немного искусствоведения

Jan 07, 2015 14:10

Группа ИМА - группа компаний, в которую разрослось небольшое когда-то книжное издательство ИМА-пресс - сделала мне роскошный новогодний подарок: несколько книг в специальной коробке, ставший сразу раритетным репринт к их 25-летию



Стихи Олега Григорьева


с иллюстрациями Митьков: Саши и Оли Флоренских, Иры Васильевой, Володи Шинкарева, Андрея Кузнецова, Вани Сотникова, Андрея Кузьмина, Владимира Яшке, Ромы Муравьева - уменьшительные имена даю не из фамильярности, а так, как приведены в книге.
Митьки, конечно, не самые мощные наши графики, но здесь с Григорьевым сочетаются достаточно органично.

Рэмон Кено. Упражнения в стиле



и А.Джикия и А.Туркин. Общее дело. - полосатенькая в левом нижнем углу.
Туркина сейчас, наверное, знают только литературоведы, а писал он так:

Купил я Ленина карманного,
И, как читал его, читал,
Из парня злобного и странного
Простым и добрым парнем стал.

Из параноика презренного
Я тихим стал, что мышь твоя.
Когда куплю его толстенного,
Каким-то парнем стану я?

Последние две строчки, наверное, лучше звучали бы так:
Когда куплю его толстенного - каким же парнем стану я!
Ну да меня не спрашивали.

А вот Григорьев:


Олег Григорьев, если кто не помнит, был первым российским автором «садистских» стишков.

Спросил я у электрика Петрова:
- Ты зачем надел на шею провод?
Ничего Петров не отвечает,
только тихо ботами качает.

А еще

Дети в подвале играли в гестапо -
зверски замучен сантехник Потапов.

Некоторые утверждают, что это не его, многие думают, что просто народное.
Здесь ссылки на мнения, подтверждающие авторство Григорьева
http://yulya.livejournal.com/160926.html?thread=1195934#t1195934

и хотя те ссылки давно не открываются, упомянутому там Soamo - В.Камаеву -
soamo
http://www.soamo.ru/
я вполне доверяю: это его, григорьевское.

Вершины жанра

Красные звездочки, ребрышки в ряд -
трамвай переехал отряд октябрят.

и

Мне в детстве мама выколола глазки,
чтоб я в шкафу варенье не нашел -
я не смотрю мультфильмы, не читаю сказки,
зато я нюхаю и слышу хорошо.

будут сильно позже.



















В застойное советское время вышло две книжки Григорьева, в 1971 г. и в 1981 г. - а в промежутке между изданиями он сидел за тунеядство. Позже Бродского, но в общем за то же - за попытку заниматься творчеством без оглядки на государство.
Во второй книге - Витамин роста - был текст

Прохоров Сазон
воробьев кормил:
бросил им батон,
десять штук убил.

Книгу принесли С.Михалкову, заявившему, что пока он жив, Григорьева в литературе не будет. Однако следующая книжка вышла в 1989 г., в перестройку, когда Михалков еще вполне здравствовал
http://www.litrossia.ru/archive/155/person/3896.php

Ну а теперь О.Григорьева издают под одной обложкой с С.Михалковым
http://bookmix.ru/book.phtml?id=506716
http://www.ozon.ru/context/detail/id/1436300/
и делают о нем фильмы
http://maxnicol.livejournal.com/1349875.html

Кстати, Олег Григорьев учился в одном классе художественной школы с М.Шемякиным, советская власть не любила и гнобила и его - как, впрочем, практически всех и всё свободное и талантливое.

Рэмон Кено (у нас более известен как Раймон - ну, среди тех, кому известен) - поэт, прозаик, автор сценария Зази в метро
/http://modernlib.ru/books/keno_raymon/zazi_v_metro/read/ /, прославившего Ф.Нуаре, приятель Б.Виана.
Упражнение в стиле /1947/ - 100 пересказов разными способами банальной бессюжетной истории в один абзац - считались непереводимым материалом, пока задачу не решила Мария Голованивская.
Иллюстрировал А.Бильжо, тогда в начале 90-х - художник в Коммерсанте.

Меня взяли в ИМА-пресс в 93-м году - а еще до часто приглашали к ним на мозговые штурмы - поработав переводчиком в Центре охраны дикой природы после того, как, не дописав диссертацию во ВНИРО, попал под сокращение, так как прикрыли тему по оценке запаса промысловых рыб.
В трудовой книжке у меня написано «советник по оптимизации функционирования структуры издательства», и я плохо представляю, как мне будут платить пенсию за такую формулировку - если я доживу до пенсионного возраста и если к тому времени в России вообще будут платить пенсии.
Такую запись, не считаясь ни с каким КЗОТом, мне сделали тогда в ИМА потому (а книги в подарок прислали потому, что тогда сделали эту запись), что нужно же было написать хоть что-нибудь, а в советах основатели и руководители не нуждались: они и сами неплохо понимали, что и как им нужно делать.

