На недавно прошедшем
митинге в защиту московского троллейбуса неоднократно высказывалась версия, объясняющая такую нетерпимость московского правительства к этому виду транспорта: троллейбусные парки находятся в хороших местах, занимают большую площадь и кому-то эти территории приглянулись. Если, под разными предлогами, лишить Москву большой части троллейбусов, то эту землю можно освоить под другие, прибыльные нужды. То, что на следующий день после митинга произошло с депутатом Московской городской думы Еленой Шуваловой, во многом подтверждает эти версии.
Депутат Елена Шувалова представляет в городской думе избирателей четырёх районов центра Москвы - Тверского, Таганского, Замоскворечья и Якиманки, и ликвидация ряда троллейбусных маршрутов в центре столицы напрямую затрагивает их интересы. Во время реконструкции Садового кольца власти клятвенно обещали, что как только закончат класть плитку, то троллейбусный маршрут Б, легедарная «Букашка», будет возвращён. Его обещали вернуть на линии минувшим летом. Но троллейбус на кольце так и не появился. В то же время часть подвижного состава из города просто исчезла - троллейбусы вывезли в Щербинку, где их порезали на металлолом. Причем, среди них были и сравнительно новые, низкопольные машины
«Это просто преступление. У нас на дворе провозглашенный президентом год экологии России, а троллейбусы - самый экологически чистый и дешёвый вид транспорта. Сказки про электробусы можно читать деткам на ночь, но таких машин, которые обеспечивали бы маршруты, пока не существует», - считает Елена Шувалова.
Легендарная Букашка и её депо
Троллейбус, ходивший с 1937 по 2016 год по Садовому кольцу имел необычный, буквенный номер. Исторически дорожная сеть Москвы развивалась кольцами и радиусами. Одни из самых значимых транспортных колец столицы были Бульварное и Садовое кольцо, по которым ходили сначала конка (вагон, который везли по рельсам лошади), а потом электрический трамвай. Бульварное кольцо называлось «кольцом А», и по нему ходил трамвай А, прозванный в народе «Аннушкой». Садовое кольцо называлось «кольцом Б», соответственно, ходящий по нему трамвай называли Б. Закрепилось и народное имя - «Букашка». Когда в конце 30-х годов с части Садового кольца сняли рельсы и трамвай на большей части кольца заменили троллейбусом, то уже привычные номер и имя маршрута перешли к новому транспорту. Полностью троллейбусное «кольцо Б» замкнулось лишь в 1963 году.
Когда мы пользуемся троллейбусом, мы обычно не задумываемся о том, где троллейбусы ночуют. Хотя многие видели, что с наступлением ночи на некоторых маршрутах троллейбусы просто выстраиваются в цепочку, один за другим, сложив свои «рога», и как будто прижавшись друг к другу. Но есть у троллейбусов и постоянный дом. Это троллейбусные парки, где троллейбус можно и отремонтировать. Исторически сложилось так, что старые троллейбусные парки когда-то давно обосновались на месте вытесненных в прошлое трамваев. А электрические трамваи, в свою очередь, когда-то сменили самый первый общественный транспорт - конный трамвай, конку.
Маршрут Б напрямую связан с находящимся между Лесной и Миусской улицами 4-м троллейбусным парком. Парк был построен в 1874 году, как парк конно-железных дорог и назывался «Миусский парк». В 1903 году конку в Москве стали заменять на электрический трамвай и именно здесьбыл первый трамвайный парк. Во время революционных боёв 1905 года в этом районе была вторая, после Красной Пресни, по масштабам и интенсивности боёв баррикада в Москве. События тех дней описал живший неподалёку Борис Пастернак в своём стихотворении «Москва в декабре». Упоминает он и незадолго до этого сменивший конку электрический трамвай:
Всюду груды вагонов,
Завещанных конною тягой.
Электрический ток
Только с год
Протянул провода.
