Через неделю после соревнований «Осенний рубеж 2011″ (о которых напишу отдельно) Камчатская федерация внедорожного туризма проводила «полуофициальное» закрытие летнего сезона 2011. Предварительно намечалась поездка на Тимоновские горячие источники с 04 по 06 ноября. Тем более что дорога должна была быть не очень сложной - по фото и отзывам
на форуме от 29 октября было понятно, что на источниках снега около 10см, мороз до -15°С, грязь где надо подмёрзла, а где не подмёрзла - есть объезды. Поэтому изрядная часть участников собралась ехать на зимней резине диаметром 31 дюйм. Договорились встретиться 04 ноября в 11 утра в посёлке Раздольный…
Накануне, 03 ноября, в Петропавловске-Камчатском пошёл обильный снег. И хотя в итоге на дорогах города толщина снега не превышала 10см, настроение с утра было «бодрое» - в Елизовском районе погода заметно отличается от П-К, и чем севернее тем суровее. Несмотря на это в 11 утра в Раздольном было уже много экипажей.
Я по дороге встретил Вigger-а, радостно ему посигналил - и тут же с аварийкой встал на обочине, т.к. у меня заклинило сигнал. Пришлось скинуть клеммы с сигналов под капотом, т.к. тактичные постукивания по кнопкам сигналов на руле ни к чему не привели, а лупить сильнее отсоветовал значок SRS на панели :) В Раздольном началась смута в рядах участников :) Stas, на правах главного, предлагал изменить маршрут - поехать в Берестяной домик. Аргументы «за» домик были наличие печки и бани, и дорога туда должна быть попроще. Аргументы «за» Тимона - многие настроились именно туда, а на Берестяной домик «не интересно ехать». Решили всё же сначала доехать до брода на реке Левая Авача, куда и выдвинулись всей толпой в 11:30. В прошедшие полчаса успели торжественно вручить кубок за первое место в летнем Sunrise Trial, который никак не мог добраться до обладателя, заодно и шампанским его смочили :)
Брод на Левой Аваче Stas и Worchun переходили отдельно, а «малышей» отправили ниже по течению. Изначально таких оказалось 4-ро - Bigger на 33-й зимней, Sergey, Молчун и Maxx на 31-й зимней. У меня, кстати, даже ещё меньше были колёса - стандартные 265/70 R15 это 752мм, что равняется 29.6 дюйма, а если ещё вспомнить, что они у меня уже 3-й сезон… Но перебрались довольно уверенно, а вот выехать на берег сходу не получилось - между рекой и высоким берегом оказалась канава, набитая мокрым снегом, разогнаться по нему не удавалось. Пришлось немного подкопать наст, а затем поочерёдно вытянулись на лебёдках. К этому времени к нам уже присоединились Andrew и Alex535. И тут навстречу из кустов выехали Stas и Worchun с информацией о том, что они проехали дальше на 2 километра и снега там уже по капот Worchun-у, который между прочим на 36-х симексах.
Честно говоря, у меня после этих сведений желание биться на Тимона поубавилось изрядно - мы, конечно, очень постарались бы доехать, но потратили бы на дорогу слишком много времени, в результате была бы поездка ради поездки, а не ради отдыха. Большинство же, напротив, пытались уговорить Stas-а ехать на Тимона «докуда получится», а если что - развернуться. В результате часть экипажей остаётся на том берегу, Stas, Worchun и я переходим реку обратно по другому броду и направляемся в Берестяной домик.
Мне-то было без разницы, куда ехать, я не был ни на Тимонах ни в Берестяном домике, главное, чтобы состояние дороги позволило мне добраться до места назначения на стандартной зимней резине. К тому же, мы были уверены, что вот-вот и нас догонят остальные участники «закрытия», которые не пробьются через снег в сторону Тимонов.
Дорога проходит по заснеженному лесу, снега немного и он пухлый, что даже компенсирует колейность - иногда я задеваю межколейку шишкой заднего моста, также зачёрпываю пухляк на межколейке бампером и у меня постоянно заснежено лобовое стекло, но в целом идём довольно уверено.
На дорогу смотрю «вполглаза» - хочется выйти из машины и гулять с фотоаппаратом вдоль реки.
Переезжаем пару-тройку ручьёв, в одном гнилом все поочерёдно лебедимся, лёд в нём 2-3 см толщиной.
Переходим первый брод через Левую Авачу, поднимаемся наверх - дух захватывает от видов.
Второй брод также проходим не напрягаясь.
