ЧЁРНЫЙ КВАДРАТ

Sep 30, 2009 23:56






Решила написать о «Чёрном квадрате», так как довольно часто наталкиваюсь в жж на посты об этой, намой взгляд, самой парадоксальной картине, которую когда- либо дарили остроумные гении человечеству. Как правило, все разговоры о «Чёрном квадрате» сводятся к тому, что художники Альфонсо Алле и Полол Билход на много лет раньше, чем Казимир Малевич нарисовали подобные картины, а вся слава досталась почему-то именно Малевичу; да и вообще, «Чёрный квадрат» - это полная хрень и т.д . Что-то подобное можно прочитать здесь, http://shurik-pris.livejournal.com/69214.html?view=98654#t98654 особенно комменты хороши!)
Для того чтобы докопаться до сути «Чёрного квадрата», нужно совершенно чётко понимать, что же есть живопись. Любая картина - это материальное воплощение некой идеи. Если объяснять на пальцах, то в классическом понимании картина - это полотно, на котором при помощи, например, красок и кисточек художник, создавая композицию из форм, цветов и объёмов, рассказывает какую-то историю. Идея картины и её материальное выражение могут находиться в разных отношениях друг с другом. Одну и ту же историю можно рассказать разными способами, и это одна из причин, почему существует огромное количество стилей и направлений в живописи.
Всем известно, что Малевич стал родоначальником суприматизма, который является разновидностью абстракционизма. Этот термин, восходящий к латинскому корню suprem, означает доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи. То есть, упрощая иногда максимально форму, суприматизм пропагандирует выражение идеи цветом.
Что же изобразил Малевич в «Чёрном квадрате»? Всё очень просто, он нарисовал ничто, ноль, смерть, статику, пустоту и одновременно вершину, абсолют, идеал при помощи одного цвета или точнее отсутствия его. Таким образом можно выстроить довольно длинный синонимический ряд из, казалось бы, противоположных величин. Ну как смерть и пустота могут быть синонимичными абсолюту и вершине?
Жизнь - это всегда процесс, переход из более низкой ступени развития на более высокую. Мы рождаемся примитивными, ничего непонимающими существами, растём, развиваемся, стремимся к неким моральным, духовным и физическим идеалам. Представьте, что произойдёт, если, мы достигнем абсолютно всего, к чему стремились, станем идеальными, достигнем наивысшей точки своего развития, своей вершины. Разумеется, мы умрём, жизнь исчезнет, наступит пустота и статика, так как после достижения наивысшей точки всегда наступает падение.Чёрный - это не только отсутствие цвета, но в одно и то же время абсолютное его присутствие: существуют три основных цвета(красный,жёлтый,синий), при смешивании которых в разных пропорциях получается огромное количество оттенков трёх основных и трёх дополнительных цветов. Основные цвета, сложенные вооедино, дают чёрный, технически это конечно не возможно из-за свойств красителей, но в идеале должен получиться именно чёрный. Поэтому смерть, как ни парадоксально это звучит, и есть наивысшая вершина.
Почему же все-таки «Чёрный квадрат», а не круг или треугольник? Круг всегда был символом женского начала, треугольник - мужского. Жизнь как процесс возникает при взаимодействии полярных величин. Пока существуют мужчина и женщина, день и ночь, лето и зима, добро и зло, существует жизнь. А «Чёрный квадрат» - это то самое ничто, и одновременно нечто идеальное и самодостаточное, ведь все стороны у квадрата равны. По сути, в этой картине Малевичу удалось то, что до него не смог сделать никто, он изобразил целую философия смерти при помощи всего лишь одного небольшого чёрного квадрата.

живопись, современное искусство

Previous post Next post
Up