Но и этот, поныне
Судящийся с далью сутяга,
Для борьбы
Всю как есть
Отдает свою сеть без суда.
Фотография трамвайного депо на Лесной улице, датированная 1912 годом
«В конце 19 века с этого парка начинался московский общественный транспорт. Поэтому это не просто троллейбусный парк, а интересный объект истории городского общественного транспорта. И 10 февраля эта история выставлена «Мосгортрансом»
на торги», - рассказывает Елена Шувалова. «Конечно, обременение существует, но закон об объектах культурного наследия очень запутанный. Там есть разные названия объектов: объект, обладающий признаками культурного наследия, выявленный объект культурного наследия, и есть объект культурного наследия, включенный в реестр с присвоенным статусом федерального или регионального. И окончательный статус этому троллейбусному парку не присвоен, на данный момент парк является объектом культурного наследия, но ещё нет окончательной подписи Емельянова (руководитель Департамента культурного наследия г. Москвы - Activatica), которая сделала бы невозможным его вывод из списка культурного наследия. И я уверена, что его сейчас на короткий период сдадут в аренду, через несколько месяцев арендатор его выкупит, потом он же закажет за свои деньги историко-культурную экспертизу, и нанятые лицензированные эксперты проведут историко-культурную экспертизу, в которой напишут, что утеряны признаки исторического здания, после чего его просто выведут из списка выявленных памятников», - убеждена депутат.
Миусский трамвайный парк и его работники. Фото 1930-х годов
Для того, что вывести какой-то объект из списков памятников, достаточно, чтобы был утерян исторический облик здания, например, из-за перепланировок, проведения евроремонта и т.д. Поэтому, когда жители района проинформировали Елену Шувалову о том, что на территории 4-го парка всё время режутся и вывозятся какие-то конструкции, то она решила выяснить, что там происходит. Дело в том, что клёпанные большепролётные перекрытия самого крупного здания парка, - т.н. "большого вагонного сарая", - были сделаны по проекту знаменитого инженера Шухова и нельзя было исключить, что там режутся именно шуховские конструкции. «Конечно, если потом придут эксперты и напишут, что там отсутствуют шуховские конструкции, то его запросто выведут из памятников», - опасается депутат. Кроме того, накануне там было возгорание и никто не знает, что там горело.
Справа - корпус "большого вагонного сарая" с перекрытиями Шухова
Рассказ Елены Анатольевны Шуваловой
«Я пошла посмотреть и сфотографировать, что там происходит. Со мной были корреспонденты подмосковного «Телеканал 360». Сначала мы снимали вокруг парка, потом подошли к проходной. Я предъявила депутатское удостоверение, журналисты предъявили свои удостоверения, сказали, что тоже хотят пройти. Нас отазались пустить. Корреспонденты не стали настаивать, а я стала, потому что я депутат и меня не имеют право не пропустить, и в соответствии со статьёй 12 Закона о статусе депутата мне должны обеспечить беспрепятственный доступ. Стоят ЧОПовцы и не пускают. Я вызвала полицию, приехала ППС (патрульно-постовая служба), спрашивают - на каком основании вы не пускаете депутата? - А не хотим и не пускаем, начальники дадут распоряжение - мы пустим. Я позвонила руководителю «Мосгортранса» Михайлову. Он говорит, Елена Анатольевна, ничего не знаю, мы вас не пустим. Я не понимаю почему. Я была на этом объекте несколько месяцев назад, меня провели по парку, всё показали. Что изменилось с той
поры, значит есть что скрывать? Потом машина ППС уехала, но приехал начальник отдела участковых Тверского района. Он также пояснил охране, что закон обязывает пропустить депутата. Те говорят, что не знают никаких законов, у нас есть инстукция никого не пускать и мы не пустим». После долгих переговоров охрана согласилась пропустить на территорию парка полицейского, я пошла за ним и получила удар по голове».
