Булгаков

Sep 24, 2023 08:10


Сделал себе новые очки, теперь читать, лёжа в ванне с кипятком, стало ещё ловчее.
Я люблю ругать "Мастера и Маргариту", поскольку во мне зудит детская травма. Дело в том, что МиМ и впервые прочёл лет, что ли, в пятнадцать. Текст был отпечатан на матричном принтере, серые квадратные буквы капслоком. Отец, разумеется, где-то добыл электронную копию и тайком распечатал на работе.

Тётка же моя (о которой уже много писано на этой страничке) подсунула мне этот изрядно пухлый том с гениальной формулировкой:
- Вообще-то, это - запрещённый роман. Про сатану. Но тебе уже можно. Только отцу не говори.
Зацените, каково?! Разумеется, я засел за чтение и провалился в это сатанинство на несколько дней, периодически возвращаясь и перечитывая отдельные куски.

Увы, к тому времени я был уже достаточно наголливужен, чтобы усвоить одно простое правило: у истории должен быть финал (это я не сам такой умный, это всё Аристотель, не бейте). А Михаил Афанасьевич меня обманул. Бессовестно обманул подростка, влюбившегося в его текст. Финал "Мастера и Маргариты" - это никакой не финал, а какая-то суетливая каша-малаша, где зыбь и рябь теряются в тумане.

Но стилист он, разумеется, блестящий. "Мастера и Маргариту" я (как и "Анну Каренину" или "Мёртвые души") читаю раз в год методом "фыррр ". Это когда расшепериваешь книгу, страницы крыльями делают фыррр, ты останавливаешь их пальцем на первом попавшемся месте и читаешь. Ну, да, ну знаю я, что булгаковское сравнение любви с финским ножом (глава 13-я, "Явление героя") обслюнявлено Духовными Дамами до такой степени, что уже может считаться пошлым...

Да и хрен с ними, со всеми. Если отвлечься от контекста, он очень точен и остёр. И эти отвратительные цветы тревожного цвета, что несла Маргарита. И эта пена от абрикосовой, которая пахла парикмахерской. И любовь-убийца эта, возникшая между ними в переулке - за это всё, чёрт с ним, можно простить даже невнятный финал. Спасибо новым очкам.

пожыратель букв

Previous post Next post
Up