Бабьи каши - это праздник чудесный
День рожениц и повитух.
И в этот день по всюду витает
Старины забытый дух.
Праздник Бабьих каш - оригинальное название для чествования повивальных бабок. Но почему праздник называется Бабьих Каш?
Праздник бабок которые помогали роженицы в самые трудные минуты и которые помогали появляться на свет чуду - появляться на свет младенцу.
Праздник имеет очень древние корни, праздник Бабьих каш восходит к почитанию самих богинь-матерей. По старому календарю праздновали 26 декабря, а по новому календарю 8 января. Это день следующий после Рождества (первый день после Рождества).
В старину, не одни родины не проходили без повитухи. Повивальная Бабка - в своей деревне (а иногда и в соседних) всем родней дальней была. Считалось в старину, что между бабками - повитухами и детьми, которым они помогли появится на свет, устанавливались связь на всю жизнь, то есть духовно-родственные отношения.
Кроме этого, необходимо понимать, что не каждая могла стать повивальной бабкой. Она обязательно должна быть немолодой, поэтому даже Повитье называлось «бабканьем». А так же, бабкой тогда могла быть только та, что испытывала на себе это бремя, то есть рожала детей сама. И она обязательно должна была быть, как говорили «с руками» (ловкой и знающей).
Славили их всем миром. К бабкам приходили с детьми (чтоб бабки смогли их благословить), приносили угощения (блины, пироги, домашнее пиво) и щедрые подарки.
Так же, в этот день обязательно к бабкам было необходимо приходить будущим мама и молодым девушкам.
Но почему же бабьих КАШ? При чем здесь КАША?
Посещение и совместная трапеза с бабками повивальными иногда проходила в деревне с вечера и «до белого света». И за столом всегда было веселье, смех, шутки и разговоры, кстати, почти все с подтекстом. Считалось так же, что в этот полезно наносить визиты к другим виновницам торжества: беременным женщинам.
Так же, в этот день повивальная бабка могла провести ритуал, который мог помощь женщинам иметь больше детей. Для рожениц, повитуха варила кашу из проса и гречихи, для крестильного обеда. И это блюдо занимало важную роль в обрядах. И кстати, угощения для повитух так же именовалось бабьей кашей.
Например, бабка поднимала горшочек с кашей, приговаривала: «Расти высоко-высоко», это чтобы предупредить низкорослость ребенка. А чтобы малыш встал на ноги поскорее, старшим детям тоже вручался горшочек с кашей: кашу необходимо было съесть ребенку на улице, а потом в пустой горшочек посадить курицу или петуха (соответственно полу новорожденного).
И кстати, в этот день дозволялось впервые постричь волосы детям.
Этот день заканчивался вечерней общесемейной трапезой с бабкиной кашей, при этом каша в этот день обязательно была «богатой», ее красиво украшали и не жалели различных добавок. В этот день хозяюшки красиво накрывали столы, готовили нечетное число блюд (!!!), на столе праздничном ставили дополнительные приборы (по числу умерших в прошедшем году членов семьи).
Кроме этого , по бабкиным кашам, люди на судьбу гадали. Так вот, если во время приготовления каша вылезала из горшочка в сторону печи - семья рассчитывала на хороший, счастливый и благодатный год, в противном случае готовились к неприятностям. Но которые, по сказаньям, можно было избежать, если сразу кашу данную вместе с горшочком в проруби утопить.
В Болгарии, на Бабкин-день сохранился интереснейший обычай. К повитухе рано утром идут женщины, дети которых в возрасте от 1 до 3 лет. Во дворике, под деревом фруктовым проводится особый ритуал, который называется «умывания рук». Пришедшие молодые женщины, которые принесли с собой из дому ведерочко с чистой водой, мыло и новенькое полотенце, поливают на руки повивальной бабке, затем подают ей новенькое полотенце, которое она принимает в дар, кроме этого в дар бабке приносят одежду, полотно ( кладут все это ей обязательно на правое плечо). При этом ритуале повивальная бабка старается поднять как можно больше брызг с наговором, чтобы ребёнок женщины бегал и прыгал в крепком здоровье. Со своей стороны повитуха так же дарит молодым матерям детские рубашечки и носочки, а если с молодой матерью пришёл и ребёнок, то повитуха завязывает ему на руку монетку или фигурку лошадки сплетенными нитками (красной и белой).
Позднее в этот день стали отмечать праздник иконы Пресвятой Богородицы. Приходившийся на второй день Рождества Христова, этот праздник связывался с народным восприятием образа Богоматери-роженицы. В церквях в этот день совершались службы иконе Богоматери "Помощь в родах".
Повивальное искусство - одна из древнейших отраслей народной медицины на Руси. Повивальные бабки славились умением, который был основан на опыте целых поколений. Примерно до середины XX века люди прибегали к помощи повитух.
И самое интересное (по некоторым источникам), в том, что повивальные бабки готовились …. Повивальными институтами. В России к концу 19 века их было около двух десятков. По окончанию обучения им выдавался… диплом с звание «повивальная бабка», обучение длилось 6 лет. Так же они приносили присягу - "Присяги повивальных бабок о должности их". Но при этом, сельская повивальная бабка получала 3-х летнее медицинское образование в крупных уездных городах, в специальных повивальных школах. В России таких повивальных школ насчитывалось около 50. Так же, сельская повивальная бабка работала только на селе и без права работы в городе. И кроме этого, она принимала роды и готовила из соседних деревень повитух.
В этот день так же наблюдали за приметами:
- если день ясный, то в этом году будет хороший урожай проса.
- если каша в печи подрумянится, значит это к снегу.
- если синички с утра в этот день пищат, то можно ожидать мороза к ночи
- а если крик ворон и галок беспрерывный слышен, сулит это метели и снегопады.
Традиции и обычаи старинные поражают своей красотой … А ведь где то они еще сохранились.
Источник