Вредители и саботажники. Как чиновники душат бизнес

Feb 09, 2017 15:13


Министерство экономического развития выпустило отчет по итогам своей шестилетней работы в области оценки регулирующего воздействия (ОРВ). Как видно из названия, механизм ОРВ, запущенный в 2010 году, призван оценивать последствия принятия нормативно-правовых актов и предотвращать появление регулирующих документов, которое создают дополнительные проблемы для бизнеса.

Судя по документу, министерство провело огромную работу: за шесть лет было проведено более 5800 оценок регулирующего воздействия различных нормативных актов. И поднакопилась красноречивая статистика, свидетельствующая о том, что при подготовке регулирующих документов чиновники думают о проблемах предпринимателей далеко не в первую очередь.
Точнее говоря, 30-40% проектов новых нормативных актов содержат избыточные и затратные для хозяйствующих субъектов и бюджета требования. В частности, в 2016 году такие требования содержали 32% регулирующих документов, придуманных российскими чиновниками.


«К сожалению, по-прежнему, результатом „совершенствования законодательства“, становятся слабо проработанные решения, которые на практике становятся обременением для государства, предпринимателей, потребителей и для самих органов управления», - констатируется в отчете Минэкономразвития. Авторы документа отмечают, что «как правило, инициативы имеют позитивный, созидательный залог - повышение безопасности, совершенствование контроля, и так далее. При этом, как правило, попытки решения этих вопросов стандартны - ввести аккредитацию или лицензирование, повысить ответственность, заставить подавать новые отчеты. Если проектом акта предполагается, что все участники рынка должны подавать в контролирующий орган многотомные отчеты, то зачастую даже не ставится вопрос о том, есть ли в ведомстве люди, которые реально смогут все эти отчеты хотя бы прочитать».

«Детальный анализ проблемы, которая решается проектом документа, выяснение ее масштаба и поиск возможных путей решения, оценка количества участников рынка, которые подпадают под регулирование, расходов этих участников и бюджета - вопросы, с которых должна начинаться работа по выработке нормативных актов», - утверждают авторы документа. Кажется, это очевидно. Однако многие чиновники подобными размышлениями себя не утруждают. В качестве доказательства - несколько примеров из отчета.

Минтранс России подготовил проект изменений в Гражданский кодекс, которым предлагает наделить «уполномоченный федеральный орган исполнительной власти», то есть себя, любимых, правом направлять органам местного самоуправления (ОМСУ) предписания о сносе построек, если они нарушают безопасность полетов воздушных судов и негативно воздействуют на оборудование аэродромов и здоровье граждан. Принять соответствующее решение ОМСУ обязаны в течение 7 дней с момента выдачи предписания Минтрансом.

«То есть, по сути, предлагается замена нормы о праве ОМСУ принять решение о сносе самовольной постройки, на норму о безусловном принятии решения о сносе самовольной постройки по инициативе Минстранса, что противоречит общим принципам разграничения предметов ведения и полномочий между органами власти и фактически водит в гражданский оборот два субъекта принятия решения о сносе самовольной постройки: по инициативе самого ОМСУ и по инициативе Минстранса», - отмечают юристы Минэкономразвития.


Авторы доклада напоминают, что приаэродромная территория определяется окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома. «Таким образом, согласно проекту Минтранса, только с учетом приаэродромной территории аэропорта „Домодедово“, потенциально возможному сносу подлежат объекты на территории более 20 населенных пунктов (Востряково, Белые столбы, Барыбино и иных), - отмечают специалисты МЭР. - При этом данных, подтверждающих, что построенные и эксплуатирующиеся в настоящее время объекты, расположенные на потенциальной 30-ти километровой приаэродромной территории, явились препятствием для нормальной эксплуатации аэродрома, создают помехи при взлете и посадке воздушных судов и угрожают жизни и здоровью граждан, Минтрансом России не приведены». Не удивительно, что проект Минтранса получил отрицательный отзыв по оценке ОВР и был заморожен.

Кстати, как свидетельствует Минэкономразвития, именно Министерство транспорта сегодня является рекордсменом как по придумыванию новых нормативных актов (125 проектов в 2016 году) так и по попыткам ущемить права предпринимателей и граждан (56 отрицательных отзывов по результатам ОВР). То есть фактически 45% нормотворческих инициатив Минтранса вредны для бизнеса или госбюджета.

Второе место по нормотворческой активности занимает Минсельхоз (116 проектов документов за 2016 год), третье - Минфин (115). По количеству отрицательных отзывов по ОВР в прошлом году второе место заняло Минприроды (47), третье - Минсельхоз (43). Еще один пример касается нормотворческой активности Минприроды (это ведомство, кстати, заняло второе место по проценту вредных регулятивных инициатив, пропустив вперед только Минэнерго).


