Воздух! Воздух!

Sep 10, 2013 03:43



Дошли руки разобрать те немногочисленные фотки, которые я привёз с МАКС-2013. Заодно решил положить на бумагу клавиатуру и свои впечатления от этого события, пока они ещё более-менее свежи.


 


Начну, пожалуй, "за здравие". Всё-таки авиасалон - это духоподъёмное мероприятие. Не перестаю удивляться, что сотни тысяч людей готовы переться куда-то вдаль (зачастую сильно рискуя промокнуть :), для того, чтобы посмотреть, как где-то в облаках, грохоча или тарахтя, носятся блестящие куски железа. И пусть лишь ничтожная часть людей смотрит при этом в небо с гордостью за свой труд, и весьма небольшая знает ему истинную цену, и понимает происходящее чуть более, чем в общих чертах, остальная публика искренне восхищается результатами, которых достиг Человек. Его трудом, его знанием, его гением. И пусть сотни тысяч других людей ломятся на поклон к какому-нибудь поясу богородицы, болеют за "XXX" (подставьте свою любимую футбольную команду ;), или просто валяются на диване, уткнувшись в телек, и не зная, чем себя занять. Историю делают не они, а те, кто однажды, увидев в небе птицу (а особенно, птицу железную!), загораются идеей Полёта, и служат ей всю свою жизнь...

Сразу оговорюсь, что на МАКС я ездил с двумя юными любителями авиации (сыном девяти лет от роду и его приятелем), так что в наблюдении и фотографировании как лётной программы, так и всех прочих экспозиций, был ограничен. Не первый год меня гложет идея брать отгул, и ехать туда одному, в будний день, чтобы основательно всё посмотреть, но пока она так и не обрела реального воплощения. Что же касается фотографирования, то тут я перестал даже рыпаться. Если 18 лет назад мои фотки вполне можно было пустить по категории "эксклюзив" (какое-то издательство даже интересовалось насчёт права напечатать кабину Як-141), то сегодня, на фоне толпы фотографов с 600+ миллиметровыми телескопами, снимающей с какой-то небесной "медиаплатформы", у меня просто нет шансов. Это к вопросу о том кто снимает, фотоаппарат или фотограф. Так что что самолётики теперь снимаю понемногу, на память и для удовольствия. В эту субботу удовольствие от съёмок, из-за погоды, было ниже среднего, хотя, с другой стороны, плотные облака закрыли контровое солнце, и позволили смотреть всю летную программу не щурясь, и не прикрывая глаза рукой (разве что от дождя ;)

Про пилотаж. Тут, без сомнения, последние Су и МиГи делают всех как бык - овцу. Сравниться с ними по зрелищности может, пожалуй, только высший пилотаж на спортивных самолётах типа Су-31 (которых, кстати, на этом салоне почему-то не было), но разница в классе машин делает даже такое сравнение весьма натянутым. Короче, Су-35С и Су-30СМ отлетали бесподобно. Не знаю, пытаются ли всё ещё сейчас давать имена собственные тем кульбитам, которые они вытворяют, но "кобра" и "колокол", которые совсем недавно считались передним краем, похоже, постепенно переходят в разряд заурядных, и даже не заслуживающим упоминания. Позабавило, что эту самую "кобру", а также всякие стремительные развороты с крайне малым радиусом и на маленькой скорости, пытались делать и многочисленные самолёты "малой авиации", летавшие "на разогреве", между "гвоздями программы". Даже ТВС-2МС (в девичестве Ан-2) совершал такие эволюции, что я невольно проникся к нему уважением. Из того, что хотелось, но не удалось посмотреть - МиГ-29ОВТ. Его отчего-то не выпустили, а МиГ-35 по сложности пилотажа - на голову ниже, но при этом всё равно обгоняет Rafal. Очень впечатлил полёт Т-50. Видишь, как у тебя на глазах самолёт (его ЭДСУ) буквально учат летать. Еще год назад на показах он осторожно крался в небе: взлёт, проход, посадка. Максимум - полубочка или косая петля. В этот раз Т-50 крутил сверхманевренность уже на уровне Су-27. Впечатляет и групповой пилотаж. Держать плотный строй, ныряя в облака в самые ответственные моменты - дорогого стоит. По суровой слаженности и мастерству нашим "Стрижам", "Соколам" и "Витязям", на мой взгляд, тоже нет равных. Если же брать общий задор, то тут мне больше всего понравилась команда Breitling. Запомнились и китайцы на J10. Пусть летная программа у них была не такой сложной и насыщенной, понравился общий подход - не оставлять зрителя один на один с самим собой. Группа практически постоянно была разделена на части, и над зоной показа непременно находился хотя бы один самолёт, пока остальные перегруппировывались на подходе или выходе. И ещё у китайцев совершенно изумительный радиообмен (они общались друг с другом на той же раменской частоте). Если наши обмениваются редко, сурово и по делу, то радиообен китайцев со стороны напоминал прямую трансляцию со зрительских трибун, следящих за полетом: много, часто, эмоционально... хотя и ни рожна не понятно.