А вот в третьем я застрял пройдя только 10 метров от берега, причём как-то неявно - вроде какое-то движение машины чувствуется, но бурная вода вокруг и отсутствие ориентиров не даёт понять, насколько заметно это движение и смогу ли слезть с камней самостоятельно. Стас сажает к себе Вову и спешит на помощь, останавливается напротив меня, открывает дверь - и у него из замка зажигания выпадает связка ключей и исчезает в бурном потоке! Лёгкий акустический удар ненормативной лексики, машина делает разворот (она у него не глохнет и без ключей :)), из салона выпрыгивает в реку Владимир и достаёт из реки связку ключей! Как их при таком течении не унесло за сотни метров через несколько секунд - я не понимаю, как и то, как Вова сумел обнаружить ключи, не видя место их падения.
Меня цепляют к прадо, я сдёргиваю себя лебёдкой с камней и перехожу вслед за ними брод.
Вечерело… К четвертому броду через Левую Авачу подходим уже в сумерках, он каменистый, поэтому меня сразу цепляют к Стасу. Это, тем не менее, не помогает - за 20 метров до берега я основательно сажусь на камень, в глубоком месте, без признаков движения вперёд-назад. Стас подаёт машину ко мне, я вылезаю в окно, лёжа на капоте цепляюсь лебёдкой за Стаса, но вытянуться не могу - длины лебёдки недостаточно, чтобы он выехал далеко на берег, а с подъёма я его стаскиваю обратно в реку, оставаясь на месте. Стас и Вова пытаются поменяться местами, чтобы заякориться - и Worchun наматывает трос лебёдки на заднее колесо! Пока они в болотных сапогах в темноте в свете моих фар с «люстры» почти по пояс в ледяной воде распутывали трос, я с удивлением наблюдал за двумя уровнями: за уровнем температуры двигателя - стрелка упала вдвое, и за уровнем воды в салоне - она поднялась на 10см от уровня пола.
В конце-концов меня вытаскивают, я открываю двери и сливаю воду из салона.
Едем дальше, переезжаем брод через Вершинскую и поднимаемся к крутому подъёму в сопку. По словам Стаса, это последнее препятствие, а потом уже рядом домик. Взять подъём ходом у Worchun-а не получается, пробую я, как самый резвый (потому что бензиновый). Когда я в третий раз слетел с трети подъёма задним ходом по обледеневшему склону (остановиться на тормозах не получается), энтузиазма и нервов поубавилось (попробуйте сами скользить спиной назад в почти неуправляемой машине). Стас штурмует гору, ему удаётся остановиться на трети подъёма. Дальше начинается «восхождение» - мы лебедим его за кусты вдоль подъёма, страхуем канатом за соседние, освобождаем лебёдку, и пока он висит на страховке и тормозах, заносим трос лебёдки к следующему кусту.
В этот момент у Стаса начинаются проблемы с электрикой - лебёдка жрёт очень много, а заряд на аккумулятор куда-то подевался. И в конце концов на двух третях подъёма прадос Стаса окончательно глохнет. Назад уже нельзя, вперёд уже нечем. Постоянно подскальзываясь и падая, спускаемся по склону, снимаем у Вовы один из аккумуляторов, несём в горку к Стасу, также постоянно подскальзываясь и падая. Меняем аккумулятор, также перетяжками Стас наконец заезжает наверх. На заведённой машине ставим (с третьей попытки) Стасу назад его аккумулятор, попутно обнаруживая причину отсутствия заряда - отвалился провод массы.
Спускаем и устанавливаем обратно Вове аккумулятор, Стас берёт у меня кусок проволоки и идёт восстанавливать массу. Тут Вова обнаруживает, что его лебёдка не работает, хотя на самом первом ручье всё было в порядке. Перебором выясняем причину - подклинил мотор. Отогреваем лебёдку газовой горелкой, она начинает крутиться, заводим длинный трос (у Вовы 70 метров 8-мм троса на барабане), он начинает тянуться по склону - и кино заканчивается, из корпуса мотора лебёдки идёт дым, лебёдка перестаёт тянуть.
Стас пробует разогнаться в горку на моей машине сам - с аналогичным моему результатом, слетает задним ходом с трети склона. Тогда я также, перехватами, тянусь в подъём, понемногу заползаю, а в это время Вова отрубает трос от барабана своей лебёдки, делает на нём петлю, получая таким образом удлинитель лебёдки. Наверху разворачиваюсь, Стас цепляет меня за фаркоп и становится якорем, я распускаю свою лебёдку на максимум, прицепляю к ней вовин удлинитель, прицепляем Worchun -а и тянем его моей лебёдкой наверх. Когда мой лебёдочный трос заканчивается - страхуем Worchun-а, я снова распускаю лебёдку, слабину удлинителя наматываем на бампер Вове, и я тяну его вверх ещё 15 метров. Так мы и затянули его к часу ночи :) Я сам не заметил, но потом посчитали - преодоление этого подъёма тремя машинами заняло у нас 4,5 часа.
