Оригинал взят у
oleg_leusenko в
Газпром на грани коллапса«Газпром» на грани транспортного коллапса
Запад ждёт поражения России на энергетическом фронте
Эксперты Международного энергетического агентства поставили под сомнение реалистичность разработанной российскими властями стратегии по диверсификации поставок российских углеводородов на мировой рынок.
Авторы доклада World Energy Outlook 2015, который был обнародован 10 ноября, утверждают, что Россия может столкнуться с нехваткой средств для строительства новой газотранспортной инфраструктуры. Речь идёт о «Силе Сибири», «Северном потоке-2» и «Турецком потоке». По мнению экспертов МЭА, сдерживающим фактором в реализации этих амбициозных проектов выступают низкие цены на углеводороды, а также западные санкции, которые ограничивают «Газпрому» доступ к кредитным ресурсам, пишет
Свободная пресса.
В свою очередь, альтернативные источники финансирования в виде внутренних инвестиций из средств суверенных фондов и займы на других рынках (в первую очередь, китайском), как считают аналитики МЭА, не покрывают всех потребностей. В результате российское руководство будет вынуждено пересмотреть свои планы, в частности, по организации азиатского «экспортного манёвра».
Напомним, согласно техническим параметрам соглашения с КНР о газопроводе «Сила Сибири», в Китай россияне хотели бы поставлять 38 млрд. кубометров топлива в год. В свою очередь, «Северный поток-2», предназначенный для поставок в Европу, раскатал губу Кремля на появление двух дополнительных ниток, проложенных по дну Балтийского моря, общей мощностью в 55 млрд. кубов. Наиболее же проблематично выглядит строительство газотранспортной артерии в обход Украины.
От изначального проекта «Южный поток» Москва была вынуждена отказаться из-за отказа Еврокомиссии оставить Украину без российского углеводородного транзита. Впрочем, предложенная Москвой замена в виде «Турецкого потока», по которому изначально россияне планировали поставлять 63 млрд. кубов газа, из которых 14 млрд. предназначались для самой Турции, также оказалась в подвешенном состоянии.
Обращает на себя внимание тот факт, что в списке государств-членов МЭА доминируют представители англосаксонского мира (США, Великобритания), а также их европейские союзники (Бельгия, Португалия, Испания, Германия, Франция, Австрия, Нидерланды, Люксембург, Польша, Швеция и др.).
Действительно ли российским властям в силу объективных экономических причин придётся пересмотреть стратегию по сохранению российской доли на европейском рынке, а также отложить экспортный прорыв на азиатском направлении? Или представленный исследователями МЭА доклад, скорее, призван оказать демотивирующее воздействие на Москву в рамках общей информационной кампании Запада по вытеснению РФ с ключевых энергетических рынков?
Главное препятствие на пути реализации новых газотранспортных проектов заключается не в низкой ценовой конъюнктуре на энергетических рынках или нехватке источников финансирования, утверждает партнер Rusenergy Михаил Крутихин.
- Хотя, конечно, эти обстоятельства оказывают определённое негативное влияние. Гораздо важнее, что эти решения принимались, исходя, скорее, из политических, чем коммерческих соображений.
Многие экономисты с самого начала предупреждали, что новые мегапроекты могут не окупиться.
«СП»: - Насколько обоснована эта точка зрения?
- Возьмём несостоявшийся «Южный поток» и найденную ему замену в виде «Турецкого потока». В ЮП уже вложены примерно $ 17 млрд. ещё до получения разрешения на его строительство со стороны ЕС. А ведь эти колоссальные средства выделялись в рамках инвестиционной программы «Газпрома».
Что касается «Силы Сибири» то, как указывали сами представители «Газпрома», его маржинальная рентабельность могла быть достигнута только при цене $ 300 долларов за тысячу кубометров. Сейчас китайцы готовы приобретать российское «голубое топливо» по формуле, привязанной к нефтяным ценам. А это на сегодняшний день около $ 180. Сами понимаете, разница существенная. При том, что общая стоимость проекта превышает $ 70 млрд. Получается, идёт строительство трубы, которая будет доставлять газ на низкомаржинальный рынок. В такой ситуации вложенные деньги будет трудно отбить.
