Вот и пришло время завершающей части нашего рассказа о
Государственном музее Арктики и Антарктики, в котором мы побывали этим летом, во время поездки в Санкт-Петербург. Предыдущие три части вы можете найти
тут,
тут и
тут. А сегодня мы поведаем вам об экспозиции, расположенной на втором этаже музея и посвящённой Антарктике.
Первыми, кто увидел берега Антарктиды, были русские мореплаватели Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев. На небольших шлюпах „Восток” и „Мирный” они пробились сквозь плавучие льды и цепи гигантских айсбергов и 28 января 1820 г. открыли континент, названный впоследствии Антарктидой. Продолжая свое кругосветное плавание, они обошли вокруг Антарктиды и открыли остров Петра Первого и Землю Александра Первого. И музей Арктики и Антарктики рассказывает об исследованиях самого недоступного континента на нашей планете.
1 декабря 1959 года в Вашингтоне был заключён Договор об Антарктике, который вступил в силу 23 июня 1961 года после его ратификации 12 государствами - первоначальными участниками. Его главная цель - обеспечить использование Антарктики в интересах всего человечества. В Договоре предусматривается свобода научных исследований и поощряется международное сотрудничество. В нём запрещаются любая военная деятельность, любые ядерные взрывы и захоронения радиоактивных материалов в Антарктике.
Сани английской экспедиции Р. Скотта к Южному полюсу в 1911-1912 г.г.
Присланы в 1956 г. в дар музею Арктики Полярным Институтом имени Скотта в Кембридже (Англия).
Всемирное внимание к Антарктиде привлекло соперничество путешественников, стремившихся первыми достичь Южного полюса. В 1908 англичанин Э. Шеклтон от Мак-Мердо прошёл до 88°23` ю. ш.. В сезоне 1911-12 годов сразу две сильные команды поставили своей целью достижение Южного полюса. Следуя от восточной части Барьера Росса, норвежец Р. Амундсен впервые достиг его 14 декабря 1911 года. Англичанин Р. Скотт с товарищами совершил пеший поход от Мак-Мердо и вторым (18 января 1912) достиг Южного полюса. На обратном пути Р. Скотт и его спутники погибли.
Галеты из рациона Р. Скотта.
Активное включение СССР в изучение и освоение Антарктиды было приурочено проведению Международного Геофизического Года. В период подготовки к МГГ 11 стран создали на ледниковом щите, островах и побережье 57 баз и пунктов, откуда производились внутриконтинентальные походы и комплексные научные наблюдения. В 1955-58 СССР осуществил две морские и зимовочные экспедиции (руководители М. М. Сомов и А. Ф. Трешников) на судах «Обь» и «Лена». Были построены научная обсерватория Мирный (открыта 13 февраля 1956), станция Оазис, внутриконтинентальные станции Пионерская, Восток-1, Комсомольская и Восток, проведены океанографические рейсы.
У ледового барьера. Художник И.П. Рубин. 1956 г.
В «Героический век антарктических исследований» (конец XIX столетия) были основаны первые базы в Антарктике. В 1898 году норвежский полярный исследователь Карстен Борхгревинк возглавил Британскую антарктическую экспедицию на мыс Адэр, где на Берегу Ридли (англ. Ridley Beach) была основана первая в истории антарктическая полярная станция. Большинство участников той экспедиции были норвежцами, но финансировал экспедицию англичанин Джордж Ньюнс.
Станция «Восток» - российская антарктическая научная станция. Это единственная используемая Россией в настоящее время внутриконтинентальная антарктическая научная станция. Названа в честь парусного шлюпа «Восток», одного из кораблей антарктической экспедиции 1819-1821 годов. Уникальная научно-исследовательская станция «Восток» основана 16 декабря 1957 года во время 2-й Советской Антарктической экспедиции. Длительное время начальником станции был В. С. Сидоров.
Модель антарктического вездехода «Пингвин». Выполнена в масштабе 1:10
Ленинградским Кировским заводом в подарок музею Арктики.
Антарктический вездеход получил официальное наименование «Пингвин» и заводской шифр -«объект 209». Учитывая крайне сжатые сроки разработки и требование высокой надежности новой машины, требовались апробированные и проверенные практикой конструкторские решения. В качестве базы выбрали разработанный ранее в конструкторском бюро плавающий танк ПТ-76 и бронетранспортер БТР-50П, хорошо зарекомендовавшие себя в войсках при эксплуатации в Заполярье.
