Месяц назад меня взяли « на слабо» . «А слабо пойти в Меа Шеарим посмотреть на обряд Капарот?» - спросила Эйнат
SEAGULL_GULL в фейсбуке. Слабо? Мне? Да никогда!
Чтоб вы поняли, проблем тут целых две:
во-первых, прогулка по кварталу Меа Шеарим не то, чтобы очень опасна, но могут кинуть яйца, гнилые помидоры или использованные подгузники. Были прецеденты со стаканчиком воды и йогурта. Чтобы этого избежать, одеваемся соответствующим образом. В таком виде я вполне сойду за религиозную поселенку, но жителей этого квартала не обманешь, за своих нас не примут, но хоть яйцами не закидают, и то хлеб.
Во-вторых, обряд проходит очень рано утром. Чтобы успеть его посмотреть, надо быть на месте к 6 утра, выехать еще до пяти, а значит, встать в 4 утра.
Встать в полседьмого утра на работу - тяжело, а проснуться в 4 утра в свой выходной, чтобы успеть посмотреть интересный обряд? Не вопрос!
В результате, приехали мы в Иерусалим, еще затемно. Переоделись. Точнее сказать - преобразились. С телефоном в руках, вместо зеркала.
Убедились, что все в порядке.
Прошли по еще темной Эфиопской улице.
И вот, мы уже у входа в Меа Шеарим.
Прошлись по узким, грязным улицам.
Я думала, здесь вообще не убирают, и оказалась не права. Где-то в семь утра появились уборщики от мэрии. Так что днем, возможно, уже было чисто.
Прошли через проход - один из 6 входов в квартал.
Каких-то полвека назад они еще закрывались на ночь. Ибо свои к этому времени должны быть дома, а чужим здесь не место.
Собственно, необходимость закрывать ворота была заложена при строительстве. Конрад Шик, проектирующий этот район в конце 19-го века, учел, что район строился в чистом поле. Тогда стены были защитой от нападения разбойников. Большая часть населения все еще проживала в тесноте старого города.
Меа Шеарим создавался как автономная община, такая же, как в восточной Европе.
Специальная комиссия создала правила, регулирующие жизнь в новом квартале. И люди жили по этим правилам, даже когда город окружил Меа Шеарим со всех сторон. Со временем жесткие религиозные правила вынудили светскую молодежь покинуть квартал, чтобы никогда сюда не вернуться. Старики - родители остались в родных домах, но, когда они умирают, квартиры продают, причем, по астрономическим ценам, так как население растет быстро, а пространство ограничено.
Собственно именно этот факт заставил меня задуматься: вот эти деревянные конструкции наверху - это временные пристройки - сукот, приготовленные к празднику, или постоянные, из-за нехватки места для проживания?
Впрочем, это я преувеличила. Пальмовые ветки на крышу уже продаются вовсю.
Только, прежде, чем покрывать крышу пальмовыми ветвями, надо пережить Судный день, а в этом районе к нему относятся серьезно.
Я и раньше знала, что называть Кипур - Судным днем - неправильно. Судят нас перед Новым годом. А потом есть неделя на извинения и искупления. Вот день Искупления - это в самый раз.
Посмотреть на обряд искупления - Капарот, мы и пришли на рынок Меа Шеарим. Весь рынок - один квартальчик. Зато живой. И вот в этом оживленном квартале я почувствовала себя прозрачной. Меня никто не видит. Я просто не существую.
Вон тот мужчина а жилетке и в гольфах продает кур.
При этом сам он кур не касается, только денег. За деньги выдается талончик, заплативший идет сам выбирать белую курицу.
Выбирает тщательно, тут явно есть какие-то критерии. Вот отец учит сыновей, как правильно выбирать птицу.
А вот эти уже выбрали. И тут же, на месте, читают псалом
(текст, для удобства, развешен на заборе), трижды крутят петуха над головой и становится в очередь к резнику.
Я принадлежу к большинству, которое обряд капарот не приемлет. Считаю его варварским. При этом, я сама его ни разу не видела., так что судить и права-то не имею. Вот теперь посмотрела, и, главное, почитала отрывок, вывешенный на стене. Мое мнение изменилось. Нет, крутить кур над головой я, по-прежнему, считаю средневековым варварством, а вот пожертвовать деньги вместо кур - вполне легитимно. Вот только не знаю, стоит ли крутить банкноты вокруг головы…
Насмотревшись на это действо,
идем дальше, посетить самую старую пекарню за пределами стен Старого города. Открытая в 1896 году, пекарня в данный момент как раз оказалась закрыта на ремонт. Так что мы пошли к их конкурентам, открывшимся на 15 лет позже. Их халы тоже посылают самолетами в Америку накануне шабатов и праздников.
Выпечка у них чудная, булочки и пироги с пылу-жару, плетеные вручную могу смело рекомендовать. А вот кофе у них брать не рекомендую: хуже, чем на заправке.
Кофе я все-таки выпила, хоть и с трудом, другого купить негде. И пошли мы дальше по району, заглядывая в переулки. Вот тут живут варшавские хасиды, а тут гурские. Или наоборот?
Я только знаю, что одежда у них разная, а у кого гольфы белые, а у кого черные? Кто ходит в черных кафтанах, а кто в полосатых, да еще и полоски разные… Нет, это не для меня.
Мы просто гуляли, смотрели по сторонам. Мимо нас шли семьи или мужчины с детьми. С покупками тоже мужчины. Женщин было мало, что понятно, женщины сейчас у плиты.
Просто мужское царство. И - да, век 19-й. Вот, как было, когда построили, вот так и живут.
Электричество и воду провели, конечно. А вот интернета - нет, и не будет. А вот и объявление:
«Тут нет компьютеров и никаких устройств, ловящих интернет или фильмы» Вот как. А то, что наверху, сообщает, что счастливая жизнь может быть только без интернета и кино. А вот справа продают «еврейские» сотовые телефоны, без интернета. И не спрашивайте, что они делают, чтобы сотовый интернет не ловил.
И вообще, зачем человеку интернет? Нужны новости? Подойди к стене, там все написано: и у кого свадьба скоро, и куда пойти, а также, где какие скидки.
А еще в квартале до сих пор есть глашатай: машина с рупором едет, да объявления важные вещает. Сама видела.
Вот идем мы по улицам, смотрим по сторонам, и говорим. О религии, истории и обычаях. О каббале и снова о религии. И об истории религии. О том, что обычай капарот возник сравнительно недавно, до 6 века о нем даже не упоминают. И почему каббалу не изучают в школе или иешиве, которые тут на каждом углу.
Мы останавливаемся то тут, то там. Но всегда находится какой-нибудь молодой человек, который остановится рядом и начинает нудеть: «уходите отсюда». И не прекращает, пока не уйдем.
Понять их можно, не очень приятно жить, как в зоопарке. Местное, ультра ортодоксальное население, считает, что только они живут правильно и стараются не пересекаться с миром, находящимся за пределами Ста Ворот.
Как оказалось, раньше я переводила название неправильно: Меа Шеарим переводится стократ, а не сто ворот, как я думала раньше. Это взято из цитаты из Ветхого Завета. "И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь."
Как-то незаметно мы завершили круг, вновь оказавшись на Эфиопской улице. Было бы грешно не зайти в эфиопскую церковь, не постучать в барабаны, не отдохнуть в тенечке.
Потом, само собой, погуляли по окрестностям, но не долго: с началом этого праздника всякое движение транспорта прекращается, даже личного. Надо успеть домой.