Почему российские товары хуже импортных

Jun 21, 2016 19:30

Как сообщают СМИ, пилотный проект по продвижению российской продукции на торговой площадке AliExpress (входит в китайский интернет-гигант Alibaba Group), полностью провалился. В презентации, подготовленной Минпромторгом, отмечается, что раздел на AliExpress, где была представлена продукция российских компаний, посетили более 130 тыс. человек, которые после знакомства с предложенным ассортиментом совершили 24 заказа и отложили 552 товара в "Мои желания". Коэффициент конвертации посетителей в покупателей на уровне в 0,018% трудно назвать успехом.
Как водится, все участники проекта сразу бросились обвинять в провале друг друга. Российские компании жалуются на неполадки в работе AliExpress и сложности с программным обеспечением. Продавец, в свою очередь, объясняет слабые продажи российских товаров "неоправданно высокой стоимостью и отсутствием оригинальности". При этом российский Минпромторг фактически согласился с AliExpress, подтвердив, что стоимость российских товаров в несколько раз превышает цену похожих китайских товаров. Мало того - некоторые российские компании «выставляли цены на AliExpress с наценкой к розничной стоимости», то есть дороже, чем они сейчас продаются в магазинах.
Составлять конкуренцию на глобальном рынке в потребительском секторе с разницей в цене более чем вдвое на схожие категории товаров просто невозможно, - заявил по этому поводу «Коммерсанту» заместитель главы Минпромторга Виктор Евтухов. При этом чиновник добавил, что «проект на AliExpress стал важным опытом, который четко показал производителям готовой продукции, куда двигаться, как подходить к вопросу ценообразования, подаче продукта».

Больше доить и меньше кормить
На самом деле, о том «куда двигаться» написано в любом учебнике для начинающих предпринимателей: нужно либо выпускать оригинальный продукт с новыми потребительскими свойствами, либо снижать цену на свою продукцию. Проблема в том, как реализовывать эти принципы на практике.
Вопрос об оригинальности продукции обсуждать в общем-то бесполезно. Если человек не способен придумать что-то свое, то «чего Бог не дал - в аптеке не купишь». Вряд ли стоит обсуждать и нетривиальное решение повысить цены в интернете по сравнению с офлайном. Если маркетологи наших компаний уверены, что увидев надпись «сделано в России» любой иностранец впадет в покупательский экстаз, им нужно поменьше смотреть телевизор. В любом случае, это вопрос скорее психиатрии, чем экономики.
А вот о потребительских свойствах и ценах можно и нужно говорить подробно. В последнее время среди российских чиновников и предпринимателей стало модным рассуждать о том, что производительность труда в России гораздо ниже, чем в развитых странах, включая Китай. Это, конечно, правда.
Однако наши борцы за производительность при этом почему-то имеют ввиду, что для исправления ситуации россияне должны больше и интенсивнее работать за меньшие деньги. А вот это уже, мягко говоря, лукавство. Потому что главная причина низкой производительности труда в России - не лень работников, а отсталые методы производства. Конкретно: в нашей стране люди выполняют работу, которую в развитых странах перепоручают роботам и автоматам. Эти железные рабочие работают 24 часа в сутки семь дней в неделю, без перерывов на обед и больничных, при этом не устают и не отвлекаются, не испытывают недомоганий, депрессий, нервных расстройств. В результаты выполняют работу гораздо быстрее и точнее, чем живые люди. Именно в этом заключается секрет высокой производительности труда в развитых странах.

Железные работники
Разумеется, любой российских работодатель или чиновник будет с этим яростно спорить, доказывая, что если бы русские работали как китайцы, то и производительность у нас была бы такой же. Это ложь.
Во-первых, средняя зарплата в России уже ниже, чем в Китае (а также Сербии, Румынии и Польше). Об этом, в частности, заявлял главный аналитик Сбербанка Михаил Матовников.
Во-вторых, представление о китайских предприятиях как о цехах, заполненных вчерашними крестьянами с примитивным инструментом - полная чушь.
Как сообщает отдел статистики Международной федерации робототехники (IFR), в 2015 году Китай стал мировым лидером по приобретению промышленных роботов и манипуляторов, купив 66 тыс. единиц такого оборудования. Годом ранее из 225 000 промышленных роботов, проданных во всем мире, 56 000 было реализовано в Китае.
В результате в этой стране на 10 000 человек сейчас приходится 36 роботов. Да, это в 8 раз меньше, чем в Германии и в 9 - чем в Японии, поэтому по плотности роботизации Китай пока занимает 28 место в мире, рядом с Португалией (42 робота на 10 000 человек) и Индонезия (39 роботов). Но в России количество промышленных роботов на 10 000 человек населения - меньше двух (!). По этому показателю мы сегодня находимся ниже таких стран, как Таиланд, Мексика и Филиппины.
Кстати, мировым лидером в промышленной роботизированной автоматизации - Южная Корея. Плотность роботизации в этой стране превышает среднемировые показатели в целых семь раз -478 роботов на 10 000 сотрудников. Также в лидирующую тройку входят Япония (314) и Германия (292). США занимают седьмое место в мире (164).

Без вариантов
Массовое внедрение роботов - оптимальный и единственный путь решения проблемы низкой производительности труда и качества продукции. Так, за счет внедрения роботов на заводе китайской компании Changying Precision Technology в г. Дунгуань производительность на человека возросла почти втрое: с 8000 до 21 000 единиц. При этом количество дефектов и ошибок уменьшилось в пять раз.
Но наши чиновники и «капитаны большого бизнеса» до сих пор уверены, что отставание в уровне производительности труда можно скомпенсировать за счет более интенсивной работы и снижения зарплат.
Между тем, по оценкам, количество индустриальных роботов в Китае к 2020 году удвоится, достигнув 800 000. Власти КНР прогнозируют, что за счет развития робототехники будет достигнут экономический эффект в 100 млрд юаней (15,7 млрд долларов).
Кроме того, Китай сейчас интенсивно создает собственную робототехническую промышленность, которая к 2020-му должна планирует выпускать не менее ста тысяч промышленных роботов в год. Об этом говорится в китайской программе развития робототехники на ближайшие пять лет, разработанной Министерством промышленности и информатизации, Госкомитет по делам развития и реформ и министерством финансов КНР. Уже сегодня, под данным портала робохантер, производством роботов занимается 194 китайских компании.
Теперь остается только посчитать, на сколько нужно увеличить продолжительность рабочего дня и снизить уровень зарплат в России, чтобы нашим товары наконец-то смогли конкурировать с китайскими.

качество, Россия, Китай, роботы, производительность

Previous post Next post
Up