В те годы рядом с логотипом ИМА-пресс стояло пояснение: Кузница интеллектуального авангарда - и это не было простым бахвальством.
Гендиректор А.Гнатюк и главред С.Шананина ухитрились собрать в издательстве практически всех талантливых дизайнеров того времени: одновременно там работали

Игорь Гурович - «Гурон»
http://www.lookatme.ru/mag/people/russian-art-directors/198289-igor-gurovich-o-dizayne-dlya-kulturnyh-istitutsiy
http://tvrain.ru/articles/igor_gurovich_i_ego_geroi_7960-7960/
http://www.wacademy.ru/news/igor-gurovich-/
http://www.ostengruppe.com/designer/142
https://www.facebook.com/profile.php?id=100006103124389

Эркен Кагаров
http://www.plakat-msh.ru/kagarov-erken-medatovich
http://kak.ru/columns/masterclass/a8307

Андрей Логвин - его знают практически все, но не все знают, что это Логвин: он придумал написать черной икрой в тазике красной Жизнь удалась
http://kak.ru/columns/visits/a882
http://www.design.kg/index.php?showtopic=2646

Андрей Шелютто - и тоже как минимум один цикл работ видели все, но мало кто знает фамилию автора: Андрей вместе с Е.Китаевой придумали эмблему НТВ с шариком (зимняя ледяная горка, пруд с рыбами и др.)
http://kak.ru/columns/serov/a10015
http://artursolomonov.ru/cover/

Это только часть коллектива, и мне ужасно жалко, что не могу втиснуть в пост всех, кто работал в ИМА - они гении, а те, кто не поленился сходить по ссылкам, не станет спрашивать «почему».

К тому же в 1992 г. основатели ИМА-пресс догадались заняться, кроме издательского дела, еще и рекламой, ИМА одна из первых вошла в Российскую ассоциацию рекламных агентств РАРА - и идеи там физически носились в воздухе, лезли изо всех мониторов, сидели на лесенке и покуривали во дворе.
Наверное, там была и конкуренция, и творческая ревность, и зависть - но внешний мир и клиенты воспринимали ИМА как цельный генератор озарений: там было наглядно видно, как работает ноосфера Вернадского - согласно которому Ломоносов с Лавуазье и Клайперон с Менделеевым делали свои открытия и составляли уравнения только потому, что решали задачу одновременно, а по отдельности у них, может быть, ничего такого бы и не получилось.

Так же вот все вместе имовцы готовили и культурные вечера, под которые время от времени ИМА арендовала кинотеатр Иллюзион в высотке в Котельниках, а особым поршнем иллюзионного движения был С.Ищенко https://www.facebook.com/stas.ishchenko .
Сейчас слава Иллюзиона пожухла, а в те времена и на обычные-то сеансы билетов было не достать, а уж получить дизайнерский пригласительный ИМА-пресс, напечатанный в их типографии - конечно, всякий раз разный - было знаком особой избранной принадлежности.

Там же проходили и презентации новых книг, тоже совершенно удивительных. Очень дорогие, тиражом порой 100 экз., они сразу расходились по коллекционерам. Так, «Эпитафии» О.Григорьева

Колхозниц тискали с ребятами -
лежим, порублены лопатами

были напечатаны на овальных эмалированных табличках, на которых обычно выполняются портреты покойных на надгробиях.
А Страдания юного Вертера издавались как письма Вертера к каждому из внесших предоплату подписчиков - с поименным обращением Вертера к конкретному адресату - выпускались по одному письму примерно раз в месяц, и каждое письмо доставлялось адресату всё новым и новым способом: с курьером в форме, с мотоциклистом в коже, в очках-консервах и крагах 30-х годов, с почтальоном 60-х в фуражке и с толстой сумкой на ремне, и даже почтовыми голубями.

Ну а в приглашении на презентацию книжки Р.Кено Упражнения в стиле особо подчеркивалось, что пустят только тех, кто пришьет на одежду хотя бы одну лишнюю пуговицу - явно другого цвета и размера, чем там полагается. Дело в том, что в исходном базовом рассказике - который потом пересказывается еще 99 раз, помните? - речь шла о человеке, которому встреченный на вокзале Сан-Лазар приятель рекомендует пришить на пальто оторвавшуюся пуговицу.
И публика не подвела: девушки нашивали большие черные пуговицы на белые блузки - на лопатку или под мышку, зеленые пуговицы на попы розовых сарафанов, чиновники приезжали кто с рядком перламутровых дамских пуговок поперек спины или с алой пуговичищей размером со спичечную коробку на плече или нагрудном кармане, и ведь пришивали не на лавочке перед Иллюзионом, а так и добирались с работы через пол-Москвы.
А А.Бартенев
http://www.peoples.ru/art/painter/andrey_bartenev/
http://olga3aitseva.narod.ru/barteniev.html
пошил черный балахон до пят с черным же капюшоном, обшитый пуговицами самых разных цветов и размеров - густо, как чешуя, так что ткани почти не было видно. До сих пор не знаю, есть ли уже спецмашинки для пришивания пуговиц или это всё была ручная работа.

И вот смотрю я на подаренные репринтные книжки, и вспоминаю свежий воздух тех лет, и бьющие фонтаном таланты, и фейерверк свободы творчества, которую не то что регламентировать, но даже близко подходить к которой не приходило в голову депутатам - и думаю: куда же всё это ушло, как задохнулось практически без борьбы, и как удалось невежественной серости вновь натянуть на страну пыльный мешок и начать принимать законы о том, что и каким языком нам писать, да так, что население им еще и рукоплещет и их поддерживает?

книжная иллюстрация, хорошие стихи, литературоведение, фото, книжки - разные, чужие блоги, ИМА-пресс

Previous post Next post
Up