Кстати, про радиообмен. Я уже почти год играюсь с портативной рацией Yeasu-8R. Оказалась весьма годной штукой. Широкий диапазон (0.5-1000MHz), и достаточная чувствительность для такой всеядности, даёт возможность знакомиться с эфирной жизнью практически всех отраслей народного хозяйства, включая авиационную, а работа на передачу на любительских диапазонах (LPD/PMR) позволяет использовать её и в быту. На МАКСе она работала вместе с парой других бытовых раций (Jet XT Pro), которые были розданы ребёнкам. Один канал я настроил на связь с детьми, а другой на частоту КДП. В результате можно было одновременно держать связь с бегающими пописать чадами, и держать руку на пульсе летной программы. ЛИИ в этот раз не пожадничал, и публиковал план полётов с радиопозывными. Т.е. гуляя по павильонам (с целью удовлетворить любопытство, а также погреть и спрятать от дождя детишек), и заслышав на авиачастоте "155-й на исполнительном!", - я брал детей в охапку и тащил на свежий воздух, посмотреть, как будет летать "155-й" Су-35. Схема показала свою работоспособность, хотя и дала досадный сбой, в результате которого мы проморгали полёт A-380 :( С другой стороны, мне ласкает слух уже сама возможность окунуться в тот мир, в котором живут и работают пилоты и диспетчеры... Вот тот же Юрий Ващук заканчивает пилотаж на Су-35. Дальше по программе что-то тихоходное и маловысотное. Кажется, вертолёты. "Гордый" запрашивает: "155-й, нижний край подскажите, пожалуйста?" (это про облачность). Тот, с заметным усилием, даже, наверное, кряхтением в голосе, переводя дух после головокружительного пилотажа, отвечает - "На 1500 - не достал!". По голосу ощущаешь, чего стоит пилоту та внешняя лёгкость, с которой крутится в небе самолёт, казалось бы наперекор всем законам физики. В общем, добавляет множество штрихов к общей картине. В конце-концов и дети заинтересовались, "что это я там в наушнике слушаю"? Тогда я дал им гарнитуру, послушать переговоры "Русских Витязей" во время группового пилотажа. Судя по всему, впечатление произвело. Усталость на лицах сразу сменилась живым интересом. Мы даже перестали пробираться к выходу, остановились, и досмотрели пилотаж "Витязей" до конца, хотя к этому моменту дождь из накрапывающего стал настоящим, да и целый день на ногах давал себя знать.

Ещё я, с некоторым удивлением, обнаружил у себя задатки таланта экскурсовода. Оказалось, что я могу обильно, связно, и, как мне показалось по реакции моих юных слушателей, интересно, распинаться практически про любой, встреченный нами по пути, экспонат авиакосмической тематики. А может, это просто они вошли в такой возраст, когда начинаешь понимать, как устроен мир, и всё вокруг становится интересно... В любом случае, надеюсь, что я не перегрузил их своими словоизолияниями, а наоборот, смог заинтересовать, занести хоть маленькую искорку, из которой иногда разгорается пламя.


