Погожий денек не предвещал ничего хорошего. По странному стечению обстоятельств именно в солнечные дни, Михаилу, приходилось особенно тяжко. С годами он привык к такому положению дел, и окинув окрестности ясным взглядом, многозначительно скривил лицо плутоватой наружности.
Уже не юноша, но еще не мужчина, что-то около четверти века или чуть больше, выплюнул соломинку, снял с головы кепку и вошел в деревенскую церковь аккурат к концу службы. Огляделся по сторонам, затем слившись с толпой пристроился в очередь к страстно желавшим причастия.
- Я вот, батюшка, о чем поговорить хотел, - сказал Михаил, не дожидаясь культурных церемоний. - о невесте своей. Хорошая вроде девка, и родители одобряют, но страшная она. В смысле, снаружи, крайне не красива. Не знаю, как мне быть.
- Внутреннее содержание человека прекрасно, прекрасно по определению, куда важнее внешней красоты. Наружному лоску придают излишнюю значимость.
- Эх, святой отец, вам бы лет пятьдесят назад, куда-нибудь на Гаваи проповедовать с тем же энтузиазмом. А мне, видите ли, жить с ней всю оставшуюся.
Несколько опешив от такого поведения, церковник таки собрался с мыслями и проговорил:
- Нет ничего страшного в том, что твоя, сын мой, избранница не соответствует определениям моды и прочего, не стоящего и гроша.
- Черт! - выругался Михаил, не обращая внимания на отшатнувшийся позади него люд. - Так и знал, что моду приплетете. При чем тут мода, если она одноглаза и крива лицом? Что одна нога, короче другой не страшно, пущай по дому крутится, то полезно.
- Чего вы хотите? Вы зачем пришли в мою церковь? - не выдержал, наконец, святой отец, срываясь на крик.
- Ну, как? Совета, искупления. Мысли-то у меня не верные, черные. Примите исповедь мою, батюшка. Причастия наконец. Я готовился, говением и каноны читал вечером, и утром молитвы ко Святому Причащению.
Взяв себя в руки, поднес ко рту грешника крест со словами:
- Крепись, сын мой. - далее прочитал искупительную молитву, и засунул стоящему с руками накрест Михаилу в рот серебрянную ложку с телом и кровью Христовой.
Не успели еще сподручные утереть уста, как парень красно-бурой жижей растекся на пол церкви. Батюшка, отпрыгнув с ужасом, опрокинул чашу, отчего раздалось страшное шипение, и поднялся ужасный смрад, пол обломился точно по краю лужи, прибрав с собой святошу.
* * * * *
Батюшка очнулся в темном, сыром помещении без явных признаков зловония, но затхлость воздуха определенно намекала на надобность вентиляции. Вспомнив, как он провалился, встал и задрал голову к верху в поисках дыры.
- Ау! Миряне! Я здесь. Я живой.
- Ну, что кричишь-то? - услышал он знакомый голос совсем рядом. - Знаю, что живой, не за что мне тебя убивать-то.
- Где я? - спросил священник, вглядываясь сквозь темноту в невысокую, сгорбленную фигуру, на лице которой уродливым крючком торчал огромный нос.
- Вот тебе и раззззагадка: В аду по-ихнему, в землянке по-вашенски, в пещере по-моему.
- Но если ты жив, то зачем я здесь?
- Ого! Еще загадка? Хорррошо! По - ихнему, что б путь найти. По- вашенски, что б завершить дела. По-моему веленью мост воздвигнут, а ты бесплатно по нему шагал.
- Ты кто?
- Да, ты, смотрю, меня уж не боишься. Загадка третья. Знаю я ответ. По-ихнему я Цербер, а у вас Апостол. А сам себе я гном, а лучше тролль.
- Как выбраться отсюда?
- Эээ, нет. Теперь мои загадки.
- Загадки?
- Слушай мой вопрос. Скажи-ка старец , как стать мне человеком?
- Ну, всяк обретший веру…
- Хеее. Нееет. Я сын других богов.
- Добродетель, самопожертвование, друзья…
- Ты еще Электроника вспомни: « хорошо учится и помогать маме по хозяйству». От этого человеком не стать.
- Я не знаю. - устало проговорил батюшка. - Неведомо мне Божьему человеку, как человеком стать.
- Вот именно. А между тем, все просто. Мне, как и тебе, дабы стать человеком, всего-то надо через мост перейти.
Батюшка моргнул, и оказался в светлом дне, посередь ржаного поля. Позади него виднелись купола церкви, пред ним был мост через шуструю речушку, вдаль от которой до самой линии горизонта простиралась широкая дорога.