Получится, РФ будет поставлять газ в КНР, субсидируя китайских потребителей (то есть, по цене ниже себестоимости добычи и транспортировки). Повторюсь, это не коммерческий, а политический проект.
Не случайно, глава государства уже обратился к правительству и региональным властям с просьбой содействовать его реализации. Потому что китайцы отказались финансировать строительство.
«СП»: - По официальным данным, Пекин предлагал авансировать проект в объеме $ 25 млрд., но Москва сама отказалась от этого по целому ряду причин.
- Глава «Газпрома» после подписания соглашения в Шанхае объявил о такой возможности. Однако вскоре выяснилось, что китайцы, по их версии, ничего такого не обещали. Так что финансировать строительство «Силы Сибири» они не будут. Разумеется, китайцам выгодно, если Россия на свои средства возведёт газотранспортную инфраструктуру и будет продавать им газ по цене, которая ниже себестоимости.
КНР на этом выиграет, а российский бюджет проиграет. «Газпрому» придётся просить помощь на федеральном уровне. А поскольку это наполовину государственная компания, это негативно отразится на состоянии бюджета, который формируется за счёт всех налогоплательщиков РФ. То есть, из нашего с вами кармана вынут деньги для того, чтобы построить нерентабельную трубу.
Ещё один пример - наши власти и «Газпром» запустили проект по расширению газотранспортной системы внутри России с прицелом на «Северный поток-2». Мы уверены, что органы ЕС согласились с этим проектом? А ведь деньги уже пошли.
«СП»: - Не так давно было подписано акционерное соглашение с рядом европейских компаний, которые согласны подключиться к расширению первой очереди «Северного потока».
- Это касается лишь строительства подводной части. В то время как европейские регуляторы ещё не выдали разрешение на реализацию всего проекта. По предварительным данным стоимость двух новых ниток «Северного потока» составит 9,9 млрд евро.
Я уже не говорю про «Турецкий поток», который не существует в природе.
«СП»: - Тем не менее, Анкара не против возвести одну из четырёх изначально запланированных веток, которая будет ориентирована на внутренний турецкий рынок.
- В таком формате этот проект не окупается. Кстати говоря, турки просят за эту единственную ветку предоставить им скидку на газ размером в 10,25%.
«СП»: - По последним данным поставки российского газа в Европу в текущем году увеличились. Соответственно, увеличилась и прибыль «Газпрома» (за первое полугодие на 50% до 691 млрд. рублей).
- Прибыль росла, когда наша корпорация поставляла газ в страны ЕС по $ 300 за тысячу кубометров. А сейчас мы продаём газ по $ 180, а то и меньше. В 2014 году «Газпром» поставил в дальнее зарубежье 126 млрд. кубометров, а годом ранее 140 с лишним миллиардов: налицо уменьшение поставок.
Наши чиновники из газовой отрасли рапортуют об успехах, но где они? В прошлом году чистая прибыль в пересчёте с рублей на доллары составила $ 2,8 млрд., а до этого было около $ 12 млрд.
Резюмируя, Москва поспешила заявить о новой стратегии по диверсификации поставок газа, частичной переориентации на регион АТР, но не учла все факторы. По принципу, мы это всё равно сделаем, не обращая внимание на расходы.
«СП»: - Может быть, делается ставка на отскок нефтяных цен вверх в долгосрочном периоде?
- Едва ли он произойдёт в необходимых масштабах, чтобы окупить новые проекты.Единственные, кто выигрывают от этой затеи, это «равноприближённые» к властям подрядчики, которые строят нерентабельные газопроводы, осваивая колоссальные бюджетные средства. А «Газпром» и, соответственно, российский бюджет остаются только в проигрыше.