Книги: "Glasshouse", Charles Stross

Dec 07, 2015 11:10

Этот роман Стросса не даром считают одним из лучших его произведений. Условно, действие происходит в мире "Accelerando", но в таком далёком будущем, что это, в общем-то, не имеет значения кроме как ответ на вопрос "а что же дальше стало с тем миром".

Стало с ним вот что: человечество таки осталось человечеством, расселилось по галактике (однако, в этот раз инопланетяне не упоминаются), и продолжило заниматься своими обычными делами, только в новых масштабах, напоминающих о "Культуре" Бэнкса. Правда, кораблей, летающих быстрее скорости света, тут не завезли, зато завезли телепортеры, работающие на червоточинах. Правда - и это важно - передавать материальные объекты таким образом не получается, поэтому передают, как я понял, информацию о них, а на другом конце - собирают. То есть, чтобы тебя телепортировали, тебя сначала разберут на нано-уровне, передадут, а потом соберут. Это уже ставит много интересных вопросов, но главное в книге не они - для себя, местное общество их решило. Можно и дубль себя сделать, если хочется, а потом уничтожить, слив или не слив воспоминания - для обитателей этого мира это в норме.

Однако, раз на другом конце человека собирают, то значит в процесс сборки можно внести какие-нибудь интересные искажения. В какой-то момент, группа неизвестных злодеев этим воспользовалась: нашла уязвимость в оборудовании, занимающимся восстановлением ("гейт"), и через неё заразила их вирусом под привычным для Стросса кодовым названием "Curious Yellow". Вирус занимался тем, что сам себя прописывал в компьютер, который нынче живёт в голове у каждого, и через это дело распространялся тихо на другие уязвимые гейты. И попутно - стирать некоторые воспоминания.

Пока это дело заметили - было уже поздно, и что же именно стирал вирус, а значит - в чём была мотивация его создателей, и кем они были - разобраться было уже невозможно. Начался хаос, разрушение транспортной системы и войны, получившие название "Censhorship Wars". Началу конфликтов способствовало то, что некоторые люди решили с вирусом не бороться, а воспользоваться им, модифицировав его код, чтобы он не просто стирал воспоминания, а ещё и прописывал в мозг некоторую идеологию. Таким образом, образовались области, где правили разнообразные "когнитивные диктатуры" - каждый, кто телепортировался в такое место, тут же становился приверженцем его идеологии.

Долго ли, коротко ли, но вирус удалось победить, когнитивные диктатуры разогнать, и жизнь более-менее вернулась в норму. Где-то в этот момент и начинаются события книги :) Как видно, уже одна только предыстория мира, рассказанная в виде воспоминаний и снов главного героя, так интересна, что может послужить основой для множества произведений в любых жанрах.

Основной же сюжет книги заключается в расследовании подозрительной активности, происходящей в "теплице" - переоборудованном космическом корабле долгого полёта, неторопливо летящем от звезды к звезде с досветовыми скоростями, почти полностью изолированном от остального мира. Раньше, там был центр реабилитации людей, слишком ментально пострадавших в войнах, в том числе, военных преступников, но сейчас управление перешло к группе подозрительных личностей, якобы, антропологов, объявивших, что они собираются производить эксперимент по воссозданию условий жизни XX-XXI века.

Не раскрывая более подробностей сюжета, могу сказать, что книга получилась захватывающая, и местами пугающая, берущая за душу, я бы сказал. Особенно - описание тонкой модификации поведения человека. Если читая этот текст вам не захочется лично постучать головой злодея о ближайшую твёрдую поверхность, то у вас, видимо, нет сердца :)

Главным разочарованием книги для меня стало то, что она не раскрыла секретов Censhorship Wars - мы так и не узнали, кто и зачем выпустил Curious Yellow, и не могли узнать.

Кроме того, у меня создалось впечатление (правда, лишь только после прочтения, так что это Fridge Logic), что в сюжете есть несколько, не то чтобы дыр, но непонятно чем мотивированных важных моментов. Это касается и мотивации злодеев, и героев в самом конце. Впрочем, это не испортит удовольствия от чтения, так что "Glasshouse" ("Теплица" в русском переводе) - книга, которую я с удовольствием рекомендую.

charles stross, книги

Previous post Next post
Up