В детстве часто отдыхал на Увильдах, это озеро самое любимое. Проезжая мимо сел Кузнецкое и Губернское всегда обращал внимание на дома и церкви 19 века. Эти поселения по части истории не уступают большим городам.
Самым полным документом по истории этих мест несомненно является «ЛЕТОПИСЬ СЕЛА ГУБЕРНСКОГО» СВЯЩЕННИКА П. М. ХРИСТОЛЮБОВА. Уникальный документ хочется перечитывать раз за разом. Удивительно пластично воссаздается в этом сравнительно небольшом документе история жизни сёл около жемчужины Южного Урала.
Оригинал летописи представляет собой рукопись, написанную фиолетовыми чернилами на листах нелинованной бумаги ровным убористым почерком, объемом 15 листов, исписанных с обеих сторон. Помимо «Летописи» документ включает в себя три стихотворения автора. Судя по пометкам автора, работа над летописью продолжалась с 1907 по 1915 г.г., а окончательный вариант был завершен к концу 1932 г. Источниками послужили «некоторые документы при волостном правлении и указы епархиальной власти», а также воспоминания старожилов села и личные наблюдения священника.
В преобразованной Екатеринбургской губернии, отделенной в самостоятельную от Пермской в 1919 г., состоящей из Екатеринбургского, Верхотурского, Ирбитского, Камышловского и Шадринского уездов, на юге первого, т. е. Екатеринбургского, расположено большое село Губернское.
Географическое его положение: занимает 55,34 градуса сев. широты и 30,32-й вост. долготы, находится в 700 км от Перми и 180 от губернского города.
Самый ближайший приход к нему село Кузнецкое с Вознесенской церковью находятся на востоке в 2-3 км. На севере в 30 км - Кыштымский завод, на северо-востоке село Верх-Теченское в 35 км; далее в 56 км Каслинский завод и, наконец, к западу Соймоновское (Сак-Элгенский выселок). С ним рядом медно-литейный Карабашский завод.
Образование или основание Губернского села относится к 1765 году. Основание его положили переселенцы Саратовской губернии, Кузнецкого уезда, Рождественской волости, из деревни Тютняр. (Деревня носила название в честь речки Тютнярки, на берегах которой и обитали наши предки)
Выселено было, по преданию, старожилов на Урал всего 77 семейств. По одним известиям, для заводских работ, по другим сказаниям, если верить, просто были проиграны в карты князем Долгоруковым генералу Демидову. Все может быть, в первом случае, как для заселения безлюдного Урала, а второе подтверждает самодурство тогдашних господ над рабами. Они не стеснялись торговать людьми или менять их на гончих псов, все это и указывает скорее на последнюю причину. Долгоруков, проиграв ставку людьми, тут же приглашает управляющего вотчиной и дает приказ: «Отыскать среди крепостных что ни на есть самую отъявленную баргу (т.е. никуда негодные семьи) и отправить их в имение Демидова».
Жребий пал на тютнярцев, но их оказалось только 70 семейств, а потому пришлось остальных семь семейств взять из числа степенных. Это падает на породу Беспаловых. Переселились.
Новый край, новые условия жизни, смена поколений и время переродило переселенцев к сознанию своего достоинства и выработался из них смышленый, трудолюбивый народ… Но, однако, кличка «барга» сохранилась за ними до сих пор.
Демидов новых переселенцев разместил на юге Кыштымского горного округа и разделил тютнярцев на две группы: одну поселил на восточной стороне озера Большие Ирдяги, они сохранили за собой название прежнего уездного города - село Кузнецкое с Рождественской волостью. Юго-восточный конец села стал называться деревней Смолиной. По ремеслу первых засельников, занятия коих составляли гонку смолы. Другая группа, в числе 36 семейств, была поселена на западной стороне этого озера, как раз соприкасаясь своими наделами с границами Оренбургской губернии, Челябинского уезда, а потому поселок стал называться деревней Губернской. Северо-западный конец ее по берегу озера Малые Ирдиги был заселен несколькими семействами Беспаловых. А потому и стал называться деревней Беспаловкой.
Купол храма во имя иконы Тихвинской Божьей Матери с.Губернское.
