История кантри-музыки, часть XXVIII: Dixie Chicks

Jun 16, 2020 22:55

Позвольте мне немного побаловать себя, и посвятить несколько постов моим любимым исполнителям 90ых, знаменитым и не очень. Начнём с одной из самых известных, проследив её историю с начала карьеры до наших дней. Dixie Chicks - пожалуй, моя самая любимая кантри-группа 90ых и 00ых, и мне давно хотелось подробнее представить её российскому слушателю, поскольку девочки великолепны.

К успеху группа шла долго - дольше чем многие другие. Первый её состав собрался вместе в 1989 году, а первый альбом, попавший в чарты, вышел у них лишь в 1998ом (зато он сразу попал на первое место хит-парада, получил две премии Грэмми, и продался более чем 12 миллионами копий).

Долгий путь к успеху во многом объясняется тем, что изначально группа играла, да, всё в том же традиционном стиле блюграсс, популярность которого у широкой публики закончилась окончательно и бесповоротно лет за 30 до появления группы. Первоначальный состав группы состоял из Лауры Линч, игравшей на контрабасе, гитаристки Робин Линн Мейси и двух сестёр - мультиинструменталисток, Марти и Эмили Эрвин. В 1990ом году, этому составу удалось благодаря щедрому пожертвованию в 10000$ записать свой первый альбом под названием "Thank Heavens for Dale Evans". Дейл Эванс - это актриса, певица и автор песен, а также третья жена "поющего ковбоя" Роя Роджерса. Вместе с ним, она играла во многих вестернах, и заглавная песня альбома посвящена её влиянию судьбу исполнительниц, а также упоминает множество других женщин, связанных с кантри. Сразу обращает на себя внимание исполнительское мастерство девочек, а также красивые вокальные гармонии.

Альбом содержит как собственные композиции группы, так и каверы на классику кантри и народные песни. К первым относится, например, "I Want To Be A Cowboy's Sweetheart" Пэтси Монтаны, ко вторым великолепное исполнение "Rider", впечатляющее скоростью игры.

Главное, что можно сказать про этот альбом - он очень традиционный и очень добрый. Образ группы здесь - это такие милые девчушки с Юга. Так останется не навсегда, тем более что коммерческого успеха альбом не имел. Тем не менее, я крайне рекомендую прослушать его целиком.

Тем временем, несмотря на то, что радио так и не заинтересовалось новой группой, у них начали появляться свои фанаты, и они даже выиграли приз "лучшей группе" на одном из фестивалей блюграсса. Росту популярности способствовало и то, что их начали приглашать выступать на разогреве у успешных артистов - Гарта Брукса, Рибы Макинтайр и Джорджа Стрейта.

Возможно что под влиянием этих выступлений бок о бок со звёздами современного кантри, а может просто с печалью посмотрев на продажи первого диска, второй альбом Dixie Chicks решили записывать уже с привлечением стороних музыкантов, и несколько осовременить его звук. Впрочем, результатом стала всё ещё очень традиционная пластинка "Little Ol' Cowgirl", вышедшая в 1992 году. Она по прежнему представляла из себя смесь каверов, народных песен и собственного материала, причём последний почти исключительно инструментальный. Мне очень нравится задорная "Beatin' Around The Bush" (название песни - устойчивая фраза, переводящаяся примерно как "ходить вокруг да около").

Заглавная песня диска очень похожа на всё, что они записывали до этого, но обратите внимание - в наборе инструментов, звучащих в композиции, появились ударные. Кроме того, на некоторых композициях зазвучала слайд-гитара, на которой играл "крёстный отец техасской музыки", Ллойд Мейнс, которого пригласил новый продюсер Dixie Chicks, опытный Ларри Сейер. Вот что значат знакомства!

А завершается альбом, пожалуй, самой неожиданной песней, которая ближе к поп-джазу, чем к кантри, и называется "Pink Toenails".

Альбом так же не попал ни в какие чарты, и Робин Линн Мейси, недовольная отходом от блюграсса, покинула группу, оставив Dixie Chicks частично без вокала, поскольку сёстры Эрвин в основном играли и подпевали. Произошло это посреди тура в поддержку "Little Ol' Cowgirl", что поставило группу в неловкое положение - они рекламировали диск, на обложке которого было четыре женщины, а на сцену выходили три. Впрочем, несмотря на начальный шок, оставшиеся члены группы ответили на вызов удвоением энергии, которую проявляли на сцене, и критики и фанаты в целом не были разочарованы, хотя те, кто предпочитал более традиционную версию Dixie Chicks, уходящую постепенно в прошлое вместе с Робин, были не слишком довольны.

Очень своевременно, Ллойд Мейнс представил им свою дочь, Натали Мейнс, которая как раз записала вокальное демо, за которое ей присудили стипендию в Коледже Музыки Беркли. Но Натали ещё предстояло закончить учебное заведение, а пока суть да дело, Лауре Линч пришлось взять все вокальные обязанности на себя на время записи третьего альбома, получившего название "Shouldn't a Told You That".

