Молодой учёный, только что потерявший жену, заходит в свою лабораторию, и обнаруживает, что его студентка-ассистентка совершила самоубийство. Но не просто, а методом деструктивного сканирования мозга, и теперь её сознание обитает в машине... Или точнее могло бы обитать, если бы технология была готова, но нет.
Долгое время, учёный и его помощники занимаются тем, что вообще пытаются хоть как-то запустить сознание девушки, и когда им это удаётся, за один день расчётов в реальном времени она проживает всего 0.05 секунд субъективного. Но постепенно алгоритмы и железо становятся лучше, и она начинает возвращаться к нормальной жизни, оставаясь при этом объектом перспективных исследований и жарких споров.
Но главный конфликт книги не философский, а гораздо более банальный. Кроме Хелен, человечество запустило ещё один искусственный интеллект, но только он не имеет эмоций, и поэтому злой. Да-да, вы не ослышались - основным антагонистом романа стал безумный компьютер, которого раздражают люди, мешающие логичному переустройству планеты в частности и Вселенной в целом. Хуже того, когда автор пытается показать его внутреннюю мотивацию, выясняется, что он не может выйти за рамки штампов дешёвых кибер-страшилок. Это даже не
paperclip maximizer, которого к уничтожению человечества ведёт внутренняя чёткая логика, местный "плохой ИИ" просто не любит людей и безосновательно считает, что они мешают ему в познании мира.
Попытка сделать мотивацию противника более логичной, видимо, была изначально предпринята: поначалу, автор упоминает некие "аксиомы", на основании которых тот работает, и из них, как из Трёх Законов Азимова можно было бы вывести интересную мотивацию. Но нет, осиливания не произошло.
Не удалось автору выбраться из пошлых клише и при описании боёв между "хорошими" и "плохими" компьютерами: оба они предстают в виде аваторов в неких виртуальных мирах, где машут мечами и кидаются файрболлами. Жалкие отмазки, что это всё такое удобное для человека представление сражений в сети выглядят совершенно неубедительно: скрывая за дешёвыми спецэффектами отсутствие технических деталей, книга теряет замечательную возможность показать логичные проявления этих сражений в реальном мире.
Более-менее спасает роман лишь юмор. Герои частенько шутят, причём достаточно забавно, и дают отсылки к разной гик-культуре. Но поскольку произведение, всё-таки, не юмористическое, на одном этом выехать у него не получается. Ребята, не может взмах мечом представлять собой использование уязвимостей в системах врага: это максимально неудобное представление, скрывающее важную информацию и мешающее делать какие-либо логические выводы о происходящем. Не надо так.
А как надо? Это вот, кстати, интересный вопрос. Возможно ли описать "битву компьютеров" так, чтобы она одновременно была захватывающей для непрофессионалов, и в то же время, не заставляла бы людей, знакомых с темой, впадать в бешенство? Надо подумать.