Все эти четыре поселка в административном отношении носили название села Рождественского, а в просторечии Тютняр, каковое в сущности осталось до настоящего времени. Все они составляли один приход Кузнецко-Вознесенской церкви.
Указом Святейшего Синода от 17 марта 1899 г. за номером 1584, деревня Губернское выделена в самостоятельный приход, к нему приписана деревня Беспаловка и Сак-Эльгинский выселок, или Саймоновск, с Николаевским храмом, который в 1906 г. был выделен тоже в самостоятельный приход.
И так деревня с этого времени стала носить название села Губернского. Деревня Беспаловка успела разрастись по всему восточному берегу озера Малые Ирдяги, соединившись с селом, если не считать поперечный овраг. Таким образом, образовалось огромное село, которое уже в 1920 г. имело коренного населения мужского и женского пола до 12 тысяч и заняло место по берегам двух озер, Большие и Малые Ирдяги: окружность первого 12, а второго 8 километров. Оба озера разделяются небольшим перешейком земли под названием солонцы: по временам и в летнюю жару земля покрывается тонким слоем соли, напитывая траву, составляющую вкусный корм скоту, на них можно было встречать целые табуны лошадей, коров, телят - из обоих сел. Перешеек занимает площадь в ширину одну версту, в длину - 1,5. Он и служит разделением и со-единением двух сел - Губернского и Кузнецкого.
Прежде чем занять места, переселенцам приходилось очищать их от густо растущего хвойного леса на них по обоим берегам озер, перешеек был покрыт непроходимой чащей разросшихся сосен и берез. Сосновый лес употребляли тут же на постройку изб, амбаров и сараев. Некоторые сохранились до настоящего времени - толщина бревен - восемь, девять, десять вершков, потолок из однорезки по три-четыре вершка, пол, лавки - по два-три. Перекатай эту избу на паклю, она простоит еще сто лет, но их осталось мало, потребовались более просторные здания, а избы обыкновенно строили аршинов 6 в ширину, 8-9 в длину, с двумя окнами на улицу и одним во двор. По берегам озер преобладала ива, ольха, осина, их легко было вырубать. Этот кустарник шел на плетни в пригонах, на изгородь в усадах, и им же заваливались, топни, болотистые места. Население в дровах не нуждалось.
Первые улицы, носящие названия «старых», в том и другом селе расположены по линии и кругом озер. Это служило удобством для скота, рядом водопой. Берега озер были окружены березняком, ивами, болотами, кочками и трясинами, где гнездились дикие утки, гагары и чайки.
Кладбище для деревни Губернской было отведено на гористом возвышении за поселком, саженях в двухстах, покрытом березовой рощей. С 1879 г. оно было переведено за версту от села, где находится до настоящего времени. Грунт этого кладбища отличается сухостью, состоит из песка или мелкого сланца. На месте же первого воздвигнут храм. На этом увале почва каменистая, окружающие его могилы, хотя уже упраздненного, кладбища, до сих пор свидетельствуют о месте упокоения наших предков, новых переселенцев, для одних дедов, а для других прадедов.
Одни могилы в церковной ограде, другие вне ее. Эти последние утоптаны проложенными по ним дорогами, когда рыли рвы под фундамент здания мужского училища, то в земле было видно присутствие сгнивших гробов, это в 1902 году.
Храм во имя иконы Тихвинской Божьей Матери.
Площадь, занимаемая кладбищем, была покрыта березовой рощей, но с годами все вырубили - одна из них оставалась долго стоять перед окнами вновь построенного школьного здания, и могла многое передать о былом. Одна она живет, верно, ее крепко держит за корни своими костлявыми руками погребенный под нею мертвец… Наклонилась, изогнулась, сгорбилась, видно было, что устала стоять, соскучилась, одинокая. Надоело ей смотреть и слушать людские неправды, желала бы покинуть сей мир, но не может вырваться из рук мертвеца. Каждую зиму она замирает подобно ему и думает: вот и мне конец пришел… А как только настает весна, снова густо покрывается листвой, шумит, движет ветвями, так вот и хочет обнять каждого. Живет, разделяет радость детворы-школьников, готова вместе с ними кричать, шумит!.. И разделяет свободу их вольной, беззаботной жизни… Кажется, тут же утешает всякого могильного со-друга, нашептывая ему: потерпи, настанет время и для тебя, когда и ты восстанешь для новой светлой, радостной жизни… оживешь, воскреснешь!..
