Решила написать о «Чёрном квадрате», так как довольно часто наталкиваюсь в жж на посты об этой, намой взгляд, самой парадоксальной картине, которую когда- либо дарили остроумные гении человечеству. Как правило, все разговоры о «Чёрном квадрате» сводятся к тому, что художники Альфонсо Алле и Полол Билход на много лет раньше, чем Казимир Малевич нарисовали подобные картины, а вся слава досталась почему-то именно Малевичу; да и вообще, «Чёрный квадрат» - это полная хрень и т.д . Что-то подобное можно прочитать здесь,
http://shurik-pris.livejournal.com/69214.html?view=98654#t98654 особенно комменты хороши!)
Для того чтобы докопаться до сути «Чёрного квадрата», нужно совершенно чётко понимать, что же есть живопись. Любая картина - это материальное воплощение некой идеи. Если объяснять на пальцах, то в классическом понимании картина - это полотно, на котором при помощи, например, красок и кисточек художник, создавая композицию из форм, цветов и объёмов, рассказывает какую-то историю. Идея картины и её материальное выражение могут находиться в разных отношениях друг с другом. Одну и ту же историю можно рассказать разными способами, и это одна из причин, почему существует огромное количество стилей и направлений в живописи.
Всем известно, что Малевич стал родоначальником суприматизма, который является разновидностью абстракционизма. Этот термин, восходящий к латинскому корню suprem, означает доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи. То есть, упрощая иногда максимально форму, суприматизм пропагандирует выражение идеи цветом.
Что же изобразил Малевич в «Чёрном квадрате»? Всё очень просто, он нарисовал ничто, ноль, смерть, статику, пустоту и одновременно вершину, абсолют, идеал при помощи одного цвета или точнее отсутствия его. Таким образом можно выстроить довольно длинный синонимический ряд из, казалось бы, противоположных величин. Ну как смерть и пустота могут быть синонимичными абсолюту и вершине?
Жизнь - это всегда процесс, переход из более низкой ступени развития на более высокую. Мы рождаемся примитивными, ничего непонимающими существами, растём, развиваемся, стремимся к неким моральным, духовным и физическим идеалам. Представьте, что произойдёт, если, мы достигнем абсолютно всего, к чему стремились, станем идеальными, достигнем наивысшей точки своего развития, своей вершины. Разумеется, мы умрём, жизнь исчезнет, наступит пустота и статика, так как после достижения наивысшей точки всегда наступает падение.Чёрный - это не только отсутствие цвета, но в одно и то же время абсолютное его присутствие: существуют три основных цвета(красный,жёлтый,синий), при смешивании которых в разных пропорциях получается огромное количество оттенков трёх основных и трёх дополнительных цветов. Основные цвета, сложенные вооедино, дают чёрный, технически это конечно не возможно из-за свойств красителей, но в идеале должен получиться именно чёрный. Поэтому смерть, как ни парадоксально это звучит, и есть наивысшая вершина.
Почему же все-таки «Чёрный квадрат», а не круг или треугольник? Круг всегда был символом женского начала, треугольник - мужского. Жизнь как процесс возникает при взаимодействии полярных величин. Пока существуют мужчина и женщина, день и ночь, лето и зима, добро и зло, существует жизнь. А «Чёрный квадрат» - это то самое ничто, и одновременно нечто идеальное и самодостаточное, ведь все стороны у квадрата равны. По сути, в этой картине Малевичу удалось то, что до него не смог сделать никто, он изобразил целую философия смерти при помощи всего лишь одного небольшого чёрного квадрата.