У ученых до сих пор нет единого однозначного мнения относительно эволюции. Нет, она, конечно, продолжается: идет, можно сказать, прямо на наших глазах - но только вот факты, которые это подтверждают, можно трактовать по-разному.
Например, паразитические анизакиды - гельминты сем. Anisakidae из группы нематод. Многие видели их на внутренностях сельди и скумбрии, особенно много их в минтае /поэтому его и продают, как правило, уже потрошеным: производители удаляют кишечник вместе с паразитами, что значительно снижает гастрономическую непривлекательность вида/.
Практически до конца 20-го в. бытовало устойчивое мнение, что Homo sapiens не представляет интереса для анизакид, и эти паразиты рыб считались не опасными для человека, так как в нас не селятся. Однако примерно 35 лет назад врачи начали выявлять их у обратившихся пациентов.
Что это - мода на японскую кухню и рост потребления европейцами сырой рыбы, значительное улучшение уровня медицины и методов диагностики /а население также заражалось и 50 лет назад, но тогда этих анизакид у людей никто не искал?/ или действительно паразиты начали успешно осваивать новых хозяев, т.е. налицо признаки эволюции - совершенно неизвестно.
Напоминаю, как выглядят эти анизакисы
https://maxnicol.livejournal.com/2554474.htmlИли другой пример. Кальмары Гумбольдта Dosidicus gigas - куски их до 5 см толщиной резиновой по текстуре невкусной с кислинкой и горчинкой мантии иногда продают у нас как «кальмар копченый» - стали нападать на людей, в первую очередь на дайверов.
Набрасываются они стаями по несколько особей сразу, а в своей среде и один-то такой дозидикус сильнее человека, оплетают руки и ноги ныряльщиком щупальцами, рвут клювами гидрокостюм, тащат на глубину, стараются сорвать с лица маску и дыхательные трубки - это совершенно осознанные и слаженные действия головоногих, ничего подобного до 20-го века не отмечалось.
Но вновь необходимо понять - почему такого не было раньше? Гораздо меньше людей увлекалось дайвингом? Продавалась ли тогда подводная кино- и фотоаппаратура значительно реже и хуже качеством, а люди тогда были осторожнее и остерегались соваться в скопления хищников?
А может быть, кальмары топили пловцов и рыболовов и раньше, разрывая на куски и пожирая на глубине - но шансов на спасение у несчастных не было никаких, и уже некому было потом рассказывать о нападении - но только теперь дайверы оказались в состоянии отбивать атаки?
Или опять-таки, мы наблюдаем эволюцию в чистом виде - и крупные кальмары, испытывая в последние годы проблемы с добычей пищи в связи с сокращением рыбных запасов, учатся употреблять в пищу людей?
О кальмарах Гумбольдта
https://maxnicol.livejournal.com/2178408.html И, наконец, бобры. Все знают, что бобры Castor fiber грызут своими мощными резцами довольно толстые стволы и легко валят высокие деревья - это их рутинный образ жизни.
Однако мало кому известно - эти факты скрывают, во избежание паники, и WWF, и Гринпис, и охотоведы, и даже СМИ, которые вообще-то готовы хорошо платить за сенсационные новости - что в этом столетии начались случаи нападения бобров на сельских жителей, дачников и прочих туристов.
Человеческие ноги намного мягче древесины, и перекусить щиколотки какому-нибудь спиннингисту животным, чьи зубы заточены на иве, ольхе и березе, не представляет труда. Завалив человека, новые русские бобры пьют свежую кровь, после чего отрывают у лежащих куски мяса - зачастую, если человек не умер сразу от болевого шока, бобры жрут еще живых, причем перемалывают и кости жертв, высасывая и трубчатые кости.
Мозг пострадавших бобры выносят, разломав череп, своим детишкам - приучая тем самым ко вкусу человечины еще на ранних стадиях онтогенеза.
Как и кальмары, бобры научились кооперироваться - и могут нападать на людей целыми семьями. Тогда они не перекусывают ноги, а старый самец подкрадывается к жертве и сбивает зазевавшегося рыбака или крестьянина ударом хвоста - взрослый бобер нагуливает массу до 40 кг - после чего остальные крепко прихватывают обреченного зубами за одежду и тащат в хатку: это хороший запас на зиму, живые консервы.
И вновь встает вопрос: может быть, бобры утаскивали и ели людей и раньше - а так как они не брезгуют и костями, и от человека в итоге не остается и следа, никто не возлагал ответственности за исчезновение людей на представителей сем. Бобровые: мало ли, заплутал ли грибник в лесу, утонул ли в речке или в болоте, сожрали ли его рыси, волки или росомахи - много у нас в России пропавших без вести.
Но ведь не исключено, что это именно эволюция: растительноядные грызуны могли, попробовав случайно, оценить вкус и энергетическую ценность животного белка и жира - и начать постепенно переходить на такой новый для них, но нередкий в лесу корм.
Бывает ведь, что и в людском сообществе вегетарианцы, попробовав стейки, понимают, сколько лет жизни потеряли зря - и покупают мясо, и наверстывают упущенное.
Да что там вегетарианцы: пожуйте хотя бы спичку, сделанную из ольхи - любимого некогда бобрами дерева - и вырезку или рибай. Что вам вкуснее? То-то же. А чем бобры-то хуже.