. Леонова. Середина - вторая половина XIX века. Холст, масло.
В залах дома Палибина вы сможете познакомиться как с экспонатами прошедшими через руки сотрудников института, так и с различными отделами, которые занимаются реставрацией и исследованиями предметов искусства.
За эти годы в отделе научной реставрации станковой масляной живописи отреставрировано более тысячи картин, имеющих большую художественную ценность. Параллельно проводились комплексные технологические исследования, тестирование (проверка) новых реставрационных материалов и техник и разработка новых методов сохранения масляной живописи XVI - XXI веков.



И.Е. Репин. Гайдамаки на Умани готовят оружие. Россия. 1898 - 1917 годы. Холст, масло.
И.Е Репин создавал свое произведение в течение 19 лет, и многочисленные поздние слои живописи наносились по-сухому, что вызвало сильнейшие расслоения авторской живописи. После укрепления авторской основы путем дублирования встал вопрос о живописном восстановлении произведения. Обширные утраты красочного слоя привели к тому, что требовалась частичная реконструкция важных деталей композиции. Удалось найти цветное воспроизведение открытки 1930 года с изображением картины до разрушений. Несмотря на некорректное отображения цвета на репродукции, она довольно хорошо передавала утраченные фрагменты композиции.


И.Е. Репин. Гайдамаки на Умани готовят оружие. До реставрации. Россия. 1898 - 1917 годы. Холст, масло.
Отдел исследования, консервации и реставрации металла демонстрирует отреставрированные в отделе предметы вооружения первой половины XIX века из собрания Музея-панорамы «Бородинская битва»: кавалерийские сабли, русские и французские, а так же пистолет, который был переделан из пистолета образца 1809 года в 1828-1831 годах. После войны с Наполеоном в арсеналах оставалось большое количество подобных пистолетов. Часть из них переделывалась под флотские для вооружения бойцов корабельных абордажных партий.


Шапка офицерская лейб-гвардии Уланского Его Императорского Высочества Цесаревича Константина Павловича полка.
Россия, Санкт-Петербург, придворная фабрика Битнера Е.Д. 1818-1825. Сукно, кожа, сплав белого металла, галун.
С конца 2015 г. в отделе прикладного искусства ведется исследование и реставрация 79 экспонатов из Российского Государственного Военно-исторического Общества. Это редкие памятники военной истории - мундиры, головные уборы, погоны и эполеты, вальтрапы, штандарт Конного полка на царствование Павла Первого, а также несколько мемориальных вещей - шляпы-треуголки великих князей Николая Павловича (в будущем ЕИВ Николая I), Михаила Павловича и императора Петра III. О реставрации предметов представлена информация в стендовых материалах, а сами предметы можно увидеть в Музее Военной формы одежды.

Одно из самых прекрасных произведений, выставленных в выставочном зале ГосНИИРа - это прекрасные алтарные врата конца XV века.


Святой Христофор. Святая Варвара, Святая Маргарита.. Алтарные створки с изображением трех из четырнадцати святых помощников. Бавария. Конец XV - начало XVI века. Дерево, масло.
В процессе реставрации был укреплен красочный слой и левкас. Проведена дезинфекция и укрепляющая пропитка древесины. Частично исправлена деформация досок. Доски сведены по рисунку и зафиксированы. Произведена стяжка и склейка досок, сборка и фиксации конструкции деревянными нагелями (шкантами). Сборка и склейка разрозненных многочисленных деталей резного позолоченного декора. Подведен левкас в места утрат. Проведена расчистка от загрязнений. Восстанавливалась утраченная позолота, а также проводилось тонирование живописи в местах утрат.


Фрагмент. Святой Христофор. Святая Варвара, Святая Маргарита.
Алтарные створки с изображением трех из четырнадцати святых помощников.
Бавария. Конец XV - начало XVI века. Дерево, масло.
Редкая возможность представляется посетителям выставки увидеть Кодекс любекского права Альбрехта фон Бардевика 1294 года. Присмотритесь какие прекрасные иллюминированные инициалы в этой древней рукописи, прошедшей через руки реставраторов.


Кодекс любекского права Альбрехта фон Бардевика 1294 года.
Иллюминированная рукопись при поступлении на реставрацию не имела переплета. После проведенных исследований была поставлена задача очистить листы от поверхностных загрязнений, распрямить, подклеить, изготовить реставрационный переплет.


Мемориальная доска Николасу Витсену. 1694 г.
Мемориальная доска, посвященная голландскому ученому и политическому деятелю Николаасу Витсену. Будучи политиком, дипломатом, коллекционером и ученым Николаас Витсен стал знаковой фигурой и для Голландии и для России петровской эпохи. Он впервые побывал в России в 1664 году. Оставив о своих путешествиях книгу «Северная и Восточная Татария». Витсен был личным другом Петра I и сторонником тесного союза Голландии с Россией. По его заказу в 1694 году в Голландии для царя был построен фрегат «Святое пророчество». В память о щедром пожертвовнии на строительство каменного храма в новой голландской церкви была повешена мемориальная доска. На ней изображен герб, инициалы Витсена, а так же девиз «Труд все побеждает» (лат.) и надпись «Сначала депутат господ сословий к Голландскому сенату, затем посланник господ Генеральных Штатов». Во время пожара 1812 года голландская церковь в Немецкой слободе сгорела. Доску община сохранила и перенесла в новое здание в Малый Трехсвятительский переулок дом 3. Здесь она и была обнаружена в 2013 году.

Приходите на выставку, здесь перед вами раскроются секреты профессии реставраторов, вашим глазам предстанут прекрасные памятники, которые сохранены для нас сотрудниками ГосНИИРа. На короткое время эти памятники будут рассказывать не только о себе, но и реставраторах, которые вернули их к жизни.

Выставка продлится до 12 декабря 2017 года.

Адрес: ул. Бурденко, 23. Проезд до станции метро "Парк Культуры", "Киевская".
Время работы: с понедельника по пятницу с 11:00 до 20:00.
Если дверь закрыта, звоните в звонок и ждите, вам обязательно откроют.
Суббота, воскресенье - выходной.
Цена билета: бесплатно!

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

отчёт, актуальные выставки, ГосНИИР

Previous post Next post
Up