Первоначально экскаваторы были созданы для помощи человеку в рытье котлованов, но постепенно они превратились в универсальную строительную технику с массой дополнительных возможностей. Сейчас выпускаются спецмашины для выполнения различных строительных работ. Разработаны плавающие, карабкающиеся и другие специальные модели для выполнения самых сложных работ. Но не стоит забывать, что любая техника требует своевременном техобслуживании и при необходимости в ремонте.
Леонардо да Винчи разрабатывал машины, которые напоминали экскаваторы. В его чертежах были обнаружены наброски техники, которая напоминает грейфер. Такие машины использовались при рытье каналов в долине под Миланом.
Американец Вильям С. Отисс, в 1839 году, получил патент на первую механизированную землеройную машину. Однако он не смог создать такую машину в «железе». После его смерти патент хранился у родственников в течении 40 лет без движения.
Сначала землеройные машины называли «паровыми лопатами». На них устанавливали паровые котлы, но такая техника была мало эффективна и очень дорога в эксплуатации. Рабочие руки были дешевле.
В 1882 году был выпущен первый заводской экскаватор по название «Bucyrus». Его разработал Томпсон, и он предназначался для работы при прокладке железных дорог. В нашей стране, данный экскаватор выпускался под названием «Путиловец».
При прокладке канала через панамский перешеек очень широко применялись экскаваторы данной модели. Из 119 единиц данной техники, 77 были марки Бьюсайрус. Эта стройка считается самой сложной в начале 20 века.
1. Экскаватор весьма многофункционален и кроме рытья ям он может поднимать и загружать, рыхлить и толкать землю, а также трамбовать ее за счет собственного веса. Оснащенный гидромолотом он способен долбить, буром - делать отверстия, а гидроножницами - разрушать конструкции без сейсмического воздействия.
2. Самый огромный в мире представитель этой техники построен немецкой фирмой Krupp - "Баггер 288". Его размеры огромны: в высоту - 93 метра, в длину - 211 метров. Весит гигант 13 тыс. тонн, а для управления им нужно 5 человек. За час работы он может выкопать 10 тыс. кубов породы благодаря ротору с множеством ковшей размером около 5-ти этажного дома. Стоит "Баггер 288" ? 100 млн долларов.
3. Самый тяжелый землеройный экскаватор с одним ковшом - Bucyrus RH400 от Caterpillar. Он весит 889 тонн, ширина его ковша 8,6 метров - за один заезд он берет 45 м3 породы. Он имеет 16-цилиндровый двигатель с мощностью 4,4 тыс. лошадиных сил.
4. Самый миниатюрный экскаватор - это мини-модель Komatsu PC01-1. Он впервые демонстрировался в России в 2008 году. Испытательной площадкой для него было подобие детской песочницы, ведь его масса всего 380 кг, размеры 2,1х0,58х1,35 метра, а объем ковша 0,008 м3.
5. Существуют экскаваторы-амфибии, оснащенные понтонами. Благодаря этому они могут работать на воде и в болотах. Они незаменимы при выполнении работ в болотистой местности или для землеройных работ на водоемах.
6. Интересную конструкцию имеет «шагающий экскаватор» или экскаватор-паук. Он имеет четыре ноги с колесами, вращающимися по вертикали и горизонтали независимо от других трех колес. Благодаря этому он буквально карабкается по склонам гор, заходит в труднодоступные русла рек и озер.
Источник