Этот альбом продолжил хорошую традицию делать заглавной одну из самых лучших песен на диске. Заряженный сексуальным подтекстом, этот трек предсказывает будущее, более "хулиганское" направление группы.

Открывающая альбом "Whistles and Bells" так же указывает на изменение направление группы, но не в плане тем, а в плане звука. Это уже гораздо меньше блюграсс, и гораздо больше "просто кантри". Хотя надо сказать, что это не конец эволюции Dixie Chicks. А последняя песня, "Planet Of Love", подобно "Pink Toenails" с предыдущего альбома, представляет интересное ответвление интересов участниц в плане стилей.

После этого альбома, группа берёт паузу аж до 1998 года, в ходе которой Лаура Линч покидает её, устав от постоянных разъездов, а на её место, наконец, приходит Натали Мейнс, и состав группы приходит к своему современному состоянию. Натали становится главным вокалистом группы, а также приносит серьёзные изменения в её музыку, добавляя элементы рока и блюза, играя на акустической и электрической гитарах. Кроме того, группой, наконец, заинтересовались большие звукозаписывающие компании, и в 1995ом группа подписывает контракт с Sony. Все эти перемены в сумме приведут к тому, что следующий альбом "Wide Open Spaces" станет для группы настоящим прорывом, поставит рекорд по продажам среди альбомов групп и дуэтов, и за год его продажи буду больше, чем у всех остальных альбомов кантри-групп вышедших в тот же период вместе взятых.

Сразу три сингла с альбома достигают первого места в чартах, но моя любимая песня с него - кавер на Бонни Райт "Give It Up or Let Me Go". К сожалению, очень хорошую концертную запись этой песни, которую я видел на YouTube лет 10 назад удалили, и теперь её трудно найти, что очень обидно - она прекрасно демонстрирует инструментальные таланты группы, а также их новый подход к концертам - группа теперь собирает большие залы и стадионы, со всей сопутствующей пиротехникой.

Так же, у группы теперь есть и музыкальные клипы, конечно, для самых продаваемых синглов, в частности для "There's Your Trouble" и "Wide Open Spaces".

Тематически, альбом продолжает смену направления группы, здесь упор чаще не на счастье, радость и традиционные ковбойские ценности, он заметно больше про несчастную любовь и поиски себя.

А вот следующие альбом "Fly" открывает новую сторону группы. Теперь это не просто старые добрые девчонки с Юга, нахваливающие местный образ жизни или просто жалующиеся на разбитое сердце. Теперь они поют о проблемах маленьких городков и деревушек, и в первую очередь - о том, как там живётся женщинам.

Песня "Goodbye Earl" стала одно из визитных карточек группы, и рассказывает о двух подружках из какого-то городка на задворках нации, одна из которых уехала в поиска счастья в большой город, а вторая осталась, и вышла замуж за местного мачо, которые вскоре начал её побивать. Тогда девушка подала на развод, и даже получила бумажку, запрещающую этому самому Эрлу подходить к ней, но он этой бумажкой подтёрся, и одним ударом отправил героиню в реанимацию. Узнав об этом, её подруга детства срочно прилетела домой, и вместе они задумали Эрла убить, что и осуществили успешно, а потом стали жить вместе и торговать всякими продуктами у трассы. А Эрла особенно никто и не искал, потому что такой дрянь-человек был, что никому и не нужен. Песня завоевал немалую популярность среди слушательниц, и говорят, вызывает у случайно затесавшихся на концерты мужчин изрядное смущение, когда ей подпевает весь зал.

Другая песня, "Sin Wagon", о женщине, которая устала от своего (видимо, не слишком верного) мужика, и решила оторваться по полной. Слушая её, вспоминаешь, скорее, Сузи Кватро, чем Китти Уэллс!

Справедливости ради, не все песни на альбоме про войну с мужиками - хотя определённая доля феминизма в Dixie Chicks появилась, они никогда не переходили границу между разумным упоминанием проблемных тем и оголтелой идеологией. Тут же имеется, например, вполне традиционная и романтичная "Cowboy Take Me Away", или бодрая, но не сказать чтобы идеологически нагруженная "Some Days You Gotta Dance".

Первые две песни были сняты с эфира на некоторых кантри-станциях, но на популярности альбома это не сказалось - ещё 11 миллионов дисков разошлись в магазинах, принеся коллективу вторую алмазную сертификацию от RIAA подряд.

Выход следующего альбома "Home" совпал со вторжением американских войск в Ирак. На первый взгляд, события были мало связаны между собой, но на деле это совпадение стало переломным в судьбе группы.

Во-первых, сингл "Travelin' Soldier", от коротком романе солдата и официантки, которая потом его ждала, а он погиб на войне, быстро и прочно утвердился на первом месте в хит-параде. Во-вторых, во время тура в Великобритании Натали Мейнс заявила, что ей стыдно что Джордж Буш - из Техаса, и что вся эта война никому не нужна. Заявление, ожидаемо, произвело определённый эффект на родине. Девушкам стали поступать угрозы по почте, и устроители концертов начали подумывать, а не стоит ли их отменить - вдруг публика, разочарованная непатриотичными кумирами, не придёт?