Но пришел конец и этой последней, в 1927 г. в день Святой Троицы мая 10-го, толпа детворы насела на нее, сломила, не выдержали корни, пала на землю. Недели две лежала, стараясь поддержать жизнь, выпуская на ветвях пучками зелень… Но нет, видно, пришел конец и ей. Опустила долу ветви, распрощалась со злым миром, испустила последний вздох, прощайте!..
По милости начальства исполкома она была передана слепцу - церковному звонарю Акиму Петровичу Трифонову, тот распилил ее на дрова и вместе с корнями перенес в свою хату на топливо…
Такова судьба и каждого из нас, одни добровольно, другие насильно, уйдем и мы с площади мировой жизни!..
Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Кузнецкое ( построен не позднее 1805г).
Село Губернское расположено по береговой западной полосе озера Большие Ирдиги - улицы его постепенно поднимаются амфитеатром над озером. Их четыре, и только средняя часть Беспаловки - при Малых Ирдигах занимает лощину, а там снова поднимается в гору…
Такое расположение села, с одной стороны, способствует быстрому стоку осенних и весенних дождевых вод, а с другой - скопляет их в низменных местах, образуя надолго непролазную грязь, или же напором промывая глубокие рвы в переулках, и направляет в озера все загрязнения. Вот почему в нижних улицах села не переводятся эпидемические заболевания - тифом, скарлатиной, оспой, дифтеритом и малярией, в особенности в дождливые, сырые года…
От засорения год от году заметно мелеют озера, зарастают осокой и водорослями, берег отходит все дальше и в летнее время распространяются миазмы. Только от снежных зим, весенних и осенних дождей они годами снова пополняются, так, например, в 1927-1928 г., и особенно в 1929, вода доходила до берега перешейка, наполнила канавы вдоль лежащей на нем дороги. В весеннее время появляется много болотных комаров, покрывающих прибрежные постройки или тучами носящихся в воздухе, они-то и способствуют распространению эпидемических заболеваний. Озеро Большие Ирдяги по берегам и на дне в северной и восточной части содержит золотоносные пески. Местные жители в голодный 1911 г. с разрешения кыштымского заводоуправления доставали самым примитивным способом, просто железными совками, и имели очень выгодный заработок - как передают, есть тут и жильное золото, оно имеет уклон по направлению к смоленскому хребту. В самой воде озер изобиловало множество рыбы: щуки, окуни, лини, чебаки, ерши и караси переполняли их… Еще в 1900 г. невода вытаскивали по семь и более коробов рыбы… Но от засорения вся вымерла, остались одни, самой мел-кой породы, караси… Теперь и этим рады.
Земская школа. с. Губернское.
Санитарное состояние села грязное. Водосточных канав не существует, посреди улиц можно встретить целые лужи грязи, а в переулках, по которым совершается постоянная езда, нет ни проходу, ни проезду, лошади тонут… У нас не обращают внимания на гигиенические условия жизни - даже берега или края озер заваливают назьмом, от чего погибла рыба…
Будем надеяться, что с ростом грамотности, разовьется более культурная жизнь и вся эта неряшливость канет в далекое старое время… Жизнь научит! Найдутся люди, заставят проснуться от кошмарного сна…
Этим сном действительно спало село с восьмитысячным населением, рассказывает автор краткой летописи до 1903 г. До этого времени здесь существовала одна школа. В ней обучалось 67 человек, из них 5-7 девочек, грамотность среди женского пола отсутствовала, грамотных матерей насчитывалось не более десяти женщин. Здание народного училища похоже было на старую корягу. Ветхое, тесное, полусгнившее, с развалившимся фундаментом, с прогнившей тесовой крышей, с разбитыми в окнах стеклами, с покосившейся наружной дверью. Это в богатом селе, где землепашцы имели каменные амбары, засыпанные до самой крыши хлебом, стада скота, рысистых лошадей,- конечно что-то невероятное, - но так было!.. Тьма царствовала непроглядная.
