Дело об «Анонимном интернационале» («Шалтай-Болтай») - группе хакеров, которые стали известны благодаря «сливам» переписок высокопоставленных чиновников, - обрастает все новыми подробностями. В четверг Владимир Аникеев, который считается основателем «Шалтай-Болтая» и с ноября содержится под стражей, будучи обвиняемым в неправомерном доступе к компьютерной информации, признал свою вину. А другой, по его словам, основатель «Шалтай-Болтая» - Александр Глазастиков - нашелся в Эстонии: он покинул Россию еще в 2014 году и возвращаться не намерен. В интервью «Новой» Глазастиков рассказал, чем занимался «Шалтай-Болтай» с момента своего основания: как собирал информацию, на какие деньги существовал и почему начал сотрудничать с ФСБ.
«Шалтай-Болтай» - это два человека»
- Сначала о составе вашей команды. Сколько человек объединяет «Шалтай-Болтай»?
- Изначально это два человека - Аникеев и я.
- А потом?
- Когда стало много информации, которую надо было анализировать, мы позвали старого знакомого Теплякова (сейчас под арестом. - М. Е.) - иногда, не на постоянной основе, он нам помогал.
- Еще один задержанный - Филинов? Кто он?
- Я не знаю, кто этот человек. Изначально в проекте его не было. Возможно, это какой-то знакомый Аникеева - связанный или не связанный с нашими историями.
- Что за персонаж Алиса? Про нее в январе 2015 года Аникеев говорил в интервью «Медузе», и «Росбалт» ее недавно упоминал, когда давал расклад по составу «Шалтай-Болтая» - не знаю, соответствует версия «Росбалта» действительности или нет.
- А как бы вы хотели думать - существует она или нет? Скажем так, сейчас это уже материал следствия. Если Алисы не было, то, значит, ее выдумал Аникеев. Если она была, то ей грозит какая-то статья. Поэтому я не хотел бы комментировать этот вопрос.
- А Мартовский Заяц и Шляпник, которые так же упоминаются в статье «Росбалта»?
- Ребята сейчас как раз находятся в «Лефортове»…
- Получается, это они и есть?
- Не хочу сообщать какую-то дополнительную информацию. Адвокат Аникеева сообщил, что Аникеев признал вину и заявил, что это он создал проект, так что про него я могу говорить и готов подтвердить - действительно, так и есть. Он был главным инициатором проекта. Что касается других задержанных - о Филинове мне ничего неизвестно, я продолжаю подозревать, что это знакомый Аникеева, который случайно очутился там вместе с ними. Про Константина Теплякова могу сказать, что он был с нами на нерегулярных условиях.
- А на регулярной основе это были два человека - вы и Аникеев?
- Да.
- Чем конкретно вы занимались?
- Аникеев предоставлял информацию, которую я обрабатывал. Потом - ведение блога, твиттера, общение с журналистами. Весь публичный образ.
- А решение о публикации материала вы принимали вдвоем?
- В одном из СМИ была фраза про меня - «младший партнер без права голоса», она, я думаю, соответствует истине. В целом все решал Льюис (Аникеев. - М. Е.). Я мог с ним поспорить, попробовать убедить, но роль младшего партнера без права голоса соответствует истине.
Продолжение:
https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/02/10/71473-s-proshlogo-goda-my-rabotali-pod-kontrolem-sotrudnikov-fsb