Дневник, лонгрид.
У меня очень много разных мыслей которые хотелось бы проговорить, если не обсудить, то по крайней мере высказать, облечь в форму, рассортировать. И все они о войне.
Каких-то два года назад мы и не знали как это.
Мы не знали как нам повезло - не знать. Война всегда была когда-то давно, где-то далеко, главное это было не с нами. Этого не было в нашей жизни, и серьезно, это было просто неактуально. Мы же взрослые люди. Мы хорошо одеваемся, покупаем дома и обсуждаем отдых в Италии, мы живем в нормальном мире. Война происходит где-то там, где все плохо - значит не у нас.
Конечно я никогда так не думала, скорее это была данность на уровне ощущения - не со мной.
Недавно в фб ленте пробегал хороший пост на эту тему - к войне невозможно не иметь отношения. Даже игнорирование, это уже отношение. "А что случилось" - это отношение. "Меня это не касается" - это отношение.
Меня касается.
Я даже не знаю в какой момент я оказалось тем кого касается, это во всяком случае не было осознанным решением. Когда утром 24 февраля 22 года мы услышали про войну в первый раз, это было что-то такое - нет, ну ужасно, но все же такого на самом деле не может быть, это какая-то ошибка. Должно быть так себя чувствует человек которому сообщили смертельный диагноз. Это не про мою жизнь, она же всегда была такая размеренная, я всегда все делала правильно, со мной не может такого случиться.
Смешно, что на самом деле со мной лично ничего не случилось. Вокруг меня живут люди с которыми вообще ничего не случилось. У них самое большое событие недели это последняя сплетня в VG . Я совершенно их не обвиняю, я им завидую, я хотела бы быть на их месте. Я хотела бы чтобы смертельный диагноз был бы чьим-то ещё, не моим. Но в какой-то момент в голове что-то случается помимо твоей воли, желания - оно вдруг здесь, часть твоей жизни. Это неожиданно страшно, неожиданно больно, неожиданно взрывает мозг и одновременно лишает слов.
У меня всегда было плохо с выражением своих эмоций. Когда я единственный раз в жизни пошла к психотерпевту - у меня были проблемы в окружении и запрос "как бы мне научиться быть позитивной" - прозорливая терапевт очень быстро нащупала совсем другую проблему. Ты можешь сказать что ты чувствуешь? Опиши свои чувства? Какие у тебя при этом были эмоции, расскажи? Я с изумлением осознала - не знаю. Мои эмоции упакованы очень глубоко, им нет имени, нет права обрести форму. Они вырываются на свет в виде прерывистого дыхания и слез, но я не знаю их имен, я даже не знаю что это - злоба, отчаяние, возмущение, обида? Чем больше меня что-то тревожит, тем меньше шансов что я могу это нащупать. Я не умею с ними справляться, только задавить и сделать вид что их нет. Это ужасно мешает. Ни один спор по вопросу в котором я заинтересована мне не удается. Я и не пытаюсь, молчу. Большинство принимает это за отсутсвие интереса.
С интернет-спорами в каком-то смысле проще. Можно вдохнуть поглубже, попытаться оперировать оружием логики - аргументами. Стереть первый вариант коментария, подождать, написать другой - более взвешенный. Так формируется виртуальный образ, более взвешенный, более дружелюбный, более общительный, более открытый. Это ему я обязана сотнями френдов в фб. Реальная я - не гений общения. А в интернетах так вроде бы и ничего. Могу поддержать беседу.
И вот одна прекрасная френдесса на просторах фб назвала меня людоедкой. Не буду приводить ее коментарий, но он сводится к тому, в чем я сама обвиняла многих - не в лицо, но по крайней мере мысленно. Жестокость, равнодушие, предвзятость, нежелание посмотреть вокруг и увидеть. Ровно то же самое что я сейчас думаю о тех, с чей позицией не согласна. Как они могут так думать, разве они не видят? Они просто не хотят видеть!
Это вообще-то нормально, занимать какую-то сторону. Если тебя убивают, то с выбором стороны проще. Если не убивают, то выбор происходит на основании тех фактов, которые ты считаешь правдивыми. У нас уже есть мнение. На которое сверху ложатся факты.
Но у них же то же самое. Только их мнение изначально другое. И факты они тоже выбирают... те которые ложатся.
Это не значит что я считаю что нет правых и виноватых. Или что я сомневаюсь в собственной правоте. Я просто пытаюсь понять как так получается - вроде бы они там, с другой стороны стены - они же тоже люди. И вот сейчас одна френдесса говорит что людоедка - это я. И я пытаюсь понять как, как черт возьми у нее это выходит? Это не про аргументы конечно. Потому что тут как в посте Ольшевского, сначала мы рисуем линию, а потом уже две точки которые она соединяет.
Спорить тут бессмысленно. Я уже писала что я не гений спора? Как-то, уже несколько лет назад должно быть, Марина М спрашивала в своем журнале у своих френдов - дескать было ли у вас дорогие друзья такое, что вам в споре удавалось переубедить собеседника.
Маринина лента - это сливки русскоязычного фейсбука. Не только её, но её - оперделенно. Умные, образованные, сложные и остроумные люди, но вот чтобы переубедить в споре... как-то так... ну как-то. Не работает. Спор - он вообще не про убедить, если уж на то пошло.
И это у них в моссовете! А мы с фреднессой N - обычные тетки. Наши линии были проведены уже давно и мы-то знаем кто тут прав. Я кстати не удивлюсь, если я уже в бане.
К войне невозможно никак не относится. Ты можешь даже не делать этого специально. Ты просто молча выносишь из френдов ещё одного человека который оказался не то. С которым ты может быть дружил бы прекрасно еще десятилетия. Пил вино в одной компании, смеялся, вспоминал старые добрые времена. Нам-то что, нас из наших квартир никто не выгонял, бомбы на нас не сбрасывал, на фронт не забирал. Мы же в стороне. Только молча нажимаем на кнопку ban.
Ненавижу.
Госсподи как же я ненавижу то что с нами делают.
Со всем нами.