Санно-тракторный поезд. Антарктида. Художник Рубан И.П. 1957 г.
Для этого, наряду с созданием надежной рубки для работы исследователей, требовались специальные астронавигационные приборы и серьезные доработки шасси и ходовой части. Была разработана новая гусеница с небывало малым удельным давлением на грунт - менее 300 г/кв.см. При весе «Пингвина» почти в 16 тонн, эта цифра была соизмерима с удельным давлением на грунт человека. Вспоминая о большой срочности этой работы, Курин Н.В. - в то время зам. главного конструктора писал: «Дело было весной, где-то в середине мая, а очередная экспедиция должна была отплыть не позднее октября, чтобы успеть к летнему сезону, начинающемуся там в декабре…».
Штормовой костюм изготовлен на Москвоской швейно-трикотажном комбинате ВЦСПС в 1956 голу. Входил в комплект климатической одежды, созданной специально для участников САЭ. Одевался при сильных штормовых ветрах поверх теплой одежды. В сильные морозы костюм применялся в комплекте с морозоветрозащитной маской с электроподогревом воздуха. Маска изготовлена в экспериментальных мастерских ААНИИ. Подогрев воздуха в маске осуществлялся с помощью двух термоэлементов, питающихся током от блока сухих батарей СЦ-25. Блок на плечевом ремне надет под верхнюю одежду.
Электрические перчатки.
В экспозиции можно увидеть фотографию уникальной операции. Врач-хирург, участник 6-й Советской антарктической экспедиции Л.Г. Рогозов, поставивший себе диагноз острый аппендицит днем 29 апреля, принял решение сам сделать себе операцию 30 апреля. В 22 часа 15 мин Л.И. Рогозов, пользуясь зеркалом начал операцию, которая продолжалась 2 часа. Техника операции была обычной, положение Рогозова - полусидячее. Операция проводилась под местной анестезией. Ассистировали врачу метеоролог и инженер-механик. 7 мая состояние больного стало, удовлетворительным, у него были сняты швы.
Хирургические инструменты Л.Г. Рогозова.
Государственный флаг СССР, развевавшийся на советской внутриконтинентальной станции «Восток» в 1957 г.
Первый поход в центральные районы Антарктиды возглавил известный полярный исследователь Толстиков Е.И. 27 сентября 1958 г. отряд исследователей, среди которых было четыре вездехода «Пингвин», вышел на маршрут от станции Пионерская. Через два месяца пути, пройдя 2.100 км, была достигнута наиболее удаленная от всех точек берега область шестого континента - где организовали полярную станцию «Полюс недоступности».
Антарктида. В районе станции «Мирный». Художник В.П. Яркин. 1985 г.
Мы рассказали вам лишь малую часть интереснейших и удивительных историй об освоении Арктики и Антарктики, где в условиях неимоверного холода даже простые действия требуют нечеловеческих усилий. Музей поведает вам о людях, которые здесь побывали и событиях, которые происходили при освоении этих территорий. Может быть пример предыдущих исследователей подтолкнет и вас к изучению Севера и вы полюбите это негостеприимную, но такую красивую и хрупкую землю.
Мы советуем вам не поскупиться и приобрести билет на посещение экскурсии. Сотрудники музея расскажут вам действительно много интересного и обратят ваше внимание на то, что возможно сами вы случайно пропутстите. Уйдёте вы, возможно, уставшие, но точно довольные.
И ещё раз хотим сказать большое спасибо дирекции музея, а также нашему экскурсоводу Ирине, за предоставленную возможность узнать новое и невероятно интересное, за прекрасную экскурсию, дружелюбие и гостеприимство.
Адрес музея: Санкт-Петербург, ул. Марата, 24а. Проезд до ст. метро Владимирская, Маяковская.
Время работы: вторник-воскресенье с 10.00 - 18.00 (касса работает до 17.30)
Понедельник выходной день.
В последнюю пятницу каждого месяца музей закрыт на санитарный день.
Цена билета: взрослый - 300 руб., льготный - от 80 до 225 руб. Подробнее
тут.
Поддержи авторов - Добавь в друзья!