Достоевский и быт

Apr 15, 2024 08:02


Прошлое же у нас всегда святое. Это нормально, у многих народов мира культ почитания предков вообще единственная основа духовной жизни. Тем интереснее читать про какие-то бытовые вещи, мелкие штрихи, из которых складывается гравюра прошлой жизни.

Например, ФМ Достоевский в Швейцарии. Это 1868 год, по историческим меркам даже не вчера, а сегодня утром. Это всего за полвека до рождения моей бабушки. Так вот, классик приезжает в Женеву с юной женой, Анной Григорьевной, моложе его на двадцать пять лет. И тут сразу возникает вопрос: на кой ляд они туда приехали?! Женевский переменчивый климат таков, что тяжелейшие приступы падучей накрывают Достоевского каждые десять дней, после чего пять дней он от них отходит, еле-еле приходя в себя. Ах, да, там же казино есть!

Поэтому как только с Родины классику присылают какие-нибудь рубли, он тут же проигрывает их в рулетку. Достоевские закладывают вещи, Анна ходит в платье, которое годится по статусу разве что кухарке. Нищета, унижение, беспросветность, зато под боком Женевское озеро.

И тут такое дело, от секса раньше беременели. Не избегала сей участи и Анна. И вот начинаются у нее схватки. Но тут Достоевского накрывает очередной припадок. Когда он заканчивается, измученный писатель проваливается в сон. Анна старательно терпит адову боль часа три, после чего решается разбудить мужа. Страдаю, говорит. ФМ очнулся, пожалел её и снова вырубился. А дальше вообще не круто. ФМ проснулся только к утру, сразу побежал за акушеркой.

Служанка сказала, что та спит и Достоевскому пришлось сказать, что тогда он побьет в доме окна. Вышла сонная акушерка, наорала на него, осмотрела беременную, сказала, что не хрен было будить так рано, мол, приеду вечером. Настал вечер. Акушерки нет. Достоевский к ней, той нет дома, в общем, обнаружилась сия m-me Barraud в районе вокзала, где она спокойно играла с друзьями в лото. Снова наорала на Достоевского за то, что оторвал от игры, и нехотя отправилась к Анне Григорьевне, квохча "ох, уж эти русские". Роды продолжались тридцать три часа. Увы, Соне Достоевской было суждено прожить всего два с половиной месяца.

Это какой-то бытовой ад. Реально. Хтонь беспросветная. От игры в лото ее оторвали. На полке роман Леонида Цыпкина "Лето в Бадене" (одно время он прям взорвал литературный мир) стоит, как раз про жизнь Достоевского, прочесть что ли? Нет, потом прочту, позже, щас слишком много дел.

история

Previous post Next post
Up