Исламский колорит. Мечети повсюду. В историческом центре старые, в азиатской части современные. Возвышающийся над 4-5 этажными домами минарет - доминанта городского пейзажа Стамбула. Несколько раз в день, в том числе рано утром, звучит азан; начинается он не синхронно, поэтому создается интересное многоголосие (на площади Чемберлиташ, Эминёню). Некоторый процент женщин - в чадре. Все приличные жены ходят с покрытой головой, этакое неписаное правило. Пьющих и курящих не замечено. Везде работают мужчины, даже на самых незавидных должностях - билетерами, официантами на паромах, уборщиками, водителями трамваев. Работающих женщин, я, кажется, не видел вообще.
Специфическая уличная кухня - жаренные каштаны, мидии, балык-экмек, специфический бублик - симит, кебабы в кебаб-салонах; из напитоков - уличный салеп, свежевыжатый гранатовый или апельсиновый сок (изготавливается под примитивным прессом), чай. В любом супермаркете есть айран.
Обилие чаек. Сказывается близость моря. Чайки повсюду, их клекот слышно утром из окна хостела, они таскают потроха на базаре, караулят на крышах рыбного рынка в Каракёе, кружат стаями над площадью Эминеню и вообще во всей исторической части (т. к. с юга Босфор, а с севера бухта Золотой Рог).
Социальные контрасты. Много нищих и попрошаек, в том числе детей (ходят в майках); негры вечером продают китайские часы в нескольких мечтах в темное время суток; хелперы пытаются впарить путеводители и всякую другую ерунду. Но в целом атмосферы неблагополучия, как, например, в Абхазии, не ощущается. Ночью можно спокойно гулять, косых взгядов и мутных личностей не замечено.
Контраст древности и модерна. Современный трамвай (маршрут Т1) проходит у колонны Константина, Святой Софии, Стен дворца Топкапы, вокзала Сиркеджи и Новой мечети. У стен какого-нибудь древнего мавзолея 20 источникой вай-фай. Второстепенные улочки в историческом центре кривые, вымощенные булыжником, с большим перепадом высот; очень много переулков, тупиков, проездов, проходов, но запомнить маршрут легко т. к. все не похожи. Трущобы присутствуют.
Многонациональность. Кроме турков, встречаются русские, китайцы, азиаты, негры, европейцы. Многие, видимо, обосновались и живут.
Базарность. Везде чем-то торгуют, в любое время суток. На базарах и всех прибазарных улицах (фактически, весь район от площади Чемберлиташ до Египетского рынка - один сплошной базар) толкотня, крик зазывал, торговля. Торгуют по-азиатски бойко, эмоционально; везде всего навешано, наложено, набросано, вывески перекрывают друг друга. На базаре сплошной поток народа, волна. Сконцентрироваться на чем-то сложно; плывешь и ловишь атмосферу.
Доброжелательный национальный характер. Турецкий менталитет мне показался ненапряжным, мягким, адекватным. Приставалы на улицах неназойливы, кидалово в виде обсчета примитивное и сразу легко решается; все везде готовы помочь, негатива к иностранцам как к «белым мистерам» не ощущается. Некоторые немного знают русский. Гоповатых, пьяных, дерзких не замечено.
Мягкий климат. В январе в солнечную погоду можно ходить в ветровке. Местные дети ходят в майках. Дожди не ливневые, в виде мряки. В ночь приезда на причале Кадыкёй отображалось +16. Порывов ветра нет. Очевидно, зима в Стамбуле похожа на абхазскую зиму субтропического пояса, с мрячными серыми, но теплыми днями.
Разнообразная и развитая транспортная инфраструктура. Два аэропорта. Исторический трамвай по улице Истикляль. Древний тюнель (метро фуникулерного типа). Новый подземный фуникулер. Автобусов и желтых такси без конца. Паромы - много и в разных направлениях: в разные части Босфора, на принцевы острова, прогулочные, автомобильные. Тариф на все виды транспорта кроме такси един и оплачивается одной универсальной карточкой. Паромы между берегами Босфора курсируют как городской транспорт.