Вчера пережил весьма неожиданный и интересный зрительский опыт. Алла Точилкина пригласила вечером на постановку, а я ж простой парень, я обычно даже названий не спрашиваю. Никогда не читаю рецензий, ничего не узнаю об актёрах-режиссёрах, я и кино так же точно смотрю - предпочитаю сохранять дзенское состояние чистого листа и свежесть восприятия.
В общем, забегаю в драму из вечернего снежного вечера, из этого нашего с вами повседневного Абсурдистана, постмодернистского дискурса и тотальной биткоинизации мозга и оказываюсь в зале с малой сценой, на которой дают постановку «
Святая блаженная Ксения Петербургская в житии» с подзаголовком «пьеса в клеймах». Клейма это в русской иконописи небольшие композиции с сюжетом из жития того святого, кому посвящена икона, располагающиеся вокруг центрального изображения - средника. Вот где меня накрыло-то. Там ка-а-ак начнётся всё с воя плакальщицы и ка-а-ак покатится вся вот эта история с «обидели юродивого, отняли копеечку»…
Пьеса очень тяжёлая, Леванов написал её таким непролазным церковно-восковым языком (некоторый оммаж Лескову, на мой вкус), пересыпанным фольклорными ходами, плюс она представляет из себя художественное осмысление юродства - а это вообще очень эмоционально тяжёлая штука. Плюс я ещё не то, что от православия, а от христианства вообще достаточно далёк, хотя язык ранних христианских текстов кажется мне очень выразительным и мощным, как и язык Библии, кстати. Я ж помню, учил старославянский в университетские годы, даже какие-то тексты разбирал.
Зато малая сцена даёт прочувствовать всю нюансировку работы актёра над ролью. Я сидел на втором ряду, слышал каждый шёпот. И это было круто, потому что там не только сама Алла Сергеевна хороша (впрочем, она всегда хороша, я подозреваю это
ещё со времён «Контрабаса», где она сыграла мужскую роль), там ещё и её партнёрша по сцене
Наталья Сколова даёт жару. Разумеется, сама тема юродства и жития блаженных даёт широчайшие возможности для артиста разгуляться и выплеснуть всю палитру выразительных средств от эпилептоидного припадка до леденящего шёпота. Но там ещё и сам актёрский дуэт хорош и пластические решения, реализованные в этом дуэте.
В общем, думаю, человеку с христианским мировоззрением эта постановка будет очень даже небезынтересна. Кстати, несмотря на всю свою тяжесть, она оставляет хорошее тёплое послевкусие. После спектакля подхожу к Алле Сергеевне «Машину снов» ей подписать и поблагодарить. Говорю, люблю постановки с минималистичной сценографией, когда дыхание артиста всё решает. Она смеётся:
- Это единственный спектакль театра «Бабы», где вообще декорации есть. Мы ж такой театр, удобный. Нам где покрывалько подстелили, там нам и театр.
Вердикт: пьеса тяжёленная, но сделана очень хорошо. Если любите посмотреть тонкую и энергозатратную актёрскую работу, с полутонами, с эмоциональной отдачей - то «Блаженная Ксения» самое оно.