По понятным причинам ночных фото нету - не до них.
Дальше идёт спуск по склону без деревьев (что меня начало напрягать, т.к. если я не смог бы выйти назад своим ходом, то лебедиться было бы не за что), после склонов немного леса - и вот он, Берестяной домик, УРА!
Это где-то вот-тут, точных координат почему-то не сохранилось…
http://www.wikimapia.org/#lat=53.6790246&lon=158.4926723&z=13&l=1&m=b На часах примерно 2 ночи. Тут же затапливаем печку (я брал с собой дрова с дачи, чтобы огонь был сразу), сливаем эмульсию из мостов, чтобы ночью не перемёрзла, садимся праздновать успешное преодоление дороги.
Я ухожу спать к 5 утра, народ изучает карту звёздного неба до рассвета :)
Просыпаемся в обед, заливаем новую трансмиссионку в мосты, с интересом рассматриваем состояние слитой - несмотря на ощутимый мороз, она стала не слишком вязкой. Тем не менее машины отказываются заводиться, приходится проводить комплекс реанимационных процедур. Мне хватило одного чайника кипятка на корпус коллектора и стартер, после чего я завёлся и прогрел машину, но долго кочегарить не стал, т.к. бензина было «впритык». Вернее, после выливания в бензобак 20-литровой канистры, стрелка показывала больше половины бака, вот только после сидения на камнях его объём уменьшился литров на 10 примерно - помяло, сквозь защиту, так что стрелке доверять было нельзя.
Стас уезжает на рыбалку, мы с Вовой на Worchun-е едем за дровами для бани. Отъехав от домика с километр вдруг застреваем и не можем тронуться. Осмотр показал, что разулось переднее правое колесо.
Стас виден на горизонте на каком-то замёрзшем болоте, докричаться не удаётся. Я разворачиваюсь и по нашим следам иду к домику за своей машиной, кипятком для обмывания обода диска, хайджеком и пр. Одна радость собаке - всю дорогу она усердно изображает из себя лису, разгоняется и по дуге прыгает в сугроб, мышкует.
На подходе к домику меня догоняет Стас, он встретил Вову и поехал в домик за всем необходимым. Паджеро не трогаем, собираем ремкомплект, привозим Вове, газом взрываем и «обуваем» покрышку на диск, едем за дровами.
По дороге за дровами Вова замечает, что у него постоянно выключается передний мост, с ощутимым ударом. Обнаруживаем не заводящуюся бензопилу, плюём на баню, едем в домик варить шурпу.
К моменту появления на столе шурпы водка кончилась :)
Решаем с утра встать пораньше, чтобы успеть перейти все броды засветло.
Встали в 8 утра, быстренько позавтракали, начинаем заводить машины.
А вот фиг там. Не заводится ни одна :) И прорубь в ручье затянуло на треть, а эмульсия в банке стала по консистенции как солидол. Однако, мороз в эту ночь лупанул за 20, а мы прогрели домик достаточно, чтобы не очень это замечать.
Сперва комплекс прогревов и обливаний горячей водой помог Стасу, через некоторое время сумели оживить Worchun-а. К моему оживлению приступили позже всех, т.к. стартер, как и накануне, заработал после чайника кипятка, а вот заводиться машина не хотела наотрез. Вариант «прокалить свечи» не помогал, т.к. без дополнительных усилий у меня выкручиваются только 2 свечи из 4-х, всего 10 дней назад, перед соревнованиями, я менял свечи, и видел, какой геморрой достать 3-ю и 4-ю свечу на двигателе 4G64. Однако, в итоге это и пришлось делать - сбросил блок дроссельной заслонки с коллектора, добрался до всех свечей, прокалил их, собрал всё по местам, и с общей помощью и «через силу» сумели завести и меня.
Всё-таки опыт и уверенность в своих силах имеют большое значение - всю поездку помощь Стаса и Вовы значила для меня очень много. Ура, ура - время почти 14 часов, мы выехали из домика домой. На этом фото видно вулканы Жупановский и Дзензур, правда, плохо - сильно далеко уж.
Первый же подъём в лесу - у Worchun-а снова вышибло передний мост, на заднем приводе он по такой дороге ехать не может. Вернулись к домику, экспресс-диагностика локализовала проблемное место - это колёсные хабы, снимаем их поочерёдно, вычищаем смазку и лёд изнутри, собираем - всё в порядке, передний мост включается, проблема была в замёрзшей внутри хабов воде - она выдавливала шестерни из зацепления, при этом в момент расцепления шестерен под нагрузкой и был слышен удар.
