13 мая 2021 года состоялось первое заседание суда между активистами движения "За развивающуюся Находку" и АО "Находкинский завод минеральных удобрений". По словам активиста движения Сергея Тарасова, это было только первое вводное заседание на котором каждая из сторон предоставила суду ходатайства, и пока единственная информация которую активисты готовы сообщить - это то, что суд также привлёк третью сторону - "Корпорацию развития Дальнего Востока" (КРДВ).
Активисты движения "За Развивающуюся Находку" считают, что общественные слушания по заводу прошли с нарушениями. Причем нарушений предусмотренных процедур проведения слушаний и составления технического задания со стороны НЗМУ они усмотрели так много, что помимо нынешнего иска подали ещё два. Один из них уже принят судом, второй пока нет.
По словам активистки Надежды Корчевной, процедура слушаний по оценке воздействия на окружающую среду была организована 17 марта так: "Сначала шел месяц обсуждений со всеми этими картинками в библиотеке, потом слушания. Но на слушаниях устроили канитель: привели своих нанятых актёров, чтобы не дать провести слушания как положено и устроили полный бардак. Ну хорошо, предположим, что слушания они провели. Результат должен быть отражен в протоколе и мы, как прорвавшиеся туда участники, имеем право с ним ознакомиться. Они обязаны выдать нам копию этого протокола! Мы сразу оставили заявление, через 7 дней должны были получить копию, а они под разными предлогами нам её не выдают. И вот так получается мы пишем "дайте-дайте", туда-сюда, нас игнорируют и как результат мы подали иск с просьбой о том, что бы суд признал эти слушания незаконными в виду нарушения процедуры грубейшим образом."
Несмотря на то, что судебные баталии пока находятся в начальной стадии - строители демонстрируют явную уверенность в том, что заводу в итоге быть: под стройплощадку уже вырублен внушительный лесной массив, (светлое пятно на обращенном к морю склоне сопки на фото ниже).
Следующее судебное заседание планируется на 14 июня.
Но, может, вся беда в недостатке коммуникаций и недоверии к властям и бизнесу, и на самом деле проект не так уж и плох? Движение "За Развивающуюся Находку" не первый раз сталкивается с навязываемыми подобным образом проектами - и опыт подсказывает им, что за подобными процедурными "нюансами" обычно прячутся весьма серьезные проблемы природоохранной сферы.
Само движение "За Развивающуюся Находку" появилось в Приморском крае, в городе Находке еще в 2002 году, а понимание необходимости активно участвовать в общественной жизни пришло многим активистам намного раньше. По словам активистки Надежды Корчевной: "В 91-м году мы начали понимать, что что-то не то, не то, что нам обещали. И уже тогда решили участвовать в политике. У нас же все такие чистоплюи, говорят, мол, мы в политике не участвуем. А мы считаем, что участвовать в политике - это, мягко говоря, отбиваться от тех людей, которые испортили само это понятие. Политика по Ожегову - это общественная деятельность, и мы, как граждане, которым небезразлична судьба страны, должны в этих процессах участвовать по мере сил."
Членов движения волнует комплекс вопросов напрямую касающиеся их родного города: градостроительство и то, какого качества строятся дворы по программе губернатора Кожемяко "1000 дворов", качество медицины - и, конечно же, состояние окружающей среды. По словам активистов, раньше Находка всегда была "жемчужиной" Приморья и со всего региона в неё приезжали отдыхать на море и других природных объектах, теперь же создаётся ощущение, что город превращают в промзону.
Одна из основных насущных проблем - открытая перевалка угля. С 2017 года активисты в Находке борются со стивидорами разными методами. В городе проходили митинги, сегодня же движение ведёт борьбу в судах и прочих государственных инстанциях.
В регионе работает порядка 20 стивидорных компаний - в морских портах Владивостока, Находки, Шкотовского, Хасанского районов. Один только ОАО "Порт Восточные ворота - Приморский завод", расположенный ближе остальных к жилому сектору Находкинского городского округа, имел оборот перевалки угля 750 тысяч тон в год. Но теперь компания решила увеличить объёмы до 1,5 млн тон в год, и по этому вопросу 5 апреля тоже прошли общественные слушания. При этом пришедших на них активистов в зал вообще не пустили под предлогом короновирусных ограничений. Жители города продолжают бороться: подавать жалобы в прокуратуру и полицию, судиться, но пока всё, чего они смогли добиться - это сначала обещаний от губернатора Приморского края сменить открытую перевалку угля на закрытую, а теперь, по словам членов движения им отвечают, что стивидоры используют "защищённую" перевалку. Фактический "защита" заключается в том, что вокруг складов угля часть стивидоров построила заборы которые, к сожалению, трудно назвать эффективной защитой от распространения угольной пыли - это видно по вечно чёрным подоконникам в квартирах, чёрному снегу зимой и недовольству жителей города.
"Одно дело когда я предполагала, другое - когда я это вижу на практике. Нам говорят, что у них по отчётам всё нормально и нет никакой угольной пыли, а мы видим чёрные подоконники, чёрный снег и так далее. И так не только с перевалкой угля."
Активистка видит корни проблем в фундаментальных недостатках нынешней российской политической системы.
"Я участвовала в проведении президентских выборов в 2018 году от штаба Грудинина и после в наших региональных выборах губернатора от кандидата партии КПРФ - Ищенко. Видела все эти фальсификации. А причина фальсификаций, на мой взгляд, в том, что партии не готовят нормально наблюдателей. Они их берут только для того, чтобы отчитаться и не объясняют, что для того, что бы стопочку бюллетеней вбросить, нужно сначала разнести их по книгам, а наблюдатели этого зачастую не отслеживают. Поэтому я всегда была антипутинисткой!" - говорит Надежда Корчевная.
Фото в заголовке всянаходка.рф
Читать подробнее на сайте Активатика