Помним, как упорно не соглашалось Губернское сельское общество дать приговор на постройку нового школьного здания. «На что нам школа, грамота, наши отцы и деды жили без грамоты и ели хлеб, а кому нужно - того и в солдатах обучат, а насчет девок и говорить не стоит, родят и без грамоты». Цинично соглашались возгласы: «Есть школа и довольно, а то опять прибавят к податям, шутка ли, и теперь взимают с души 3 р. 45 коп.!»
Таковы были доводы и рассуждения родителей по отношению грамоты детям. Раз пять ходил на сходы, пишет автор очерка летописи, и обращался с докладами по поводу необходимости обучения детей, разбивая их взгляды, и, наконец, кое-как сломил.
1903 г. февраля 2-го дня вопрос о постройке школьного здания был решен в утвердительном смысле. Тут же был избран строительный комитет, председатель, отведено место и указаны средства, а именно - сборы сумм с торговой площади во время ярмарок, и помещений торгующих. Екатеринбургское земство приняло на себя составление плана здания, назначило техника по наблюдению за работами и ¼ стоимости здания денежно. Постройка не заставила себя ждать - кирпичное здание, двух-этажное, уже в 1905 г. было совершенно закончено. В 1906 г. были открыты учебные занятия. Наплыв учеников был велик - 250 мальчиков битком переполнили здание школы. Здание старой школы было с фундаментом перебрано, расширено и покрыто железной крышей. Вместо двух комнат в нем устроено три класса и учительская комната - посреди с коридором. В ней стали учиться 120 девочек - будущих грамотных матерей. Это была женская школа, как и мужская, с программой четырехлетнего обучения. Мы радовались, говорил инициатор просвещения народа. Нам казалось, что свет начинает побеждать тьму. Просторное, светлое здание мужского училища дало возможность шире поставить свою деятельность. В нем стали устраивать чтения и беседы по различным вопросам естествознания и истории с туманными картинами волшебного фонаря, посещал и кинематограф, устраивались и литературные вечера, были открыты занятия с взрослыми неграмотными. Наконец в этих же стенах под руководством одной опытной энергичной труженицы по народному образованию была и впервые образована из любителей - местной молодежи - труппа для постановки деревенских спектаклей, а также концертов из русских народных песен. Первый спектакль был поставлен - опера «Жизнь за царя», переложенный А. Д. Городцовым. Это был в свое время знаменитый руководитель певческих курсов и хоров. Спектакль произвел глубокое впечатление на народную массу. Она поняла, что могут делать через грамоту и деревенские поселяне, как много скрывается среди них талантливых актеров жизни. Спектакль повторился в соседних селах, и все были довольны. Недаром сказал поэт Некрасов: «Сейте полезное, сейте разумное, вам скажет спасибо сердечное русский народ!».
Типичные постройки.
Дело Строительного комитета не ограничилось одним Губернским, он переносит свою деятельность в деревню Беспаловку и решил построить там часовню-школу на средства добровольных приношений, не забывая общественных доходных статей и раскладок…
Начиная с 1903 г. 1 октября приступил к делу и в 1912 г. сентября 15 дня дети школьники, которые раньше обучались в течение трех лет в наемном здании, были переведены в числе 92 человек в собственное здание, церковь-школу - средина здания была собственно храм, а боковые части служили классами, отделенными полустеклянными перегородками. За последние годы в ней обучалось до 115 человек обоего пола. Какая радость! Ведь раньше вся эта детвора росла дикарями, удаленная расстоянием трех верст от центральных школ, которые посещали дети состоятельных родителей, а теперь открыт доступ для всех бедняков - как не радоваться!..
Но много лет эта школа прожить не могла, так как на ее оборудование требовалось много средств. На содержание учителей, учебные пособия, главное - на отопление, содержание сторожа, ремонт мебели, все это требовало больших местных средств.
Исход был найден. Руководитель, переговорив с земскими деятелями, предложил им выстроить собственное школьное здание. Земство ухватилось за идею - дало согласие. Общество по указанию отвело место, где в 1916 г. было воздвигнуто земством прекрасное здание - приспособленное и для других целей просвещения. При открытии занятий ученики приходской школы в числе 111 человек были переведены в Беспаловскую земскую школу, какая существует до сего времени, а здание церкви-школы было оборудовано для приходского храма, и деревня Беспаловка преобразована в село.
Лавка. с. Кузнецкое.