По словам депутата, начальник охраны ударил её по голове ладонью. Сотрудник полиции, шедший первым, не мог видеть того, что произошло за его спиной. Депутат упала, ей вызвали «скорую». Скорая предлагала госпитализацию из-за сильно повышенного давления, от которой она отказалась. Сознание она не теряла и прекрасно помнит, что произошло на КПП. В тот же день Елена Шувалова поехала на Петровку, 38 и написала заявление на имя начальника ГУВД г. Москвы Олега Баранова.
Впоследствии Мосгортранс распространил
свою версию произошедшего на КПП. Позже Елена Шувалова позвонила старшему участковому, который с ней был, и тот сказал, что пока идёт проверка, никаких комментариев он никому давать не мог. Поскольку там везде есть стоят видеокамеры, и даже висят предупреждения о том, что ведётся видеоконтроль, то в заявлении она попросила изъять записи с видеокамер, а также попросила полицию проверить, что происходит на территории парка.
По мнению депутата, в документации
по торгам есть много нарушений, самым важным из которых является то, что в соответствии с уставом «Мосгортранса» эта территория может быть использована только в уставных целях, то есть, для развития общественного транспорта. А на торги территория парка выставляется для «свободного использования». В информации по торгам целевое назначение обозначено так: «Объект передается в аренду для реставрации и приспособления к современным условиям и свободного использования без ущерба для исторических зданий с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации». Более того,
в разъяснении по торгам даже особо оговаривается, что «в договоре аренды арендатор вправе в отношении объекта аренды определить целевое назначение на свое усмотрение. Указание на свободное назначение помещения законодательству Российской Федерации не противоречит». По поводу различных нарушений в проведении планируемых торгов депутат направила письма в Генпрокуратуру и в антимонопольную службу.
Вернёмся к нашим троллейбусам
Подвижной состав с территории парка выведен больше года назад. Когда-то все окрестные улицы в окрестностях парка ночью были заставлены троллейбусами. Сейчас вместо троллейбусов на улицах стоят легковые автомобили. За деньги, так как практически все парковки на прилегающих улицах платные.
Теперь в окрестностях троллейбусного парка «Московский паркинг» собирает дань с автомобилистов
«Когда я делала запросы, почему из парка выведен весь подвижной состав, мне отвечали, что из-за опасности терроризма. Но террористу так же просто установить взрывное устройство и в автомобиль или в автобус, которые тоже стоят на улице. Просто нужен был доход от платных стоянок, а троллейбусы занимали много места. Прибыль в глазах затмевает всё», - уверена Елена Шувалова. Она убеждена, что судьба маршрута Б по Садовому кольцу и троллейбусного парка №4 тесно сввязаны: «Не на прилегающих улицах, а внутри территории самого парка можно спокойно разместить 45 троллейбусов, это ровно столько, сколько ходит по Садовому кольцу. Если пройдут торги, то троллейбусы на Садовое кольцо от МКАДа гонять не будет. Чтобы это было рентабельно, троллейбусы могут выезжать на линию только отсюда. Если они уничтожат 4-й троллейбусный, значит они уничтожат троллейбус на Садовом кольце».
Часть помещений парка, выходящих на Лесную улицу, уже давно сданы в аренду. Теперь эта участь ждёт весь парк
История, произошедшая с депутатом Мосгордумы Шуваловой, в части недопущения депутатов на ту или иную городскую территорию, охраняемую ЧОПом, очень напоминает попытку депутатов Госдумы и МосгорДумы попасть на территории стройки по адресу
Варварка, 14. В тот раз им тоже не удалось попасть на стройку с первого раза, несмотря на присутствие целого подразделения полиции - охранники так и не открыли депутатам ворота. Тогда о каком правовом государстве можно говорить, если частные охранники ощущают себя сильнее сотрудников полиции и выше закона?
Все фото (кроме архивных): Вадим Кантор
Читать подробнее на сайте Активатика