История кантри-музыки, часть XXV: 90ые, новые нео-традиционалисты 1

May 23, 2020 21:12

Нео-традиционализм в 90ые несколько потерял в популярности, но ни в коем случае не ушёл в подполье. Более того, один из тех исполнителей, имена которых навсегда стали ассоциироваться с кантри 90ых принадлежал именно этому движению.

Имя его Алан Джексон, и за свою карьеру он продал более 75 миллионов копий своих альбомов по всему миру ("лишь" 44 миллиона в США - то есть, его популярность, как и у Гарта Брукса и Шанайи Твейн стала международной). Он вырос младшим братом в большой семье. Музыку начал писать в 1983ем году, в возрасте 25 лет, а в 27 записал своей первый альбом с бесхитростным названием "New Traditional", вышедший небольшим тиражом, и почему-то в Японии. По этим причинам, он остался незамеченным. Но ещё через два года его подписывает большой лейбл Arista, и к нему сразу же приходит успех: первый сингл "Blue Blooded Woman" о любви между деревенским парнем и богатой горожанкой немного не попадает в Top 40, второй - "Here In The Real World" достигает 3его места, а "I'd Love You All Over Again" становится хитом первой строки.

Уже на втором альбоме у Джексона четыре первостатейных хита, среди которых была и заглавная песня альбом "Don't Rock The Jukebox", в которой герой просит не ставить на музыкальном автомате рок, пока он горюет в связи с разбитым сердцем. А на третьем альбоме "A Lot About Livin' (And a Little 'bout Love)" выходит песня "Chattahoochee", ставшая визитной карточкой исполнителя. В ней поётся о любви к речке Чаттахучи, на берегах которой герой песни провёл своё детство и юность (она перекликается в этом плане, например, с "Green River" Creedance Clearwater Revival). Кроме всего прочего, эта песня приносит Джексону награды "Сингл года" и "Песня года" от Ассоциации Музыки Кантри. В последующие годы, Джексон записал ещё много успешных альбомов и синглов.

Несмотря на свой успех, Джексон оставался верен нео-традиционному звуку даже в эпоху, когда поп-направление в кантри снова начало набирать популярность, и даже записал в 1999ом году альбом каверов на старые песни. Это вносило некоторое напряжение в его отношения с музыкальным и истеблишментом. Например, когда на вручении наград всё той же АМК Джорджу Джонсу сказали обрезать своё выступление до 90 секунд, Джексон прервал своё выступление, спел песню Джонса и ушёл со сцены.

Ещё одним его заявлением стала песня "Murder On Music Row", записанная дуэтом с Джорджем Стрейтом, в которой напрямую поётся, что "кто-то убил кантри-музыку, и вырезал ей сердце и душу". Изначально записанная блюграсс-группой Larry Cordle & Lonesome Standard Time, она достигла 38ой строки хит-парада в исполнении Джексона и Стрейта.

В "Murder On Music Row" критикуется движение кантри не только в сторону поп-музыки, но и рока. Но это личные заморочки Джексона. Другие артисты, которых тоже можно отнести к нео-традиционалистам, не стеснялись использовать более жёсткий звук в сочетании со скрипкой. Например, дуэт Брукс и Данн отлично сочетали хонки-тонк, рок, скрипки и современные аранжировки, и имели с этой смесью большой успех. Самой известной их песней стала "Boot Scootin' Boogie" 1992 года.

Прежде, чем стать дуэтом, Кикс Брукс и Ронни Данн уже записывались по отдельности, и даже имели некоторый успех - по две песни у каждого попали в чарты в 80ые. Но настоящей славы им удалось добиться только после объединения в одну команду по предложению продюсера Тима Дюбуа. Послушав их первую совместную демо-запись, Дюбуа немедленно подписал парочке контракт, и не зря - сингл "Brand New Man" о любви, изменившей жизнь "плохого парня", попал на первую строку. Вскоре вышел и успешный альбом, названный в честь этой песни, включавший и упомянутую выше "Boot Scooting Boogie" (которая влезла не только в кантри, но и в общеамериканский чарт на 50ое место), а также ещё два хита первой строки.

Продажи альбому подстёгивались удачными живыми выступлениями. Слегка застенчивый красавец Данн, с его красивым, и умеющим иногда переходит на впечатляющий рык голосом прекрасно дополнял прирождённого шоумена Брукса, танцующего с гитарой не хуже всяких рокеров.