В 2016 году Минприроды России подготовило проект приказа, устанавливающего новое требование - проведение ежегодного экологического контроля (ПЭК), в рамках которого все природопользователи должны готовить для Росприроднадзора объемные отчеты о природоохранных мероприятиях. «Минэкономразвития России не может поддержать предлагаемое проектом приказа значительное расширение сферы проведения ПЭК в области использования и охраны земель, недр, водных объектов, за состоянием животного и растительного мира, за реализацией программы повышения экологической эффективности и плана мероприятий по охране окружающей среды по причине того, что проведение ПЭК в указанных областях попросту не предусмотрено законодательством, - отмечают по этому поводу юристы МЭР.. - Помимо прочего, проект приказа Минприроды устанавливает требования, не относящиеся к предмету регулирования, дополнительные затраты на выполнение которых могут составить порядка 57 млн рублей в год только для одного завода».

Нормотворческий зуд одолевает не только федеральных чиновников. Отчет Минэкономразвития рассказывает о проекте постановления Правительства Ульяновской области «Об утверждении требований к внешнему облику кафе при стационарных предприятиях общественного питания», регулирующем требования к внешнему облику сезонных кафе при стационарных предприятиях общественного питания. «При оценке ОВР проекта были выявлены положения, способствующие возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской деятельности на сумму порядка 15 млн рублей, а также способствующие сокращению поступления налогов и налоговых платежей в размере не менее 7 млн рублей», - утверждают аналитики МЭР.

В начале сентября 2015 года Минэкономразвития выдало отрицательное заключение об ОРВ на законопроект об изменениях в регулировании торговли, разработанный депутатами Государственной Думы и принятый в первом чтении, а также на проект поправок к нему, подготовленный Минпромторгом России. По мнению аналитиков МЭР, законопроект содержал «потенциальные риски для отдельных субъектов торговых отношений, которые могут спровоцировать рост цен на продукцию в магазинах, а также ограничение конкуренции и блокирование выхода на рынок новых игроков». Дискуссия вокруг законопроекта продолжается до сих пор.


Но мало того, что чиновники придумывают вредные нормативные акты. Они еще и упорствуют в своём вредительстве, саботируя требования Минюста по устранению вредного воздействия на бизнес. «Основные проблемы были связаны с ненадлежащим исполнением разработчиками нормативных актов представлений Минюста России по внесению изменений или отмены нормативных актов, - отмечается в отчете МЭР. - Разработчики, в отсутствие действенных санкций и рычагов воздействия, зачастую затягивали сроки исполнения представлений либо разрабатывали новые редакции действующих актов чрезмерно долго, не отменяя при этом существующих регуляторных актов... Результаты экспертизы порядка 20% прошедших ее актов до настоящего времени разработчиками не исполнены, при том, что в отношении отдельных актов данная процедура была проведена еще в 2013-2014 годах».

Еще один любопытный момент. Сегодня общим местом является то, что Россию фактически бойкотируют ведущие страны Запада, отказываясь иметь с ней какие-либо отношения. Выясняется, что, по крайней мере, в области работы по оценке регулирующего воздействия нормативных актов ничего подобного не наблюдается.

Еще в октябре 2013 года в адрес Посольства Российской Федерации во Франции от директора Секретариата ОЭСР по внешним связям М. Бонтури поступило письмо с предложением о повышении статуса участия Российской Федерации в Комитете по регуляторной политике ОЭСР (далее - Комитет) до статуса Участника. А в ноябре 2016 года российская сторона впервые приняла участие в заседании Комитета новом статусе - статусе Участника.


А чуть раньше, в октябре 2016 года, по приглашению заместителя Министра экономики Республики Польша (!) Мариуша Халадого состоялся рабочий визит в Варшаву представителей Минэкономразвития России, на котором обсуждались вопросы «снижения барьеров для предпринимательства и поддержки малого и среднего бизнеса, обмена опытом по проведению оценки регулирующего воздействия и общественных консультаций».

За 6 лет существования института оценки регулирующего воздействия в Российской Федерации удалось достичь действительно больших результатов. «Объем, масштаб и вес проделанной работы можно оценивать как в деньгах, которые бизнес не потратил на оплату непродуманных регуляторных решений, так и в количестве нормативных актов, принятых в качественно проработанной экспертами и вычищенной от избыточных требований редакции», - отмечается в документе Минэкономразвития.

нормотворчество, экономика, чиновники, бизнес, Россия

Previous post Next post
Up