Едем домой, не замечаю, как мы уже подошли к спуску, который отобрал у нас столько времени в качестве подъёма. Вот тебе и раз, а как же эти напрягавшие меня склоны, где «не за что лебедиться», я их пропустил :)
Стас решается спуститься на тормозах, в середине спуска его начинает тащить, он скатывается, периодически работая тормозом. Следующий Worchun, примерно с середины склона он идёт практически ходом, после того как он выходит внизу из машины, я наверху слышу красноречивые отзывы о таком качестве спуска. На удивление, мне удаётся совершенно спокойно спуститься на тормозах, практически не срываясь в юз.
Реку Вершинскую переходим спокойно, каменистый брод через Авачу я перехожу на привязи за Стасом, далее нигде более не привязываюсь. Дважды перед бродами замечаем крупные следы вдоль реки, идём проверить - следы медвежьи. Сразу пропадает желание идти по ним дальше, снова едем в сторону дома.
На последнем броде Стас ныряет в яму (откуда она? как не заметили по пути «туда»?), очень тяжело из неё выходит, за ним также проходит брод Worchun.
Я пытаюсь идти за ними - не могу вылезти, присаживаюсь на камни. Сдаю назад, на берег, делаю ещё одну попытку, пытаясь забрать выше по течению - снова неудачно, снова задним ходом выхожу на берег. Кричу им, что пора меня цеплять, но судя по вялой реакции, понимаю, что этот вариант они оценивают критически.
Решаюсь поменять тактику - снова захожу в брод, но иду не вверх по течению, а вниз, в сторону переката. И этот вариант срабатывает - выхожу чуть выше переката на меляк на середине реки, а уже от него беру круто вверх по течению на плёс, где меня ждут Stas и Worchun. В салон, правда, воды успел набрать, на сантиметр. Впрочем, у меня после первого дня салон не очень сухой, так что это неважно уже :)
Проходим ручьи, лёгкий перекус, и едем в сторону дома.
А вот и тот ручей, что первым заставил нас размотать лебёдки. Правда, если позавчера тут был ледок в 3 см, то теперь это 15-сантиметровые льдины. Ничего себе был мороз!
По дороге, правда, замечаю, что у Worchun-а почти спустило правое заднее колесо, моргаю ему светом, останавливаемся, накачиваем колесо. Назад едем через реку Колокольникова -
по тем самым местам, где мы на первомай бились на Аквариум :)
На весовой встречаем компанию, которая поехала на Тимона - им удалось доехать до источников, так что сезон они закрыли не хуже нашего, тоже «с приключениями» :)
В город въезжаю примерно в 20:30, на уличном термометре -4, а мне кажется, что тепло.
Утром сегодня паджеро у меня не завёлся - снова замёрз стартер :)
Примечания: Stas он же Стас - президент Камчатской Федерации внедорожного туризма, в данной поездке управлял Toyota Land Cruiser Prado в 78 кузове с АКПП и двигателем 2L-TE (дизель) на колёсах TSL 38″, Worchun он же Вова - за рулём Toyota Hilux с МКПП и двигателем 3L-T (custom) (дизель) на колёсах Simex 36″. Maxx он же Макс он же я - за рулём MMC Pajero в 21 кузове с АКПП и двигателем 4G64 (бензин) на колёсах Falken 265/70 R15.
Все фото, на которых проставлена дата - с фотоаппарата Стаса, остальные мои.
Я не ожидал такой жести, думал, будет более официальное и менее напряжное мероприятие. Но в итоге доволен как слон :)
Всем участникам ещё раз большое спасибо :)
UPD:
так как многие спрашивают - привожу доп. подробности.
1. статистика (уже была):
пройдено 220км, пройдено 10 крупных речных бродов и столько же мелких, потрачено примерно 60-65 литров бензина (точно сказать не могу, т.к. замял бензобак), на дорогу потрачено 16+7=23 часа времени;
2. затраты:
бензин - полный бак 60 литров и 20 литров в канистре - 80х32.50=2600 рублей;
еда и напитки - 3000 рублей примерно;
ремонт - замена трансмиссионного масла (ТАД-17) 3 литра в лесу и 5.5 литров в городе - 1110+500=1610, замена левого внешнего пыльника переднего привода (порвало льдом) 220+1500=1720, подкрасить ободранные камнями рычаги 300 рублей за баллон краски, выдуть замятие бака примерно 500-1000 рублей.
итого затраты на 3 дня - 7530 или около того.
альтернатива - снять домик на базе отдыха, за 3 дня около 10-12 тысяч, примерно (включая еду и напитки). тупо «отдыхать и жрать».
да лучше я в снегу машину повыкапываю :))))
автоматически скопировано из вордпрессика :)