Второй альбом дуэта ещё добавил рока, что заметно по открывающему синглу "Hard Workin' Man". Третий альбом вышел примерно в том же стиле, а вот с четвёртого Брукс и Данн начали поворачивать в сторону более мягкого и лиричного звука. Мне не слишком нравятся их более медленные песни, но кавер на песню 1972 года "My Maria" достоин внимания.

Совместная работа с Рибой Макинтайр привела к забавному выпуску альбомов с зеркальными именами - у Брукса и Данна вышел "If You See Her", у Рибы "If You See Him", и на обоих были их совместная песня с этим же двойным названием (некоторые критики вместе со мной считают её довольно унылой, но первого места в хит-параде она достигла).

Последний же альбом десятилетия "Tight Rope" оказался для дуэта совсем неудачным. Они устали друг от друга и хотели разойтись - но глава лейбла настоял, чтобы они попробовали ещё раз, и предложил им хорошую песню, в которой чувствовал потенциал. В результате, распад дэута был отложен на восемь лет, и они записали ещё несколько хорошо принятых альбомов.

Ещё одним исполнителем, совмещавшим кантри с влиянием рока, стал Трэвис Тритт. Влияние на его музыкальный стиль оказал южный рок, а также чернокожие исполнители. Услышав выступление чёрной христианской группы в церкви, он заинтересовался тем, как исполнители встраивали "всякие изгибы, взлёты и завитушки" в своё пение. В 90ые он стал одним из немногих кантри-музыкантов, не носивших шляпы, и тем самым выделялся на фоне Гарта Брукса и прочих, и его образ был несколько ближе к outlaw country.

С его первого альбома, я бы отметил "Put Some Drive In Your Country", хотя она добилась наименьшего успеха, а первое место в чартах досталось медляку "Help Me Hold On". Сам Тритт считал, что быстрые песни, такие как эта или "T-R-O-U-B-L-E" помогают продажам альбомов, хотя по отдельности и не достигают таких успехов, как медленные.

На альбоме "Ten Feet Tall and Bulletproof" вышли несколько песен, написанных совместно с одним из участников Lynyrd Skynyrd, а на треке "Outlaws Like Us" вместе с Триттом спели Хэнк Вильямс Младший и Вейлон Дженнингс.

Разбавлю эту мужскую компанию парой женщин-нео-традиционалистов.

Пэтти Лавлесс начала выступать в середине 80ых, и её прорывным альбомом стал "Honky Tonk Angel" 1988 года, на котором вышло два хита номер один, "Timber, I'm Falling In Love" и "Chains". В следующий раз до первой строки она добралась в 1993ем с песней "Blame It On Your Heart", а самым удачным её альбомом в 90ые стал "When Fallen Angels Fly", на котором, например, вышла забавная песня "I Try To Think About Elvis".

В нео-традиционалисты можно записать и Карлин Картер, дочь Джун Картер, жены Джонни Кэша, но от первого брака. Первый её альбом вышел аж в 1979ом. Во время концерта в Нью-Йорке, она перед песней о свингерах "Swap-Meat Rag" сказала сложно переводимую и совершенно нецензурную фразу, что, мол, "If this song don't put the cunt back in country, I don't know what will." Журналисты потом ещё лет десять ей её припоминали. Так мало того, как выяснилось, в этот момент в зале была её мама и Джонни Кэш... Не задался вечер, в общем.

Зато в 1991ом году песня "I Fell In Love" мало того, что стала хитом (правда, лишь 3ей строки), так ещё и выиграла для неё награду "Лучший женский вокал года". Такой же позици в чартах достигла "Every Little Thing" со следующего альбома.

Впрочем, особым успехом её альбомы никогда не пользовались, а после провала "Little Acts Of Treason", хорошо принятого критиками, но не публикой, она больше не записывала дисков до 2008 года. Соглашусь с критиками, и не соглашусь с публикой. Послушайте "Hurricane" - какой голос! И музыка весёлая.

На этом пока прервёмся, хотя есть ещё несколько интересных исполнителей - нео-традиционалистов, которых стоит упомянуть, чем я и займусь в следующем выпуске.

история кантри, музыка

Previous post Next post
Up