Съездил для одного глянца в путешествие на плоту по Дону. Эмоций на сто тысяч печатных знаков, написал на шесть, напечатают на три.
Так что дублирую оригинал здесь.
ВНИЗ ПО ТЕЧЕНИЮ
Текст: Максим Наумов
Фото: Николь Иванчихина
Журналист Максим Наумов в течение трех дней принимал участие в сплавлении на плоту. Оказалось, на Дону есть еще много интересного, кроме Ростова.
Есть в мире вещи, о которых сложно судить, пока не попробуешь сам. Сплавление на плотах, как и любой вид отдыха, предполагающий длительную разлуку с цивилизацией, для заядлого конформиста и горожанина вполне может стать той самой чертой, которая разделит его жизнь на до и после. Хотя если и не разделит, то точно оставит полезное убеждение - иногда покинуть офисную суету, дорожные пробки и асфальт под ногами бывает очень и очень приятно.
Чтобы к десяти добраться до места отплытия, выехать из Ростова пришлось в четыре утра. За пять часов пути в компании опытных рыбаков я не только узнал, что сомы в этих местах бывают размером с теленка, и потому без плавок лучше не купаться, но и отметил про себя ненароком идею для малого бизнеса. Если вы решите организовать реализацию рыбацких наживок вроде червей и опарышей на федеральных трассах из Ростова, то неплохо заработаете. Как оказалось, для рыбаков, вроде нас, в последний момент вспоминающих об этом пункте, по пути ничего не предусмотрено, даже случайных дедушек с банками наживки не первой свежести. Впрочем, не в одной лишь рыбалке кроется радость от путешествий на плотах.
Станица Клетская, что в Волгоградской области, развернула свои красоты с первых минут знакомства: Дон здесь совсем не тот, что мы привыкли видеть с Ворошиловского моста. Первое, что бросается в глаза, кроме отсутствия мусора - сказочная, даже неестественная зелень холмистых берегов и зарослей камыша. Течение здесь оказалось нешироким и спокойным, а прогноз погоды и ровная речная гладь, уходящая в горизонт, обещали путешествие без особых происшествий.
Последние капли скептицизма растворились, когда мы все-таки добрались до предстоящих средств передвижения: два плота-близнеца, ждавших на берегу, оказались даже более комфортабельными, чем можно было представить. Обеденный стол, скамейки, навесы от дождя, шкафчики для хранения чего угодно, мангалы для готовки, четыре палатки по углам - стандартный плот подразумевает комфортный отдых для команды из восьми человек. Устойчивость конструкции придают бочки, приделанные снизу, контролировать ход позволяют моторы и весла.
Команда, в составе которой мне предстояло провести три дня, не была случайным набором людей. Все они оказались членами всемирной организации Ротари Интернейшнл, представительства которой есть и в Ростове, и в Волгограде, объединяющей людей не по политическим или религиозным убеждениям, а по желанию помочь нуждающимся, когда сам в жизни уже чего-то достиг. На их счету и помощь пострадавшим в Крымске и Беслане, и содействие детским домам, и образовательные проекты. Сознавать, что во время сплава тебя будут окружать такие люди, было приятно. Тем более, что дело пахло интересными историями и весельем.
Надо сказать, веселье началось почти сразу после отплытия - посреди реки даже в солнечные дни гуляет неслабый ветер, так что пустые канистры, газеты и головные уборы потребовали особого внимания, а в некоторых случаях и спасения из воды. Как и на любом судне, на плоту желательно разделение обязанностей: кто-то следит за мотором, кто-то ловит рыбу, мне же досталось разжигание мангала. Выловленной к обеденному времени рыбы с лихвой хватило на приготовление ухи на десять персон. В дальнейшем готовили много и с охотой, елось на свежем воздухе с не меньшим энтузиазмом.
Вообще все, что касается рыбалки, увлекло даже тех, кого эта рыбалка раньше особо и не касалась. Моим уловом за все дни стали две мидии и пачка соли, которую я зацепил со стола, закидывая спиннинг. Тем не менее, отобрать удочку у меня не могли до поздней ночи - настроение в такой обстановке очень располагает. Рыбные места, конечно, удобнее узнавать не опытным путем, а общаясь с местным населением - периодически проплывающими мимо рыбаками в лодках и удящими мужиками на берегу. По совету одного такого престарелого знатока мы остановились на ночлег у небольшого острова с интересной заводью поблизости. Строгой организации вечернего досуга, конечно, не было. В атмосфере с легким налетом экстрима, при наличии гитары, хорошей компании и кое-каких напитков в сумке-холодильнике, отдых складывается сам собой. Утром довольные члены экипажа притащили нескольких здоровых жерехов и небольшого сома - солидный улов на фоне остальной плотвы. Сома отпустили обратно подрастать, а жерехов к ужину благополучно закоптили.
Здешние места знамениты, в первую очередь, своим кинематографическим наследием - поблизости сам Шукшин снимал «Они сражались за Родину», незадолго до своей трагической кончины. Место удивляет своей красотой. Тут, на высоком холме, стоят небольшая часовня, мемориальная плита и памятник павшим героям - просто так, посреди бескрайнего поля. Находясь здесь, вдыхая воздух полевых трав и вглядываясь в слепящие блики на воде, начинаешь, кажется, даже щуриться как-то по-шукшински и понимаешь, что хочется показать это место друзьям и близким.
Вообще, такое путешествие - хороший, если не лучший способ отдохнуть от города и приблизиться к природе. За время сплава, кроме живописных пейзажей, мы познакомились и с разными птицами, похожими на соколов, и даже видели дикую косулю на водопое - словом, детей можно с собой брать смело, скучно им здесь не будет даже без интернета. Воздушные, солнечные, речные ванны не на шутку укрепляют тело и дух - так, что удивляешься приливу сил и энтузиазма. Шесть прекрасных закатов и рассветов, которые мне довелось увидеть за эти три дня, были достойны обстановки с бокалом шампанского, девушкой и обручальным кольцом, но я встречал их то с удочкой, то с кружкой чая, то в полусне. Наверное, и к лучшему.
Плот универсален еще и тем, что может быть и чисто мужским отдыхом, и семейным, и романтическим. Каждый может найти свое - будь ты уставший от рутины клерк, фотограф, рыбак или журналист. Конечно, на борту весь день не просидишь, сложа руки - нужно и приготовить обед, и завести мотор, и поработать веслами. Но такой труд отчего-то не идет в тягость, просыпается что-то детское и мальчишеское, когда хочется и проверить себя на навыки адаптации в диких условиях, а порой и просто нырнуть в воду и искупаться.
К концу путешествия, когда плоты уже подошли к месту прибытия - Новогригорьевскую, сходить на твердую землю уже не хотелось. Загоревший, пропахнувший костром, но довольный, я сел в машину. По дороге домой, сквозь дремоту, передо мной мелькали только две мысли. Я люблю свою профессию. И кого бы уломать поехать со мной еще раз в следующем году?