В 1910 г. было открыто Кредитное товарищество, цель его - объединенными силами избавиться от местных мироедов - кулаков. Оно объединило членов, составило капитал и начало помогать им, приобретая сельскохозяйственный инвентарь по дешевым ценам из первых рук - снабжало деньгами по самым низким процентам, на все, что нужно, и хозяйство: покупку лошади, коровы, постройку избы.
С этого времени отдача под залог бедняками, середняками полушубков, кафтанов, сарафанов и другой одежды с жидовскими процентами, а иногда и самих себя под летние заработки прекратились. Это вызвало ненависть среди мироедов. Председатель товарищества, отлично понимая их намерения, а потому, чтобы усилить средства кредита, увеличивали число членов, добровольные вклады, а сам в течение года служил безвозмездно… Но при годичном отчете собрание преподнесло премию ему в 40 рублей.
В 1915 г. мая 6 дня уже было открыто Общество потребителей и широко развивало дело купли и продажи - в особенности под руководством специалиста-кооператора Москвина В. В., который в самый короткий срок открыл в селе пять потребительских лавок, переполненных различными товарами, с деловой постановкой торговли и отчетности. Все члены знали, что тут не пропадает ни один грош…
Местные благодетели приуныли, они поняли, что тягаться им долго не придется… Косо посматривали. В это время меры к искоренению темноты народной расширялись. По инициативе все того же руководителя приходом было выстроено новое здание для земской школы в южной части села на Ефимкином конце, где функционирует и до настоящего времени. Земство шло навстречу - в середине села открыло библиотеку-читальню, снабдив ее как периодическими изданиями, газетами, журналами, так и целыми томами классических писателей.
В селе было открыто Общество трезвости, где состояло до 200 человек взрослых членов, велись чтения и беседы против алкоголизма… Характерная резолюция была учтена властью на рапорте разрешения об открытии общества: «Разрешаю, но строго предписываю следить за его руководителем…» Что поделаешь, на то власть, она всегда останется таковою - властию!
В 1914 г. было открыто Детское общество трезвости, членами его состояли дети - ученики 3-4 класса. Эти члены были настоящими пособниками в распространении знаний о вреде алкоголизма в среде семейной и общественной жизни. Им выдавались брошюры, книги и журналы для прочтения у себя в домах.
Некоторые алкоголики, дав обещание ½, 1, 2, 3 года строго выдерживали обет - исправлялись и начинали жить по-человечески. Но были и таковые, которые, выдержав искус неделю, две, снова разрешали и превращались в животное - придерживались пословицы «горбатого могила исправит». Часть местных жителей занималась торговлей, для этой цели в центре села понастроены здания кирпичных магазинов, каменных и деревянных лавок - торгуют мануфактурой, скобяными товарами, мясом, мелочными товарами.
Каменный дом с. Губернское.
Мануфактуристы приобретали товары в Москве, на Нижегородской и Ирбитской ярмарках - по преимуществу низкосортного достоинства, продавая его за первый сорт. Торговля шла бойко, так как все окружающее население русских и башкир пользовались исключительно рынком села Губернского - базарные воскресные дни, три двух-недельные ярмарки - 30 января, 26 июня, 8 ноября привлекали массу народу. Торговая площадь вся была занята торговыми палатками, рынок ломился от товаров. А торговцев из соседних заводов Кыштымского, Каслинского, Златоустовского, Челябы налетало как стая воронья… Экипажники, овчинники с готовой одеждой, сапожным товаром, со сбруей, железными изделиями переполняли рынок, тут же шла торговля пшеницей, овсом, мукой, другими продуктами; находили полный сбыт дрова, сено, солома, заполняли соседние улицы… Рыба, мясо расходились пудами. Надо удивляться, откуда все бралось и куда расходилось!?
Наши некоторые Титы Титычи лопатой загребали золото и серебро. Первое даже отдельно скупали - прозорливый народ! По объявлении войны лихорадочно стали подниматься цены на товары, вот тут-то и сыграл
годами накопленный и залежалый брак в их кладовых - весь пошел в ход, все распродали до последнего аршина… Мы, значит, тоже воевали, только не с германцами и австрийцами, а со своим братом-односельчанином, брали с него дань -до последнего полушубка. Зато, слава Богу, не жалели ставить рублевую свечку Господу Богу в храме Божием…