 


Ну а теперь немного о грустном. Об организации мероприятия.
Сперва похвалю себя любимого, что не пожалел денег, и потратился на пропуск на парковку P7 на территории ЛИИ. Она располагалась на перроне, рядом с рулёжными дорожкам, буквально в 500 метрах от пунктов пропуска на выставку. При заезде всё было более-менее нормально, пользователям нашей стоянки даже выделили общественный транспорт, чтобы они, не дай бог, не прошли эти 500 метров пешком, а обязательно проехали вокруг, на автобусе.

Первые проблемы стали заметны на проходе на выставку.
Вроде бы, выделили отдельные пункты пропуска для посетителей с маленькими детьми (на прошлых шоу там был широкий проход для колясок и заметно менее строгий досмотр, отчего очередь двигалась ощутимо быстрее), но никаких указателей на эту тему, или трансляций по громкой связи - не было. Совершенно дикой выглядела идея смешать поток посетителей, которые купили билет заранее, и хотели просто пройти на выставку, с людьми, которые приехали, рассчитывая купить билет на месте. Опять же из-за отсутствия ясной информации о том, где какой поток (это можно было понять, только вплотную приблизившись к кабинкам с надписью "касса"), очень много людей вставали не в свою очередь, и вынуждены были либо терять время продвигаясь к кассам, хотя они имели на руках билеты, либо наоборот, возвращаться от пункта пропуска обратно к кассам, чтобы билет всё-таки купить. Пройдя за рамки и контроль билетов, люди устремлялись вперёд, к ВПП, откуда манил рёв турбин, но упирались в ограждение, которое вынуждало их разворачиваться, и, создавая толчею, продираться обратно, сквозь потоки новоприбывших, которые продолжали упорно продираться вперёд.

Но самый ад начался на выходе. Не стану здесь живописать все прелести полуторачасового стояния в плотной толпе, под дождём, с двумя детьми. Отмечу только, что и дети, и вообще все те, кто находился в ближайшей от нас окресности, стоически и с достоинством перенесли эту тяготу и лишение. Никто не ругался, не пихался, и не пытался пролезть вперёд. Хотя всем было тяжело, и вода с зонтиков соседей часто капала прямо за шиворот, а вода под ногами образовывала бурные потоки глубиной аккурат по щиколотку. Главных же ошибок организаторов было, на мой взгляд, две: первая, - не смогли (а может, конечно, не успели) организовать потоки людей на выход, а вторая - полностью забили на информирование людей (кстати, при покупке билетов, на кассе спрашивали ФИО и номер телефона, мотивируя это требованиями организаторов выставки на случай экстренного информирования в случае чрезвычайной ситуации). В итоге, было совершенно непонятно, куда идти людям, желающим попасть на электричку, на стоянку в Быково, на стоянки ЛИИ. Было совершенно непонятно, ходят ли вообще автобусы, или нет, и стоит переждать дождь где-нибудь в павильонах. Я уверен, что если бы организаторы озаботились информированием посетителей, и привлекли хотя бы часть прикомандированных полицаев на организацию людских потоков, то ситуация не покинула бы традиционные рамки "плотной очереди". А так - задние наседали на передних, те, как могли, сопротивлялись, но в итоге люди перекрыли площадку посадки на автобусы и сами автобусы тоже, создав пробку из себя и для себя. Мы, с грехом пополам выбравшись из тесного плена желающих ехать на автобусе, запихнутых в узкий коридор выхода с выставки, дотопали пешком до машины, где, в тепле и светле, основательно перекусили и погрелись, планируя обратную дорогу. Тогда как многие были вынуждены топать несколько километров до электрички или до стоянок в Быково под дождём, с маленькими детьми…



фото, удивительное рядом, самолеты, лытдыбр, полеты

Previous post Next post
Up