Иванов - писатель, в общем-то, известный, даже я, при всём моём безразличии к почти любым жанрам, кроме научной фантастики и фэнтези, что-то о нём слышал. Но не читал, и не собирался, однако книгу "Речфлот" подарили мне на день рождения, потому что я интересуюсь речным флотом. Детство на берегах Канала им. Москвы сказывается.
Книга рассказывает историю речного флота от его народных корней до начала 90ых, лишь в эпилоге упоминая о современном (печальном) состоянии дел. Впрочем, конечно, про речное допаровое судоходство ничего толком автору рассказать нового не удалось - свидетельств мало, даже рисунков толком нет, поэтому мы очень плохо представляем, как оно всё было. Да и фокус книги, конечно, параходы, поскольку родилась она из сбора фактов для романа "Бронепараходы" (который я не читал). Дизельная эпоха тоже описана относительно скудно, а вот "двухтрубным гигантам", их хозяевам, рекам, по которым они ходили, людям, которые на них работали и посвещены основная часть текста.
Рассказ выходит достаточно детальный, местами даже излишне. Одни и те же факты повторяются по нескольку раз в разных контекстах. Скажем, сначала идёт просто обзор эпохи, потом - рассказ про конкретную компанию, потом - про судоходство на конкретной реке, и каждый раз будут, конечно, упоминаться одни и те же имена и названия судов; это вполне объяснимо, но из за таких повторов книга при линейном прочтении кажется несколько избыточной.
Впрочем, читать всё равно достаточно интересно, и я узнал для себя достаточно нового, чтобы сказать, что читал не зря. Книгу так же сопровождают рисунки некоторых упомятных судов. К сожалению, не очень большие, и строго чёрно-белые. Понятно, что таковы реалии современной книгопечати, но на этом фоне с завистью вспомниаются иллюстрации в детских книжках про знаменитые корабли, которые я читал в детстве.
К минусам книги стоит отнести две вещи. Во-первых, полное отсутствие сносок - при том, что автор частенько сыплет терминами, которые, чаще всего, не поясняет в основном тексте никак. Идите, читайте интернет, если вам так интересно. Во-вторых - ярую, жгучую ненависть автора к большевикам, да, и если честно, к любой российской власти. В тексте просвечивает скорее даже не либеральная, а либертарианская точка зрения, что, мол, государство - зло, и надо дать максимальную свободу частной инициативе. Это видно в возвеличивании образов "параходчиков" - хозяев судоходных компаний XIX века. Иванов восхищается ими так же, как Эйн Рэнд - железнодорожными баронами США. Ну и просто автор часто не может удержаться от подколок в стиле "всё было хорошо, а потом пришло государство и всё испортило".
Отдельную усмешку вызывает описание боёв времён Гражданской войны, где со стороны Белых участвуют исключительно умные, отважные, умелые флотоводцы, командующие мощными речными флотилиями, а со стороны Красных - глупые, жалкие, ничего не умеющие комиссары на кривых-косых пароходах. Ну и дальше всё как в мемуарах немецких генералов - "били в хвост и в гриву примитивных русских варваров, пока не сдали Берлин".
Когда речь заходит про советские, особенно сталинские времена, тут над книгой витает дух миллиардов, расстрелянных лично Сталиным. И конечно же полное подавление любой здравой инициативы (суда на подводных крыльях, экранопланы) бюрократией и подковёрными играми. При этом, сприпя зубами, автору, всё-таки, приходится признать, что у советского речного флота был свой золотой век, и по рекам страны ходило множество замечатльных грузовых и пассажирских судов всех размеров и назначений, но даже в такие моменты он чувствует необходимость сделать какой-нибудь выпад против советской власти, и как минимум, выставить советских речников одним из очагов сопротивления.
Если большая часть книги написана более-менее академически, то как только дело доходит до тем, которые задевают идеологию автора, он начинает активно, хотя и очень примитивно использовать художественный стиль, в основном сдабривая неугодных ему исторических персонажей и институты уничижительными прилагательными. И в этом, опять же, напоминает мне Рэнд, у которой все положительные герои были красивы, стройны и имели стальные глаза и неотразимую харизму, а все отрицательные были кособокими, сгорбленными уродцами с бегающими глазками.
Пожалуй, единственное, в чём нельзя отказать автору, и что спасает книгу - это искренняя любовь к речному флоту, которую я разделяю. И не то чтобы книг про речной флот было очень много: ржавые баржи с песком и круизные лайнеры с пенсионерами не вызывают в писателях и читателях такого бурного отклика, как океанские корабли, поэтому про них не часто вспоминают. Так что, если вы тоже любите речной флот, эту книгу, наверное, всё-таки можно посоветовать. Просто пропускайте наиболее вызывающие вторичный стыд пассажи - в конце концов, их не ТАК уж много. А вот художественные книги автора у меня не возникло никакого желания читать.