Публика приходить продолжала. А вот многие радиостанции объявили Dixie Chicks бойкот, в частности спровоцированный многочисленными телефонными звонками в студию от патриотично настроенных граждан, требующих снять группу с эфира. Масла в огонь подлил певец Тоби Кейт, который выступил на концерте на фоне плаката, где Натали была изображена вместе с Саддамом Хусейном. Если вы вдруг думаете, что травить артиста за политические взгляды могут только в России - вот вам отличный контр-пример.

С коммерческой точки зрения, скандал существенно сказался на выходе двух следующих синглов с альбома, ни один из которых не прозвучал на радио достаточное количество раз, чтобы подняться выше середины чарта, но сам альбом остался достаточно успешных, хотя продажи и были вдвое слабее, чем у предыдущих двух. Критики также весьма благосклонно отнеслись к диску, в том числе, назвав его лучшим кантри-альбомом десятилетия.

Кстати, именно благодаря песне с этого альбома я и познакомился с этой группой. "White Trash Wedding" попалась мне на одном из сборников кантри, купленном где-то в переходе в Питере. "White trash" - для тех, кто ещё не знаком с этим термином, - это бедные, белые, как правило плохо образованные американцы, обычно живущие в какой-нибудь развалюхе или домике на колёсах в кемпинге. Вот песня как раз про типичную свадьбу двух таких персонажей - она уже глубоко беременна и у неё нет денег на платье, он пьян, и не может позволить себе купить кольцо.

Помимо прочего, группа получила награду за "лучшую инструментальную композицию года" за "Lil' Jack Slade" с этого же альбома, напоминающую об их блюграсс-корнях.

Следующий альбом, "Taking the Long Way", стал для группы последним на долгое время, так что можно сказать, что бойкот и угрозы по почте оказались достаточно эффективны. Альбом стал реакцией группы на всё, что произошло, а его ключевым синглом - песня "Not Ready To Make Nice", в котором Натали отказывается извиняться, а её коллеги по группе выказывают свою поддержку. На самом деле, кстати, Натали сделала несколько попыток принести извинения в том или ином виде, но СМИ их в основном игнорировали, и исправить судьбу группы они не смогли. Во время выпуска альбома, она отказалась от ранее принесённых извинений, заявив, что Буш и правда не заслуживает никакого уважения.

Темы "Sin Wagon" и "White Trash Wedding" продолжает "Lubbock or Leave It" - яростный выпад против притворной набожности жителей "библейского пояса" и их ненависти к группе, вспыхнувшей недавно. Тем самым, группа окончательно порвала со своими южными корнями, или во всяком случае, с той аудиторией, которая ожидала от них только песен про ковбоев.

Ещё одна песня с альбома, "I Hope", была посвящена жертвам ураганов Катрина и Рита. При этом, Красный Крест отказался принимать пожертвование от группы в размере одного миллиона долларов из-за скандалов, связанных с ней, и Dixie Chicks передали деньги другим организациям.

Благодаря продолжающемуся бойкоту, ни один сингл с альбома не имел серьёзного успеха в кантри-чартах, но "Not Ready to Make Nice" поднялась до 4ой позиции в общеамериканском. Продажи альбома достигли двух с половиной миллионов копий, что на фоне предыдущих успехов уже смотрелось несколько печально.

Тур в поддержку альбома прошёл достаточно успешно за пределами США, но в самой Америке всё было плохо. В Хьюстоне (Техас) местные радиостанции просто отказались рекламировать выступление группы, и его пришлось отменить. В результате, группа сосредоточила усилия на выступления в Канаде, где их принимали на ура. К сожалению, никому не пришла в голову идея пригласить их в Россию - думается, одним повторением заявления про Буша они могли бы собрать хороший зал!

В 2006 году про группу вышел документальный фильм, "Заткнись и пой", в котором рассказывалось от членах группы, их личной жизни и музыке. После этого, группа сделала паузу в выступлениях до 2010 года, но и тогда не вернулась в студию, а только радовала слушателей живыми выступлениями. Сёстры Эрвин выпустили два диска в стиле фолк, без Натали, под именем Court Yard Hounds.

И лишь в этом, 2020 году, группа объявила о выпуске нового альбома под названием "Gaslighter" ("to gaslight" - это довольно сложнообъяснимый термин, восходящий к фильма "Газовый Свет" 1944 года, примерно означающий "доводить до сумасшествия посредством психологических манипуляций"). Полный список треков пока не известен, но первый, заглавный сингл уже доступен в сети.

Вот такая история. Пост вышел очень длинный, но мне хотелось рассказать историю этой группы от начала до конца, не разбивая на десятилетия или периоды. Надеюсь, было интересно!

история кантри, музыка

Previous post Next post
Up